![]()
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
Зима в российских музеях Крест преподобномученицы, автографы петроградских святых и государевы вклады в Троице-Сергиеву лавру. PDF-версия.
14 декабря 2022 г. 14:00
Свет в звуках Завершился II Патриарший фестиваль духовной музыки «Свет Христов». В этом году он был посвящен 600-летию обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. В фестивале приняли участие хоровые коллективы из 51 епархии Русской Православной Церкви. Впечатлениями о состязании хоров и его итогах с обозревателем «Журнала Московской Патриархии» поделился член жюри профессор Московской духовной академии и Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов РФ Николай Денисов. PDF-версия.
4 декабря 2022 г. 15:00
Россия в иконе, Петр Великий и редкие образы Николая Чудотворца Несмотря на относительное летнее затишье в культурной жизни, российские музеи продолжают радовать интересующуюся церковной историей публику. К услугам посетителей — беспрецедентная по масштабу выставка московского собирателя икон Игоря Сысолятина, «Духовный регламент» Петра I в публичной экспозиции и «Никола Мокрый» в Третьяковке. PDF-версия.
23 августа 2022 г. 15:00
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
|
![]()
ЖМП № 8 август 2014 /
27 августа 2014 г. 15:02
Успение Пресвятой Богородицы в шитых плащаницахДревняя традиция ручной золотой вышивки, вместе с христианством воспринятая из Византии, продолжает жить в наш век машинного производства и нанотехнологий. Забытое в синодальную эпоху и не востребованное в советское время, это искусство стало возрождаться в 1980-е годы в среде воцерковлявшейся молодежи. Уже сложились школы, которые владеют разнообразными техниками лицевого, шелкового шитья, изучают и развивают древнерусскую традицию. Один из таких центров — мастерская «Убрус» под руководством Елены Катасоновой — работает при Успенском подворье Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге. В противовес столь модным сейчас гладким поверхностям и обезличенным материалам искусство церковной вышивки предстает перед нами очень осязаемо и материально: фактура ткани, переливы вышитых поверхностей, искусные переплетения шелковых ниток и тончайшие стежки — всё это создает завораживающее ощущение подлинности образа, свидетельствующего о Христе. Три основных техники вышивки — шелковыми нитями, золотыми нитями и вышивка жемчугом — имеют необозримое количество вариантов и дают мастерицам огромный простор свидетельства о своей вере. Успенская плащаница Центральный храмовый образ на праздник Успения Божией Матери — плащаница, которая выносится на середину храма для поклонения на всенощном бдении. До XIX века традиции выноса плащаницы на праздник Успения не суще-ствовало, поэтому среди большого количества сохранившихся памятников древнего шитья есть огромное количество Господских плащаниц, но не известно ни одной Богородичной. Сохранились только пелены с изображением успения, которые подвешивали к одноименным иконам. Только в XIX веке чин праздничной службы был переведен на славянский язык и стал совершаться в России в некоторых храмах и монастырях. Сегодня иерусалимский чин погребения Богородицы и традиция выноса Богородичных плащаниц распространены повсеместно. Одно из самых традиционных изображений на Богородичных плащаницах — образ усопшей Богородицы со сложенными на груди руками — восходит к почитаемой плащанице, стоящей на мраморной плите в храме подворья Гефсиманского монастыря. Образ Богородицы спокоен и светел, от Ее лика, вышитого шелковыми нитями, кажется, исходит мягкое свечение, одежды сделаны по форме сканью — скрученными вместе цветной и золотой нитью. Это дает своеобразный эффект мерцания одежд Богоматери на голубой поверхности штофа. В золоте нимба — переплетение цветов из райского сада. За счет использования разных техник вышивки свет по-разному играет на лике и всей фигуре Богоматери, что создает ощущение, с одной стороны, драгоценной поверхности, с другой — что это свечение уже не принадлежит нашему материальному миру. Подобные эффекты переливов