![]()
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
Рождество в московских музеях Петровская эпоха, основательно перетряхнувшая складывавшийся веками жизненный уклад Отечества, воспринимается и сегодня неоднозначно. Но ее мощное наследие, в том числе в культурном пространстве, вне всякого сомнения. Об этом свидетельствуют три совершенно, казалось бы, разные выставки, посвященные связанным с деяниями Петра I (350-летие со дня рождения которого мы отметим в наступившем году) грандиозным датам. PDF-версия.
3 января 2022 г. 14:00
Хоровая школа на Монастырском острове В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Якоже свирель богогласная Один из первых мыслителей, сочетавших западную культуру с православным мировидением, преподобный Максим Грек, по воле Божией сделался великим тружеником и подвижником нашей земли. Ученый грек внес существенный вклад в становление русского богословия. В июле этого года в Троице-Сергиевой лавре торжественно отметили 25-летие со дня обретения нетленных и чудотворных мощей святого. PDF-версия.
16 августа 2021 г. 15:00
Загадки «Гостеприимства» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Довмонтов меч и приглашение на Ледовое побоище Поскольку центром празднования 800-летия со дня рождения Александра Невского стала северная столица России, вполне логично, что основные выставки к этому событию пройдут именно здесь. Но и в московских, и в провинциальных музеях есть на что посмотреть уже сейчас. «Журнал Московской Патриархии» подготовил обзор самых интересных экспозиций, открывшихся этим летом. PDF-версия.
29 июля 2021 г. 16:30
|
![]()
ЖМП № 8 август 2014 /
27 августа 2014 г. 15:02
Успение Пресвятой Богородицы в шитых плащаницахДревняя традиция ручной золотой вышивки, вместе с христианством воспринятая из Византии, продолжает жить в наш век машинного производства и нанотехнологий. Забытое в синодальную эпоху и не востребованное в советское время, это искусство стало возрождаться в 1980-е годы в среде воцерковлявшейся молодежи. Уже сложились школы, которые владеют разнообразными техниками лицевого, шелкового шитья, изучают и развивают древнерусскую традицию. Один из таких центров — мастерская «Убрус» под руководством Елены Катасоновой — работает при Успенском подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. В противовес столь модным сейчас гладким поверхностям и обезличенным материалам искусство церковной вышивки предстает перед нами очень осязаемо и материально: фактура ткани, переливы вышитых поверхностей, искусные переплетения шелковых ниток и тончайшие стежки — всё это создает завораживающее ощущение подлинности образа, свидетельствующего о Христе. Три основных техники вышивки — шелковыми нитями, золотыми нитями и вышивка жемчугом — имеют необозримое количество вариантов и дают мастерицам огромный простор свидетельства о своей вере. Успенская плащаница Центральный храмовый образ на праздник Успения Божией Матери — плащаница, которая выносится на середину храма для поклонения на всенощном бдении. До XIX века традиции выноса плащаницы на праздник Успения не суще-ствовало, поэтому среди большого количества сохранившихся памятников древнего шитья есть огромное количество Господских плащаниц, но не известно ни одной Богородичной. Сохранились только пелены с изображением успения, которые подвешивали к одноименным иконам. Только в XIX веке чин праздничной службы был переведен на славянский язык и стал совершаться в России в некоторых храмах и монастырях. Сегодня иерусалимский чин погребения Богородицы и традиция выноса Богородичных плащаниц распространены повсеместно. Одно из самых традиционных изображений на Богородичных плащаницах — образ усопшей Богородицы со сложенными на груди руками — восходит к почитаемой плащанице, стоящей на мраморной плите в храме подворья Гефсиманского монастыря. Образ Богородицы спокоен и светел, от Ее лика, вышитого шелковыми нитями, кажется, исходит мягкое свечение, одежды сделаны по форме сканью — скрученными вместе цветной и золотой нитью. Это дает своеобразный эффект мерцания одежд Богоматери на голубой поверхности штофа. В золоте нимба — переплетение цветов из райского сада. За счет использования разных техник вышивки свет по-разному играет на лике и всей фигуре Богоматери, что создает ощущение, с одной стороны, драгоценной поверхности, с другой — что это свечение уже не принадлежит нашему материальному миру. Подобные эффекты переливов ниток и ткани не доступны, на мой взгляд, ни одному другому виду искусства, но, умело использованные, они помогают раскрывать смысл событий праздника и создают удивительное молитвенное состояние. Одной из первых больших вещей, сделанных в мастерской «Убрус» в 2002 году специально для храма подворья Оптиной пустыни в Петербурге, стала Успенская плащаница — центральный образ праздника. Под небом голубым Цвет, традиционно связанный с Богородицей, голубой или синий, — это цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Спасителя в Своей пречистой утробе, подчеркивает Ее чистоту и девство. Как правило, на богородичные праздники храмы убраны голубыми тканями, священники одеты в голубые одежды, а богородичные плащаницы вышиваются на голубых фонах в память о небесной чистоте и непорочности Божией Матери. С другой стороны, этот цвет фонов в иконах и пеленах с изображением успения не является непреложным правилом. До нашего времени сохранились древние шитые пелены с изображением успения на красных фонах. У древнего художника всегда была свобода в свидетельстве о событиях Священной истории, а