![]()
Нота как мишень Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Правда жизни и правда веры В этом году исполнилось 175-лет со дня рождения знаменитого русского художника Ильи Репина. Илья Ефимович Репин — художник-классик, один из столпов русской живописи, член Товарищества передвижников. Многие его картины нам знакомы со школьных лет: «Бурлаки на Волге», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Не ждали» и другие. Обычно Репина, как и большинство передвижников, воспринимают как художника, для которого социальные темы были самыми главными. В советское время о нем писали чуть ли не как о богоборце или, по крайней мере, о человеке, далеком от веры. Его картина «Отказ от исповеди» часто помещалась в антирелигиозные брошюрки. Но пристальное внимание к творчеству художника позволяет увидеть, что все обстоит иначе. ПДФ
18 сентября 2019 г. 16:10
Наследие Альфреда Парланда Сегодня, 16 сентября 2019 года, исполняется 100 лет со дня кончины автора петербургского храма-памятника Воскресения Христова (Спас на Крови) Альфреда Александровича Парланда (1842–1919) — выдающегося архитектора, преподавателя, мастера акварели, археолога. Парланд прожил удивительно яркую жизнь, реализовав себя в разных областях. Но, безусловно, главным делом его жизни была архитектура. По проектам зодчего были построены десятки зданий по всей Российской империи — в основном церкви в русском стиле, в которых он продолжил дело своего любимого учителя Давида Ивановича Гримма, основоположника этого направления в архитектуре. PDF-версия
16 сентября 2019 г. 14:59
Зодчий станет дирижером Неузнаваемо преобразилось трехэтажное рабочее пространство в цеху одного из заводов на юго-востоке Москвы. На месте кабинетов проектировщиков Гильдии храмоздателей разместились уютные выставочные залы. Свою продукцию здесь представляют изготовители церковного убранства — иконописцы и художники-мозаичисты, каменщики и скульпторы, ювелиры и авторы облачений. В числе экспонентов три десятка мастеров самых разных направлений и разновидностей современного церковного искусства — вплоть до колокололитейщиков, производителей литых бронзовых подсвечников и разработчиков новых сортов ладана. PDF-версия
6 сентября 2019 г. 09:59
Врезаться в историю В помещении для «выставок одного экспоната» на втором этаже главного экспозиционного корпуса в Центральном музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева (ЦМиАР) устроители умудрились разместить 38 предметов. Удалось это в том числе и потому, что сами экспонаты небольшие, подчас миниатюрные – образки, складни, резные кресты. Ценность их в том, что все они изготовлены представителями династии Хрустачевых – знаменитых дореволюционных мастеров из Сергиева Посада, поднявших в русском Православии искусство резьбы по дереву на высочайший уровень, недостижимый даже в наши дни.
5 июля 2019 г. 18:59
Лестница для коллекционера С момента предыдущей, третьей по счету персональной выставки московского коллекционера икон Виктора Бондаренко минуло девять лет. Сегодня в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева собиратель, отметивший недавно свой 69-й день рождения, выставляет ровно 69 иконописных памятников. И куратор выставки «Лестница в Небо» ученый секретарь музея Наталья Комашко, и сам владелец уверяют: такое совпадение — дело случая. Выставка не претендует на панорамный охват собрания Бондаренко, но представляет посетителям собрание иконописных произведений как самоценных явлений художественного мира. PDF-версия
26 июня 2019 г. 13:59
Уходящая натура Счет пребывающих в аварийном состоянии храмов на территории России идет на тысячи, руинированных церквей в статусе объектов культурного наследия — на сотни. Некоторые памятники безвозвратно утеряны, многие продолжают гибнуть: у реставраторов до них не доходят руки. Одна из главных задач — запечатлеть на картинах для будущих поколений, как выглядели внутренний интерьер и фасады разрушающихся сегодня храмов. PDF-версия
14 июня 2019 г. 14:50
Прошлым веком на Чулыме Авторы документального цикла, частью которого стала эта работа, реализуют давнюю идею запечатлеть на большом экране несколько сюжетов о подвижниках благочестия ХХ столетия в четырех разных пределах Красноярского края. Ранее съемочная группа побывала на востоке (в Канске) и на юге (в Минусинске) региона. Экспедиция на запад, в Ачинское благочиние, на живописные берега Чулыма, стала возможной после победы заявки Издательского дома «Восточная Сибирь» в международном грантовом конкурсе проектов «Православная инициатива». Впереди — визит на север, в Енисейск и Туруханск, где в прошлом веке отбывали ссылку многие арестованные по так называемым делам церковников. PDF-версия
17 мая 2019 г. 14:50
«Жизнь жительствует. Священник в малых городах»: выставка в Лиховом переулке в рамках фестиваля ПСТГУ «Весна духовная. На пути к Пасхе» В фойе Московского епархиального дома открылась выставка черно-белых фотографий Сергея Пронина, ставшая одним из результатов масштабного совместного проекта Православного Свято-Тихоновского богословского института и Лаборатории социологии религии ПСТГУ. Здесь представлены свыше восьми десятков работ, сделанных за два года в ходе экспедиций по приходам малых (населением менее 50 тыс. чел.) городов России.