ниток и ткани не доступны, на мой взгляд, ни одному другому виду искусства, но, умело использованные, они помогают раскрывать смысл событий праздника и создают удивительное молитвенное состояние. Одной из первых больших вещей, сделанных в мастерской «Убрус» в 2002 году специально для храма подворья Оптиной пустыни в Петербурге, стала Успенская плащаница — центральный образ праздника. Под небом голубым Цвет, традиционно связанный с Богородицей, голубой или синий, — это цвет неба, он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Спасителя в Своей пречистой утробе, подчеркивает Ее чистоту и девство. Как правило, на богородичные праздники храмы убраны голубыми тканями, священники одеты в голубые одежды, а богородичные плащаницы вышиваются на голубых фонах в память о небесной чистоте и непорочности Божией Матери. С другой стороны, этот цвет фонов в иконах и пеленах с изображением успения не является непреложным правилом. До нашего времени сохранились древние шитые пелены с изображением успения на красных фонах. У древнего художника всегда была свобода в свидетельстве о событиях Священной истории, а также понимание того, что невозможно сводить священное изображение только к символике цвета. Красная плащаница построена на контрасте красного фона и фигур апостолов, Богоматери, Христа. Одежды всех апостолов вышиты светлыми охристыми и голубоватыми тонами, золотыми и серебряными нитками. За счет того, что направление стежков укладывали по форме складок, создается ощущение переливов одежд и некого внутреннего свечения. Как будто неземной свет Царствия Небесного, который исходит от Христа, ложится на Богородицу, апостолов, свет разлит на всех собравшихся у гроба Пречистой. В каждой из представленных плащаниц видно глубоко продуманное решение. За счет использования разных техник — шитья сканью, шелковыми нитями по форме или вышивки золотыми и серебряными нитями по форме — в работах раскрываются разные грани изображенного события. При общей узнаваемости композиционной схемы в работах мастерской никогда нет прямого копирования древних памятников. И это очень важно, так как подлинное искусство Церкви не может существовать в копиях и повторениях. Подлинное искусство Церкви всегда говорит нам о вечном, используя традиционные иконографические схемы каждый раз по-иному, побуждая нас не только скользить взглядом по иконе, но действительно переходить от образа к первообразу. Не копирование, а воспроизведение Традицию сейчас понимают по-разному. Для многих людей следование традиции — это прямое копирование вещей, которые некогда существовали. Таким образом, иконописец или вышивальщица уподобляется виртуозному исполнителю произведений древних мастеров. Насколько правилен такой подход? Ответ очевиден. Если мы оглянемся на всю огромную историю христианского искусства, то увидим, что традиции буквального воспроизведения не существовало никогда. При всей незыблемости вероучительных истин, представленных в иконах, фреске, шитье, каждое поколение, каждая эпоха заново осмысляла события христианской истории и христианские догматы. Поэтому мы различаем -стили, эпохи. В шитье каждая вещь должна создаваться заново. С ориентацией на прообраз, в русле традиции, но рисовать ее необходимо с нуля. Стремясь передать накопленный опыт, мастерская «Убрус» ежегодно проводит набор в Школу церковной вышивки и золотого шитья. За четыре года учащиеся осваивают техники орнаментального и иконного шитья, знакомятся с историей древнерусской вышивки, изучают иконографию и церковное искус-ство. Для них проводятся занятия по композиции, орнаментальному и иконописному рисунку. То есть с самого начала их учат смотреть не на совокупность деталей, а на вещь в целом. Каждое произведение, от небольшой закладки до плащаницы, выполненное в мастерской «Убрус», наглядно иллюстрирует, что церковная вышивка — это не только техника, но и высокое церковное искусство. «Совре-менное искусство лицевого шитья основывается на древней традиции. Именно из нее мы черпаем вдохновение и получаем творческие импульсы. Но, живя в XXI веке, мы ощущаем, что