также понимание того, что невозможно сводить священное изображение только к символике цвета. Красная плащаница построена на контрасте красного фона и фигур апостолов, Богоматери, Христа. Одежды всех апостолов вышиты светлыми охристыми и голубоватыми тонами, золотыми и серебряными нитками. За счет того, что направление стежков укладывали по форме складок, создается ощущение переливов одежд и некого внутреннего свечения. Как будто неземной свет Царствия Небесного, который исходит от Христа, ложится на Богородицу, апостолов, свет разлит на всех собравшихся у гроба Пречистой. В каждой из представленных плащаниц видно глубоко продуманное решение. За счет использования разных техник — шитья сканью, шелковыми нитями по форме или вышивки золотыми и серебряными нитями по форме — в работах раскрываются разные грани изображенного события. При общей узнаваемости композиционной схемы в работах мастерской никогда нет прямого копирования древних памятников. И это очень важно, так как подлинное искусство Церкви не может существовать в копиях и повторениях. Подлинное искусство Церкви всегда говорит нам о вечном, используя традиционные иконографические схемы каждый раз по-иному, побуждая нас не только скользить взглядом по иконе, но действительно переходить от образа к первообразу. Не копирование, а воспроизведение Традицию сейчас понимают по-разному. Для многих людей следование традиции — это прямое копирование вещей, которые некогда существовали. Таким образом, иконописец или вышивальщица уподобляется виртуозному исполнителю произведений древних мастеров. Насколько правилен такой подход? Ответ очевиден. Если мы оглянемся на всю огромную историю христианского искусства, то увидим, что традиции буквального воспроизведения не существовало никогда. При всей незыблемости вероучительных истин, представленных в иконах, фреске, шитье, каждое поколение, каждая эпоха заново осмысляла события христианской истории и христианские догматы. Поэтому мы различаем -стили, эпохи. В шитье каждая вещь должна создаваться заново. С ориентацией на прообраз, в русле традиции, но рисовать ее необходимо с нуля. Стремясь передать накопленный опыт, мастерская «Убрус» ежегодно проводит набор в Школу церковной вышивки и золотого шитья. За четыре года учащиеся осваивают техники орнаментального и иконного шитья, знакомятся с историей древнерусской вышивки, изучают иконографию и церковное искус-ство. Для них проводятся занятия по композиции, орнаментальному и иконописному рисунку. То есть с самого начала их учат смотреть не на совокупность деталей, а на вещь в целом. Каждое произведение, от небольшой закладки до плащаницы, выполненное в мастерской «Убрус», наглядно иллюстрирует, что церковная вышивка — это не только техника, но и высокое церковное искусство. «Совре-менное искусство лицевого шитья основывается на древней традиции. Именно из нее мы черпаем вдохновение и получаем творческие импульсы. Но, живя в XXI веке, мы ощущаем, что необходимо не только продолжать традицию, но и развивать ее, создавая вещи, созвучные нам и нашему времени», — говорит руководитель мастерской Елена Катаносова. Канон и творческая свобода Часто сам художественный язык возводится в канон. Между тем очень важно разделять канон как богословскую основу образа, куда входит содержание и смысл образа, символика и иконография, богословские понятия, но не входят художественные приемы. Это происходит оттого, что зачастую люди канонизируют сам стиль и материалы исполнения. В каждой иконе, и в том числе вышитой, важны в первую очередь те богословские истины, которые она представляет. Яркий пример настоящего творческого отношения к вышивке демонстрирует знаменитая мастерская родственницы царя Иоанна Грозного Ефросинии Старицкой. Мастерская работала в Московском Кремле во второй половине XVI века и по уровню технического и художественного исполнения даже соперничала с Царицыной мастерской палатой, а иногда и превосходила ее. Произведения, созданные в мастерской Ефросинии Старицкой, — одна из вершин древнерусского золотошвейного искусства. На сохранившихся памятниках видно, как творчески вышивальщицы относились к разработке композиций, как не боялись использовать новые технические приемы. Так, некоторые небольшие детали, как, например, витиеватые облачка, которые мастерицы часто включали в изображение небесных сфер, были, вероятнее всего, заимствованы из китайской вышивки. Мастерицы работали в техниках, которых до них не было: они в вышивке искусно имитировали драгоценные полихромные ткани, причем очень сложные по выработке, и делали это так искусно, что последующие исследователи принимали это за обыкновенную аппликацию. Со временем все эти приемы станут привычными в искусстве XVII века. Очевидно, что сегодня традиция церковного шитья существует не только как археологический артефакт, но и как живое искусство Церкви. И дело не только в ровно положенных стежках, использовании разнообразных техник, умении их сочетать, но и в общем цветовом и композиционном решении, в понимании символики и богословского смысла изображения и того, какими средствами они могут быть раскрыты в вышитой иконе. Если все эти качества во время работы учтены, то это создает особый настрой у молящегося человека. В материальном открывается свидетельство о Горнем, подобно тому, которое тысячу лет назад поразило русских послов на византийском богослужении.
27 августа 2014 г. 15:02
Ключевые слова:
культура
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Родом угреня Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00
|