выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Культура
Вильям Симпсон. Карантинное кладбище и церковь Всех Святых. Вид с французской батареи. Лист из альбома «Театр военных действий на Востоке». Лондон. 1856. Литография. Национальный музей героической обороны Севастополя (Панорама), Севастополь
15 июня 2011 г.
версия для печати версия для печати

"Образы православного Севастополя": уникальная выставка ко Дню города-героя

В Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря открылась выставка «Образы православного Севастополя». Всего представлено более 70-ти реликвий из Национального музея героической обороны Севастополя (Панорама), Военно-исторического музея Черноморского флота РФ, Государственного научно- исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева, Крымского республиканского центрального музея Тавриды, Национального заповедника «Херсонес Таврический», Севастопольского художественного музея, галереи современного искусства «Зеленая пирамида», частных коллекций.

Никогда ранее экспозиция, посвященная православной тематике, не формировалась в севастопольских музеях. Однако именно в 2011 году давно ожидаемое событие свершилось. Концепция выставки сформировалась под влиянием поистине вселенских событий, происходивших на Херсонесе и в его окрестностях. Здесь 1910 лет назад принял мученическую кончину ученик святого апостола Петра, первый святой, в земле Российской просиявший, Климент, папа Римский. На Ангельском островке в Казачьей бухте в 861 году обрел его мощи равноапостольный учитель Словенский Кирилл. Наконец, 150 лет минуло с того дня, когда император Александр II собственноручно заложил Свято-Владимирский собор на месте крещения Великого князя Руси Владимира Святославовича.

Выставка «Образы православного Севастополя» относится к числу проектов концептуально сложных, требующих больших организаторских усилий. Она подразумевает освещение православной жизни города в той мере, в какой это позволяют сделать дошедшие до нас артефакты из музеев Крыма и частных коллекций. Экспозиция посредством иконографических, художественных и лапидарных экспонатов наглядно отображает сакральное бытие на легендарной Гераклейской земле, начиная с ее раннехристианского периода.

На канонической территории Московского Патриархата нет места с более стародавней историей, чем Севастополь. Его святая, изумительная по красоте земля намолена сонмом христианских подвижников, включая апостола Андрея Первозванного, семь священномучеников Херсонесских, Мартина Исповедника, архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова, †1857), адмирала-праведника Феодора Ушакова. Духовное пространство Херсонеса–Корсуни–Севастополя, включающее древнейшие монастыри Инкерманский Свято-Климентовский и Балаклавский Свято-Георгиевский, святитель Иннокентий называл «купелью, из которой излился благодатный и истинно благотворный свет на всю Русскую землю». Для людей, душой открытых всему Божьему в мире, уже само слово «Севастополь» благовествует.

Проведя в Крыму «счастливейшие минуты жизни», А. Пушкин, по его словам, все же «единственно сильное впечатление» испытал от Балаклавского монастыря и его крутой лестницы к морю. Через 80 лет А. Чехов, посетивший обитель сентябрьским вечером 1898 года, тоже пережил «фантастичное» впечатление. Монастырскую «красу разнообразную» запечатлели многие художники, в том числе И. Айвазовский и В. Верещагин, ей словом поклонялись писатели И. Аксаков, И. Бунин, драматург А. Островский, поэты А.К. Толстой, Максимилиан Волошин.

Трудно перечислить всех тех, кто благоговейно изучал и отображал в художественных образах историю пещерных храмов Инкерманского монастыря, высеченных еще в первые века христианства.

Начиная с XVI столетия о «достойных удивления развалинах» Херсонеса писало не одно поколение деятелей просвещения и выдающихся представителей духовного сословия, постигавших его многовековую христианскую историю, например, митрополит Киевский и Галицкий Евгений (Болховитинов, †1837). Еще в 1830-х годах меценат Анатоль Демидов, князь Сан-Донато, заметил, что «на этом опустошенном месте наука…идет, можно сказать, ощупью. Здесь царствует лишь поэзия».

