выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Церковь
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /  3 ноября 2010 г.
версия для печати версия для печати

Как построить храм? В Москве обсудили проблемы и перспективы развития современной церковной архитектуры.

Любой священник, который хоть раз в своей жизни сталкивался с необходимостью строительства, реставрации или ремонта храма, знает, насколько это непросто. Найти квалифицированного архитектора, определиться с проектом, собрать средства для осуществления задуманного — для некоторых это оказывается непосильной задачей. Найти решение злободневных проблем храмового строительства попытались участники круглого стола «Современная храмовая архитектура и образование архитекторов», который прошел в столице в начале ноября.


Организованный при участии Государственного университета по землеустройству (ГУЗ), Итальянского института культуры и культурного центра «Покровские ворота» круглый стол вывел дискуссию о проблемах современного церковного зодчества на новый качественный уровень. Были подняты темы специальной подготовки будущих храмоздателей, богословского осмысления культового строительства, восстановления прерванной в советские годы традиции храмовой архитектуры, соотношения канонов и новаций в облике современного храма.
Практической основой для состоявшегося обсуждения стал конкурс студенческих работ, проводимый руководством ГУЗа по инициативе Борисоглебского благочиния Воронежской епархии, в котором планируется строительство храмового комплекса в честь святых благоверных Петра и Февронии Муромских. Молодые специалисты представили на суд жюри проекты храмов и часовен, которые, по задумке организаторов конкурса, должны стать не только местом соборной молитвы и почитания святых покровителей семейного очага, но и своего рода венчальными центрами.

В своих проектах студенты отразили главную особенность храмового проектирования, согласно которой архитектурный проект храма должен включать в себя не только внешнюю планировку здания, но и элементы внутреннего убранства — росписи, иконы, детали церковной утвари и декоративных украшений. Эта особенность в свое время успешно проводилась в жизнь классиками отечественной церковной архитектуры и была утрачена в годы советской власти, когда храмы были объявлены отжившей формой архитектуры. И сейчас на повестке дня остро стоит вопрос о том, чтобы восстановить преемство с дореволюционной архитектурной школой, преодолеть разрыв между экстерьером и интерьером храма. Об этом, в частности, говорил старший преподаватель кафедры архитектуры ГУЗа Александр Головкин. Архитектор сделал краткий обзор конкурсных работ и выразил удовлетворение тем, что в них полностью соблюден этот архитектурный принцип, которым руководствовались старые мастера. Он подчеркнул, что культовое здание представляет собой единое целое, в котором происходит взаимодействие всех частей — от сводов до светильников, — представляющих собой компоненты общего архитектурного замысла.

Последовавшие за выступлением Александра Головкина доклады участников конкурса продемонстрировали не только профессионализм последних, но и понимание ими богословских основ храмового зодчества. Один из студентов, Илья Поляков, особо отметил, что архитектор, берущийся за создание проекта храма, должен быть не просто профессионалом своего дела, но и верующим человеком, поскольку без веры невозможно понять специфику церковной архитектуры. Характерный пример на эту же тему привел один из организаторов круглого стола, Жан-Франсуа Тири, рассказавший об одном японском архитекторе, приглашенном для участия в проектировании католического храма в Барселоне и в ходе работы над проектом обратившемся в католицизм.
Вопрос о необходимости специального образования для будущих храмовых зодчих подняла в своем выступлении заведующая кафедрой архитектуры ГУЗа доктор архитектуры, профессор Светлана Ильвицкая. Она подчеркнула, что сегодня, несмотря на растущую потребность в специалистах по храмовому зодчеству, в перечне вузовских дисциплин отсутствует такая специализация, как храмостроение. И чтобы исправить сложившуюся ситуацию, кафедра архитектуры ГУЗа в сотрудничестве с МАРХИ начинает разработку нового образовательного стандарта по указанной специальности. По словам Светланы Валерьевны, уже сейчас, до официального утверждения нового стандарта возглавляемая ею кафедра делает довольно успешные шаги в области популяризации храмостроения: сотрудники кафедры и молодые специалисты разрабатывают научные темы по архитектуре храмов и храмовых комплексов, участвуют в творческих конкурсах, защищают дипломные работы по проектированию культовых зданий.

Тему о необходимости специальной комплексной подготовки храмостроителей продолжил профессор ГУЗа, доктор архитектуры Михаил Лимонад. Он посетовал, что в современном образовательном процессе крайне мало внимания уделяется изучению архитектурной символики, в результате чего молодой специалист получает лишь внешние, не укорененные в традиции знания. В ходе проведения конкурса это упущение было учтено. Так, например, в качестве одного из основных «учебных пособий» при работе над проектами студенты использовали Священное Писание, скрупулезно изучая те библейские сюжеты, в которых речь идет о храмовом строительстве и новозаветном понимании основ семейной жизни. Кроме того, по словам Михаила Юрьевича, никакой храмовый комплекс не был бы спроектирован, если бы в качестве вспомогательного материала участники конкурса не изучали всё, что связано с персоналиями святых Петра и Февронии: подробности их жития, исторический контекст, образы благоверных супругов в русской культуре и церковном творчестве и т.д. Докладчик коснулся также финансовой стороны строительства венчального комплекса, инвестиционная привлекательность которого напрямую зависит от наличия в проектном плане соответствующей инфраструктуры: от именных кирпичей и гостиниц для молодоженов до специально отведенной ветки железной дороги и базы воздушных шаров.


Одной из важных дискуссионных тем, поднятых на круглом столе, стало место храмового зодчества в контексте современной архитектуры. Этому вопросу было посвящено пространное выступление главного архитектора Вероны Марко Молона. В качестве основы профессиональной самоидентификации храмового архитектора Молон предложил образ Святой Троицы Андрея Рублева, в которой, по его словам, иконографическим языком выражена одна из сущностных характеристик Церкви — невидимая связь с Тайной Божества.

Именно такое восприятие храма как феномена, находящегося на стыке земного и небесного, укорененность в богословской традиции, ощущение неразрывной связи с христианской культурой должны быть присущи храмостроителю. Это не только облегчает творческие искания архитектора, но и предохраняет его от необдуманных шагов в работе над проектом. Находясь в рамках христианского дискурса, архитектор может экспериментировать с формами и прибегать к новаторским приемам, не опасаясь, что его конечное творение будет диссонировать с традиционными принципами храмостроения. В противном случае на свет появляются храмы, выполненные в соответствии с современными архитектурными тенденциями и при этом даже внешне вызывающие эстетическое отторжение у верующего человека. В качестве наглядной иллюстрации своих слов Марко Молон привел конкретные примеры храмовых проектов, сделанных в наше время итальянскими архитекторами и напоминающих скорее банк, торговый центр или концертный зал, чем Дом молитвы.

Подобные перекосы вызваны еще одной особенностью современного храмового зодчества: если раньше храм являлся архитектурной доминантой и организовывал городское пространство вокруг себя, то сегодня, напротив, он вынужден интегрироваться в архитектурный контекст новых городских районов, который имеет мало общего с традициями христианской культуры. В этом смысле современный архитектор вынужден быть новатором, главная задача которого — не перешагнуть грань, за которой следует разрыв с исторической традицией храмостроения.

Завершил круглый стол доклад профессора Свято-Филаретовского православно-христианского института Александра Копировского, который наметил возможные пути взаимодействия систем богословского и архитектурного образования.

Живое, творческое обсуждение, состоявшееся в «Покровских воротах», показало, что вопрос о церковном строительстве, архитектурном облике современных храмов и храмовых комплексов далеко не праздный. Он одинаково интересует и священнослужителей, и архитекторов, и обычных прихожан. Сегодня проблема храмоздательства наконец вышла в публичное пространство. И то, как она будет решаться, во многом зависит от культурного состояния и запросов социума. Наше общество, по выражению руководителя Итальянского культурного центра в Москве Адриано дель Аста, «истосковалось по красоте», и проекты новых храмов призваны стать ответом на эту тоску.

Современный архитектор вынужден быть новатором, главная задача которого —
не перешагнуть грань, за которой следует разрыв с исторической традицией храмостроения.

3 ноября 2010 г.
Ключевые слова: реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00