18 апреля 2019 г. 18:50
Что скрывали холсты в алтаре Восстановленная в прошлом году Архитектурно-реставрационным товариществом «АРТ» монументальная живопись в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке — один из лучших примеров современных реализованных проектов по воссозданию церковного убранства. Столкнувшись со сложной многослойной структурой позднейших записей и поновлений, реставраторы сумели раскрыть самые старые (из уцелевших) композиции в алтаре и сводах четверика и восстановили их в кратчайшие сроки. PDF-версия
5 апреля 2019 г. 13:50
|
![]()
ЦВ № 21 (442) ноябрь 2010 /
3 ноября 2010 г.
Как построить храм? В Москве обсудили проблемы и перспективы развития современной церковной архитектуры.Любой священник, который хоть раз в своей жизни сталкивался с необходимостью строительства, реставрации или ремонта храма, знает, насколько это непросто. Найти квалифицированного архитектора, определиться с проектом, собрать средства для осуществления задуманного — для некоторых это оказывается непосильной задачей. Найти решение злободневных проблем храмового строительства попытались участники круглого стола «Современная храмовая архитектура и образование архитекторов», который прошел в столице в начале ноября. В своих проектах студенты отразили главную особенность храмового проектирования, согласно которой архитектурный проект храма должен включать в себя не только внешнюю планировку здания, но и элементы внутреннего убранства — росписи, иконы, детали церковной утвари и декоративных украшений. Эта особенность в свое время успешно проводилась в жизнь классиками отечественной церковной архитектуры и была утрачена в годы советской власти, когда храмы были объявлены отжившей формой архитектуры. И сейчас на повестке дня остро стоит вопрос о том, чтобы восстановить преемство с дореволюционной архитектурной школой, преодолеть разрыв между экстерьером и интерьером храма. Об этом, в частности, говорил старший преподаватель кафедры архитектуры ГУЗа Александр Головкин. Архитектор сделал краткий обзор конкурсных работ и выразил удовлетворение тем, что в них полностью соблюден этот архитектурный принцип, которым руководствовались старые мастера. Он подчеркнул, что культовое здание представляет собой единое целое, в котором происходит взаимодействие всех частей — от сводов до светильников, — представляющих собой компоненты общего архитектурного замысла. Последовавшие за выступлением Александра Головкина доклады участников конкурса продемонстрировали не только профессионализм последних, но и понимание ими богословских основ храмового зодчества. Один из студентов, Илья Поляков, особо отметил, что архитектор, берущийся за создание проекта храма, должен быть не просто профессионалом своего дела, но и верующим человеком, поскольку без веры невозможно понять специфику церковной архитектуры. Характерный пример на эту же тему привел один из организаторов круглого стола, Жан-Франсуа Тири, рассказавший об одном японском архитекторе, приглашенном для участия в проектировании католического храма в Барселоне и в ходе работы над проектом обратившемся в католицизм. Тему о необходимости специальной комплексной подготовки храмостроителей продолжил профессор ГУЗа, доктор архитектуры Михаил Лимонад. Он посетовал, что в современном образовательном процессе крайне мало внимания уделяется изучению архитектурной символики, в результате чего молодой специалист получает лишь внешние, не укорененные в традиции знания. В ходе проведения конкурса это упущение было учтено. Так, например, в качестве одного из основных «учебных пособий» при работе над проектами студенты использовали Священное Писание, скрупулезно изучая те библейские сюжеты, в которых речь идет о храмовом строительстве и новозаветном понимании основ семейной жизни. Кроме того, по словам Михаила Юрьевича, никакой храмовый комплекс не был бы спроектирован, если бы в качестве вспомогательного материала участники конкурса не изучали всё, что связано с персоналиями святых Петра и Февронии: подробности их жития, исторический контекст, образы благоверных супругов в русской культуре и церковном творчестве и т.д. Докладчик коснулся также финансовой стороны строительства венчального комплекса, инвестиционная привлекательность которого напрямую зависит от наличия в проектном плане соответствующей инфраструктуры: от именных кирпичей и гостиниц для молодоженов до специально отведенной ветки железной дороги и базы воздушных шаров.
Именно такое восприятие храма как феномена, находящегося на стыке земного и небесного, укорененность в богословской традиции, ощущение неразрывной связи с христианской культурой должны быть присущи храмостроителю. Это не только облегчает творческие искания архитектора, но и предохраняет его от необдуманных шагов в работе над проектом. Находясь в рамках христианского дискурса, архитектор может экспериментировать с формами и прибегать к новаторским приемам, не опасаясь, что его конечное творение будет диссонировать с традиционными принципами храмостроения. В противном случае на свет появляются храмы, выполненные в соответствии с современными архитектурными тенденциями и при этом даже внешне вызывающие эстетическое отторжение у верующего человека. В качестве наглядной иллюстрации своих слов Марко Молон привел конкретные примеры храмовых проектов, сделанных в наше время итальянскими архитекторами и напоминающих скорее банк, торговый центр или концертный зал, чем Дом молитвы. Подобные перекосы вызваны еще одной особенностью современного храмового зодчества: если раньше храм являлся архитектурной доминантой и организовывал городское пространство вокруг себя, то сегодня, напротив, он вынужден интегрироваться в архитектурный контекст новых городских районов, который имеет мало общего с традициями христианской культуры. В этом смысле современный архитектор вынужден быть новатором, главная задача которого — не перешагнуть грань, за которой следует разрыв с исторической традицией храмостроения. Завершил круглый стол доклад профессора Свято-Филаретовского православно-христианского института Александра Копировского, который наметил возможные пути взаимодействия систем богословского и архитектурного образования. Живое, творческое обсуждение, состоявшееся в «Покровских воротах», показало, что вопрос о церковном строительстве, архитектурном облике современных храмов и храмовых комплексов далеко не праздный. Он одинаково интересует и священнослужителей, и архитекторов, и обычных прихожан. Сегодня проблема храмоздательства наконец вышла в публичное пространство. И то, как она будет решаться, во многом зависит от культурного состояния и запросов социума. Наше общество, по выражению руководителя Итальянского культурного центра в Москве Адриано дель Аста, «истосковалось по красоте», и проекты новых храмов призваны стать ответом на эту тоску.
3 ноября 2010 г.
Ключевые слова:
реставрация
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Епископ Кронштадтский Назарий: "Лучший подарок — возвращение Благовещенской церкви" На вопросы "Журнала Московской Патриархии" отвечает наместник Александро-Невской лавры PDF-версия
6 декабря 2019 г. 12:59
Архипастырь Эстонской земли В декабрьском номере "Журнала Московской Патриархии" будет опубликован материал о служении Патриарха Алексия II на Эстонской земле, которой он посвятил большую часть своей жизни. Его Святейшеству удалось отстоять предписанные к закрытию в эпоху хрущевских гонений храмы и монастырь, сохранить в них молитвенную жизнь. После избрания на первосвятительский престол Алексию II пришлось противостоять Константинополю, чтобы защитить приходы Русской Православной Церкви в Эстонии уже от притязаний Фанара. О том, какие задачи ставил перед собой епископ Таллинский и Эстонский Алексий, с какими трудностями столкнулся в их решении и как их удалось преодолеть "Журналу Московской Патриархии" рассказала аспирант ПСТГУ Марина Непочатова.
5 декабря 2019 г. 11:37
Пути развития современного церковного пения Напомним: предыдущий аналогичный форум прошел три года назад. За это время Церковно-общественному совету при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения удалось сделать выводы как о недостатках организации съезда 2016, так и о том, что именно в первую очередь хотят обсудить и услышать представители профессионального сообщества клирошан. Два рабочих дня регенты и певчие провели в интереснейших дискуссиях и напряженном обмене опытом. А увенчала событие Божественная литургия, состоявшаяся 26 октября в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. PDF-версия
3 декабря 2019 г. 12:59
Костромская стратегия В беседе с корреспондентом «Журнала Московской Патриархии» глава Костромской митрополии вспоминает, как получил имя по жребию, называет сроки воссоздания кремлевского архитектурного ансамбля и объясняет, почему пока не успел объехать все приходы своей епархии. PDF-версия
29 ноября 2019 г. 16:59
Архимандрит Савва (Мажуко): Языков проповеди очень много Современные информационные технологии, в особенности активно развивающиеся социальные сети, создают новые возможности для евангельской проповеди. Священники не только пишут книги, выступают на радио и телевидении, они осваивают соцсети и YouTube, становятся популярными блогерами. О том, как отбирать темы и на каком языке говорить со столь широкой аудиторией, сохраняя собственный стиль, размышляет архимандрит Савва (Мажуко) из Свято-Никольского мужского монастыря города Гомеля (Беларусь). ПДФ - версия
26 ноября 2019 г. 14:40
|