Действительно, на Херсонесе «бывалые дела исчезнувших жильцов» призывают в память о себе «красное слово» – в самом широком его значении. В Севастополе А. Грибоедов собирался написать драму о великом князе Владимире и его крещении на Херсонесе. А. Ахматова, знавшая назубок «пустынную, мертвую Корсунь» и называвшая себя «последней херсониткой», в поэме «У самого моря» поведала о своих духовных переживаниях: как «несказанным светом сияла круглая церковь» – Владимирский собор и как «приносит к нам соленый ветер / Из Херсонеса звон пасхальный».

Посетителям выставки предложено совершить художественное паломничество по севастопольским монастырям и храмам, древнейшие из которых 160 лет назад воссоздал святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический.

Начинается экспозиция херсонесскими раритетами V–XIII вв.: это – створки энколпионов с изображением Богоматери и святых, бронзовая лампада с цепью, известняковые надгробия, мраморные капители. С раннехристианскими артефактами удачно корреспондируются работы современных мастеров – московского художника Нины Котёл и севастопольского живописца Елены Вильчуковой.

Далее изобразительный ряд перемещается в пространство Владимирского, Климентовского и Георгиевского монастырей, которое представляют графические материалы и фотографии второй половины XIX века из архива выдающегося историка и археолога А.Л. Бертье-Делагардта, редкие литографии и гравюры Алисы Блеквуд, Христиана Гейслера, Никанора Чернецова и других известных мастеров, хранящиеся в фондах крымских музеев.

Открытием стали представленные на выставке работы знаменитого архитектора Алексея Авдеева: «Утвержденные проекты внутренней отделки» Владимирского собора на городском холме – усыпальницы адмиралов и планы Свято-Никольского храма на Братском кладбище участников Крымской кампании. Конечно, интерес вызвали изображения севастопольских церквей и монастырей, сделанные в XIX – начале XX вв.

В экспозиции выставки особенно надо отметить редкий по иконографии образ «Архистратиг Михаил грозных сил Воевода», первой половины XIX века. Из собрания семьи Годовальниковых поступила единственная, сохранившаяся в Севастополе икона второй половины XIX столетия, запечатлевшая пострадавших на Херсонесе священномученика Климента Римского и Мартина Исповедника, – ценная еще и тем, что связана с именем архимандрита Августина (Половецкого, † 1996), в начале 1990-х годов возродившего балаклавский и инкерманский монастыри. Почетное место среди экспонатов заняла Корсунская икона Божией Матери, специально переданная на выставку протоиереем Алексием Тупиковым.

Нечаянной радостью явился мраморный камень, в 1855 году бывший на месте захоронения адмирала М.П. Лазарева и убиенных при защите Севастополя вице-адмирала В.А. Корнилова, контр-адмирала В.И. Истомина и адмирала П.С. Нахимова. Собственно, эта небольшая надгробная плита легла в основание Свято-Владимирского собора на городском холме, где силами Российской Федерации вскоре будет проведена комплексная реставрация.

Отдельный раздел выставки посвящен священникам и монашествующим, которые в годы Крымской кампании не только самоотверженно окормляли воинов, но и сами являли чудеса бесстрашия в сражениях.

Впрочем, практически все экспонаты, показанные в Севастопольском художественном музее, впервые обретут широкого зрителя, а некоторые окажутся «новостью» для историков и искусствоведов.  

«Образы православного Севастополя» — это скромное поклонение Севастопольского благочиния, Севастопольского художественного музея, Благотворительного фонда О.Г. Ковалик сонму Севастопольских святых и приношение ко Дню города-героя, празднуемому в начале июня. Конечно, данная экспозиция лишь в малой мере даёт представление о величине и величии духовного дара, который положил в основание Севастополя Господь. Не случайно в древнерусской «Голубиной книге» о херсонесской церкви, ангелами возведенной над мощами священномученика Климента, сказано, что из нее, «соборной и богомольной», выходила сама Царица Небесная, морскими водами она омывалася, «на собор-церковь она Богу молилася».

Ольга Ковалик,
писатель,
куратор выставки

15 июня 2011 г.
Ключевые слова: святыни, Украина
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи