iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Культура
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Судьба священника

В пасхальные дни состоялась премьера нового художественного фильма режиссера Владимира Хотиненко «Поп», снятого по одноименному роману Александра Сегеня. Фильм создан кино-телекомпанией «Православная энциклопедия» при участии Первого канала и киностудии «ХХ век ФОКС» и основан на документальных материалах. В главных ролях — Сергей Маковецкий и Нина Усатова. Мы публикуем первые мнения о новом фильме.

Игровой фильм с православным священником в качестве главного героя, как правило, оказывается зрелищем не для слабонервных. Для человека воцерковленного — особенно. Экранные священники в большинстве своем выглядят ряжеными, говорят елейными голосами с неестественными интонациями. Актеры, даже и даровитые, исполняя роли батюшек, почему-то цепенеют, деревенеют и начинают неубедительно подделываться под достаточно абстрактное, если не сказать фантастичное, представление о священстве. Возникают очень далекие от реальности образы. В этом смысле фильм «Поп», на мой взгляд, абсолютная удача. Актеру Сергею Маковецкому хватило тонкости, душевного такта и таланта, чтобы создать образ священника, который не только не раздражает, а, напротив, берет за душу.

Два центральных персонажа — отец Александр (Сергей Маковецкий) и матушка Алевтина, сыгранная Ниной Усатовой, — держат на себе весь фильм. На примере этой пары создатели картины рассказывают о драматичной судьбе православного священства, оказавшегося между молотом и наковальней двух властей, советской и фашистской. Каждая пытается использовать Православную Церковь. А деревенский поп, отсидевший в сталинских лагерях и смиренно несущий свое служение, ведет тонкую игру с обеими властями. При этом он умудряется создать приход, привести людей в Церковь, поддержать духовно и физически наших солдат, попавших в немецкий лагерь для военнопленных. И все это под ежечасной угрозой и со стороны фашистов, и со стороны партизан, для которых поп ненавистен не меньше, чем немцы и полицаи.

Маковецкий поразительно точно играет то, что сыграть, кажется, невозможно — спокойную приверженность своего героя правде Христовой, твердую и непоколебимую веру. Разумеется, все это прежде было замечательно прописано в книге Александра Сегеня, которая легла в основу фильма. Самое впечатляющее в образе отца Александра то, что он не боится за себя. Не боится смерти, лагерей, пыток, более того, радостно готов к мучениям. Это малодоступно для понимания современного человека, но это убеждает и наполняет уважением, даже некоторой «духовной» завистью.

Создав вместе с актерами замечательные образы отца Александра и матушки Алевтины, режиссеру Владимиру Хотиненко оставалось лишь, что называется, не испортить впечатления. Во многом ему это удалось. Хотя некоторые эпизоды представляются излишне мелодраматичными, а иные — слишком прямолинейными. Очень показателен предфинальный эпизод, когда отца Александра арестовывают и увозят в грузовичке, а его приемные дети смотрят ему вслед, стоя на крылечке дома. Маленькие артисты, исполнители детских ролей, старательно расставленные режиссером в рядок, явно не знают, как себя вести в этой сцене. Зато ее буквально вытягивает Сергей Маковецкий — одним только взглядом на крупном плане. И как же много говорит этот взгляд…

Все же нельзя не испытать благодарности режиссеру за его «гражданский подвиг». Он не побоялся войти в решительное противоречие с основными тенденциями современного российского кинематографа. Кинематограф этот сосредоточен исключительно на негативной стороне жизни, он не любит своих героев, не любит жизни и боится ее, он равнодушен к зрителю. И еще по своему настрою он, в основном, антиклерикален. Противопоставить всем этим тенденциям такую картину как «Поп» — это поступок.

Есть все основания надеяться, что фильм эмоционально воздействует на зрителей, не ориентирующихся в церковной проблематике. В конце концов, православные христиане могут и не принять этот фильм, но их мировоззрение от этого не пострадает. Зато люди непросвещенные хоть что-то узнают о Псковской миссии, о том подвиге, который, незнаемо для большинства, совершала Православная Церковь и ее священство. А клевета, десятилетием сопровождавшая и Церковь, и ее служителей, которых обзывали фашистскими прихвостнями, будет хоть отчасти потеснена правдой, рассказанной в фильме. И таким образом, надеюсь, картина выполнит и миссионерскую задачу.
 

Валерия Горелова
10 апреля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30