![]()
Образ святого благоверного князя Александра Невского в светском искусстве Несмотря на все исторические перипетии, образа князя Александра Невского не коснулась печать забвения, как это бывает с героями, которых одна эпоха возносит на пьедестал, а другая ниспровергает. Молодой успешный князь, воин, дипломат, он всегда считался примером доблести и чести, патриотизма и героизма. Александр Невский — один из самых известных святых Русской Православной Церкви. В дни его памяти в храмах совершаются праздничные богослужения, молебны и крестные ходы, в городах проводятся различные мероприятия, концерты. Не ослабевает интерес к личности князя и в светской культуре. PDF-версия.
17 февраля 2021 г. 15:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя» Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Фотовыставка Уильяма Брумфилда состоится в рамках Свято-Феодоровского историко-культурного форума 19 ноября на сайте Переславского Свято-Феодоровского историко-культурного форума откроется онлайн выставка и презентация работ современного американского историка русской архитектуры, фотографа-документалиста Уильяма Брумфилда:«Краеугольный камень. Вид с Запада». Автор представит в онлайн формате около пятидесяти работ, сделанных в Переславле на протяжении последних сорока лет.
8 ноября 2020 г. 19:15
Благодарственная восписуем Ти раби Твои Соборный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, построенный во второй половине 2000-х годов в Зачатьевском женском монастыре, обретает новое внутреннее убранство. Речь идет о целом комплексе работ, объединяющем единым творческим замыслом стенопись и мозаичные панно. Пока что завершен первый этап, коснувшийся четверика, центрального купола с главным барабаном и четверки малых куполов.
7 августа 2020 г. 10:00
Ювелирная точность Золото и серебро в Православии ценны не только как драгоценные металлы, но и как материалы, несущие определенную смысловую нагрузку. Золото символизирует солнце, свет истины и Самого Господа, а также первосвятительскую и архиерейскую власть. Серебро — нравственную чистоту и девство Пресвятой Богородицы. Ювелирное искусство во многих своих проявлениях связано с жизнью Церкви. В постиндустриальную эпоху ювелиры, как и многие другие мастера декоративно-прикладных искусств, оказались перед рядом вызовов, ответ на которые им предстоит найти. PDF-версия, Начало. PDF-версия, Окончание
14 февраля 2020 г. 10:00
Митрополит Калужский и Боровский Климент: «Духовная литература — фундамент русской классики» Сегодня, 14 марта, отмечается День православной книги. День православной книги — это праздник, появившийся чуть более десяти лет назад, но ставший ожидаемым событием церковной жизни. Это торжество напоминает о значении православия в жизни нашего государства.
3 января 2020 г. 15:45
«Я поставил своей целью написать всю жизнь Христа в картинах» Василий Дмитриевич Поленов (1844–1927) внес огромный вклад в развитие религиозной темы в русской живописи XIX — начала XX века. По достоинству этот вклад был оценен не его современниками, а потомками. Именно с исторической дистанции стало очевидно, насколько глубоко художник вошел в евангельскую тему как вдумчивый исследователь и выразил ее как талантливый живописец. PDF-версия.
25 декабря 2019 г. 14:12
Все там будем Новый выставочный проект в рамках программы «Концепция образов и смыслов» в Музее им. Андрея Рублева начинается от гробовой доски. Если точнее – от колоды, причем в буквальном смысле слова. Прямо возле гардероба посетителей встречает выдолбленная из цельного ствола дерева домовина. Конечно, на произведение искусства в привычном понимании этот предмет не тянет: «экспонат» нашли на чердаке частного дома в Нижегородской области, где раньше жила семья старообрядцев. Дизайнерский ход нетривиальный и запоминающийся. Особенно если кому-то придет в голову примерить изделие под себя.
13 декабря 2019 г. 13:07
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
|
![]()
ЖМП № 8 август 2014 /
27 августа 2014 г. 15:02
Успение Пресвятой Богородицы в шитых плащаницахДревняя традиция ручной золотой вышивки, вместе с христианством воспринятая из Византии, продолжает жить в наш век машинного производства и нанотехнологий. Забытое в синодальную эпоху и не востребованное в советское время, это искусство стало возрождаться в 1980-е годы в среде воцерковлявшейся молодежи. Уже сложились школы, которые владеют разнообразными техниками лицевого, шелкового шитья, изучают и развивают древнерусскую традицию. Один из таких центров — мастерская «Убрус» под руководством Елены Катасоновой — работает при Успенском подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. В противовес столь модным сейчас гладким поверхностям и обезличенным материалам искусство церковной вышивки предстает перед нами очень осязаемо и материально: фактура ткани, переливы вышитых поверхностей, искусные переплетения шелковых ниток и тончайшие стежки — всё это создает завораживающее ощущение подлинности образа, свидетельствующего о Христе. Три основных техники вышивки — шелковыми нитями, золотыми нитями и вышивка жемчугом — имеют необозримое количество вариантов и дают мастерицам огромный простор свидетельства о своей вере. Успенская плащаница Центральный храмовый образ на праздник Успения Божией Матери — плащаница, которая выносится на середину храма для поклонения на всенощном бдении. До XIX века традиции выноса плащаницы на праздник Успения не суще-ствовало, поэтому среди большого количества сохранившихся памятников древнего шитья есть огромное количество Господских плащаниц, но не известно ни одной Богородичной. Сохранились только пелены с изображением успения, которые подвешивали к одноименным иконам. Только в XIX веке чин праздничной службы был переведен на славянский язык и стал совершаться в России в некоторых храмах и монастырях. Сегодня иерусалимский чин погребения Богородицы и традиция выноса Богородичных плащаниц распространены повсеместно. Одно из самых традиционных изображений на Богородичных плащаницах — образ усопшей Богородицы со сложенными на груди руками — восходит к почитаемой плащанице, стоящей на мраморной плите в храме подворья Гефсиманского монастыря. Образ Богородицы спокоен и светел, от Ее лика, вышитого шелковыми нитями, кажется, исходит мягкое свечение, одежды сделаны по форме сканью — скрученными вместе цветной и золотой нитью. Это дает своеобразный эффект мерцания одежд Богоматери на голубой поверхности штофа. В золоте нимба — переплетение цветов из райского сада. За счет использования разных техник вышивки свет по-разному играет на лике и всей фигуре Богоматери, что создает ощущение, с одной стороны, драгоценной поверхности, с другой — что это свечение уже не принадлежит нашему материальному миру. Подобные эффекты переливов ниток и ткани не доступны, на мой взгляд, ни одному другому виду искусства, но, умело использованные, они помогают раскрывать смысл событий праздника и создают удивительное молитвенное состояние. Одной из первых больших вещей, сделанных в мастерской «Убрус» в 2002 году специально для храма подворья Оптиной пустыни в Петербурге, стала Успенская плащаница — центральный образ праздника. Под небом голубым Цвет, традиционно связанный с Богородицей, голубой или синий, — это цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Спасителя в Своей пречистой утробе, подчеркивает Ее чистоту и девство. Как правило, на богородичные праздники храмы убраны голубыми тканями, священники одеты в голубые одежды, а богородичные плащаницы вышиваются на голубых фонах в память о небесной чистоте и непорочности Божией Матери. С другой стороны, этот цвет фонов в иконах и пеленах с изображением успения не является непреложным правилом. До нашего времени сохранились древние шитые пелены с изображением успения на красных фонах. У древнего художника всегда была свобода в свидетельстве о событиях Священной истории, а также понимание того, что невозможно сводить священное изображение только к символике цвета. Красная плащаница построена на контрасте красного фона и фигур апостолов, Богоматери, Христа. Одежды всех апостолов вышиты светлыми охристыми и голубоватыми тонами, золотыми и серебряными нитками. За счет того, что направление стежков укладывали по форме складок, создается ощущение переливов одежд и некого внутреннего свечения. Как будто неземной свет Царствия Небесного, который исходит от Христа, ложится на Богородицу, апостолов, свет разлит на всех собравшихся у гроба Пречистой. В каждой из представленных плащаниц видно глубоко продуманное решение. За счет использования разных техник — шитья сканью, шелковыми нитями по форме или вышивки золотыми и серебряными нитями по форме — в работах раскрываются разные грани изображенного события. При общей узнаваемости композиционной схемы в работах мастерской никогда нет прямого копирования древних памятников. И это очень важно, так как подлинное искусство Церкви не может существовать в копиях и повторениях. Подлинное искусство Церкви всегда говорит нам о вечном, используя традиционные иконографические схемы каждый раз по-иному, побуждая нас не только скользить взглядом по иконе, но действительно переходить от образа к первообразу. Не копирование, а воспроизведение Традицию сейчас понимают по-разному. Для многих людей следование традиции — это прямое копирование вещей, которые некогда существовали. Таким образом, иконописец или вышивальщица уподобляется виртуозному исполнителю произведений древних мастеров. Насколько правилен такой подход? Ответ очевиден. Если мы оглянемся на всю огромную историю христианского искусства, то увидим, что традиции буквального воспроизведения не существовало никогда. При всей незыблемости вероучительных истин, представленных в иконах, фреске, шитье, каждое поколение, каждая эпоха заново осмысляла события христианской истории и христианские догматы. Поэтому мы различаем -стили, эпохи. В шитье каждая вещь должна создаваться заново. С ориентацией на прообраз, в русле традиции, но рисовать ее необходимо с нуля. Стремясь передать накопленный опыт, мастерская «Убрус» ежегодно проводит набор в Школу церковной вышивки и золотого шитья. За четыре года учащиеся осваивают техники орнаментального и иконного шитья, знакомятся с историей древнерусской вышивки, изучают иконографию и церковное искус-ство. Для них проводятся занятия по композиции, орнаментальному и иконописному рисунку. То есть с самого начала их учат смотреть не на совокупность деталей, а на вещь в целом. Каждое произведение, от небольшой закладки до плащаницы, выполненное в мастерской «Убрус», наглядно иллюстрирует, что церковная вышивка — это не только техника, но и высокое церковное искусство. «Совре-менное искусство лицевого шитья основывается на древней традиции. Именно из нее мы черпаем вдохновение и получаем творческие импульсы. Но, живя в XXI веке, мы ощущаем, что необходимо не только продолжать традицию, но и развивать ее, создавая вещи, созвучные нам и нашему времени», — говорит руководитель мастерской Елена Катаносова. Канон и творческая свобода Часто сам художественный язык возводится в канон. Между тем очень важно разделять канон как богословскую основу образа, куда входит содержание и смысл образа, символика и иконография, богословские понятия, но не входят художественные приемы. Это происходит оттого, что зачастую люди канонизируют сам стиль и материалы исполнения. В каждой иконе, и в том числе вышитой, важны в первую очередь те богословские истины, которые она представляет. Яркий пример настоящего творческого отношения к вышивке демонстрирует знаменитая мастерская родственницы царя Иоанна Грозного Ефросинии Старицкой. Мастерская работала в Московском Кремле во второй половине XVI века и по уровню технического и художественного исполнения даже соперничала с Царицыной мастерской палатой, а иногда и превосходила ее. Произведения, созданные в мастерской Ефросинии Старицкой, — одна из вершин древнерусского золотошвейного искусства. На сохранившихся памятниках видно, как творчески вышивальщицы относились к разработке композиций, как не боялись использовать новые технические приемы. Так, некоторые небольшие детали, как, например, витиеватые облачка, которые мастерицы часто включали в изображение небесных сфер, были, вероятнее всего, заимствованы из китайской вышивки. Мастерицы работали в техниках, которых до них не было: они в вышивке искусно имитировали драгоценные полихромные ткани, причем очень сложные по выработке, и делали это так искусно, что последующие исследователи принимали это за обыкновенную аппликацию. Со временем все эти приемы станут привычными в искусстве XVII века. Очевидно, что сегодня традиция церковного шитья существует не только как археологический артефакт, но и как живое искусство Церкви. И дело не только в ровно положенных стежках, использовании разнообразных техник, умении их сочетать, но и в общем цветовом и композиционном решении, в понимании символики и богословского смысла изображения и того, какими средствами они могут быть раскрыты в вышитой иконе. Если все эти качества во время работы учтены, то это создает особый настрой у молящегося человека. В материальном открывается свидетельство о Горнем, подобно тому, которое тысячу лет назад поразило русских послов на византийском богослужении.
27 августа 2014 г. 15:02
Ключевые слова:
культура
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Александр Невский и Кольский Север В исторической науке закрепилось еще со времен Петра I представление о том, что деяния святого благоверного князя Александра Невского были связаны с Невой, Чудским озером, псковско-новгородскими коллизиями и смутами. Митрополит Мурманский и Мончегорский Митрофан делится своими оригинальными размышлениями о том, как имя князя Александра Ярославича связано с историей Крайнего Севера. Как благодаря его дипломатическим и военным усилиям эти северные земли стали данниками Новгородской Руси, а спустя столетия, уже при московских князьях, часть Лапландии отошла к Российской державе, став впоследствии русским Кольским Севером, а ныне Мурманской областью. PDF-версия.
24 февраля 2021 г. 17:00
Памяти митрополита Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха всея Беларуси 12 января 2021 года на 86-м году жизни отошел ко Господу почетный Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Филарет (Вахромеев). 20 февраля 2021 года исполнилось 40 дней со дня кончины архипастыря. PDF-версия.
19 февраля 2021 г. 18:35
Протопресвитер Владимир Диваков В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Патриархии». В рубрике «Человек Церкви» будут публиковаться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00
Сретение Господне Древнейшее исторически достоверное свидетельство о богослужебном чествовании Сретения Господня на христианском Востоке находим в знаменитом Itinerarium Aetheriae, иначе — «Паломничестве ко святым местам (Peregrinatio ad Loca Sancta)». Этот ценнейший памятник датируется концом IV века и принадлежит перу любознательной западной паломницы Эте́рии, или Эгерии (в старой литературе — Сильвия Аквитанка). Ее Перегрина`цио, один из первых христианских памятников этого жанра, еще не дает Сретению самостоятельного литургического заголовка и именует его просто «сороковым днем от Епифании (Богоявления)», — зато кратко описывает само торжество, совершающееся в этот день в Иерусалиме. Приведем это свидетельство полностью. PDF-версия.
14 февраля 2021 г. 19:30
|