необходимо не только продолжать традицию, но и развивать ее, создавая вещи, созвучные нам и нашему времени», — говорит руководитель мастерской Елена Катаносова. Канон и творческая свобода Часто сам художественный язык возводится в канон. Между тем очень важно разделять канон как богословскую основу образа, куда входит содержание и смысл образа, символика и иконография, богословские понятия, но не входят художественные приемы. Это происходит оттого, что зачастую люди канонизируют сам стиль и материалы исполнения. В каждой иконе, и в том числе вышитой, важны в первую очередь те богословские истины, которые она представляет. Яркий пример настоящего творческого отношения к вышивке демонстрирует знаменитая мастерская родственницы царя Иоанна Грозного Ефросинии Старицкой. Мастерская работала в Московском Кремле во второй половине XVI века и по уровню технического и художественного исполнения даже соперничала с Царицыной мастерской палатой, а иногда и превосходила ее. Произведения, созданные в мастерской Ефросинии Старицкой, — одна из вершин древнерусского золотошвейного искусства. На сохранившихся памятниках видно, как творчески вышивальщицы относились к разработке композиций, как не боялись использовать новые технические приемы. Так, некоторые небольшие детали, как, например, витиеватые облачка, которые мастерицы часто включали в изображение небесных сфер, были, вероятнее всего, заимствованы из китайской вышивки. Мастерицы работали в техниках, которых до них не было: они в вышивке искусно имитировали драгоценные полихромные ткани, причем очень сложные по выработке, и делали это так искусно, что последующие исследователи принимали это за обыкновенную аппликацию. Со временем все эти приемы станут привычными в искусстве XVII века. Очевидно, что сегодня традиция церковного шитья существует не только как археологический артефакт, но и как живое искусство Церкви. И дело не только в ровно положенных стежках, использовании разнообразных техник, умении их сочетать, но и в общем цветовом и композиционном решении, в понимании символики и богословского смысла изображения и того, какими средствами они могут быть раскрыты в вышитой иконе. Если все эти качества во время работы учтены, то это создает особый настрой у молящегося человека. В материальном открывается свидетельство о Горнем, подобно тому, которое тысячу лет назад поразило русских послов на византийском богослужении.
27 августа 2014 г. 15:02
Ключевые слова:
культура
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Протоиерей Богдан Сойко 25.08.1938 – 07.01.2023 7 января 2023 года, отслужив Божественную литургию в праздник Рождества Христова, после сердечного приступа отошел ко Господу настоятель Николо-Богоявленского морского собора г. Санкт-Петербурга протоиерей Богдан Сойко.
22 марта 2023 г. 16:30
Протоиерей Владимир Королёв 08.07.1938–02.01.2023 2 января 2023 года на 85-м году жизни отошел ко Господу старейший клирик Костанайской епархии Казахстанского митрополичьего округа митрофорный протоиерей Владимир Королёв.
22 марта 2023 г. 16:00
Нести благую весть до края земли Столица Малайзии Куала-Лумпур — город, в котором уживаются люди разных вероисповеданий. Здесь, рядом с небоскребами делового центра, районами с тесными традиционными жилищами, шумными уличными рынками, в непосредственной близости от самых высоких в мире башен-близнецов Петронас, расположен единственный православный храм в стране. Уже несколько лет настоятелю храма во имя Архистратига Божия Михаила в Куала-Лумпуре игумену Павлу (Хохлову) помогает монахиня Сергия (Идрисова). Она рассказала о жизни православной общины в современном азиатском мегаполисе. PDF-версия.
22 марта 2023 г. 13:30
Боголюбезный безмолвник и собеседник ангелов В этом году исполняется 120 лет со дня обретения мощей преподобного Серафима Саровского и прославления его в лике святых. Торжества, проходившие в июле 1903 года с участием императора Николая II и всей царской семьи, стали грандиозным событием для России. PDF-версия.
20 марта 2023 г. 17:00
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
|