iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Миссия заботы, добра и любви
Более полутора веков назад в Иерусалиме резолюцией «Быть по сему» император Николай I утвердил предложение о создании представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. В его первый состав входили архимандрит Порфирий (Успенский) и иеромонах Феофан (Говоров; будущий святитель Феофан Затворник) с тремя помощниками. Очень много для русских паломников сделал четвертый по счету начальник Русской духовной миссии архимандрит Антонин (Капустин). С тех пор путешествие наших соотечественников к главной христианской святыне — Гробу Господню и другим местам, связанным с земной жизнью Христа, стало гораздо безопаснее. Кроме помощи паломникам, Россия открывала здесь школы и больницы для местного населения, несла им свою культуру, создала целую инфраструктуру храмов и монастырей. С чем встречает значимую дату Русская духовная миссия, какие изменения вносит в ее работу время и с какими проблемами она сталкивается сегодня, «Журналу Московской Патриархии» рассказал начальник Миссии архимандрит Александр (Елисов). PDF-версия.
14 апреля 2022 г. 18:00
Культура
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Судьба священника

В пасхальные дни состоялась премьера нового художественного фильма режиссера Владимира Хотиненко «Поп», снятого по одноименному роману Александра Сегеня. Фильм создан кино-телекомпанией «Православная энциклопедия» при участии Первого канала и киностудии «ХХ век ФОКС» и основан на документальных материалах. В главных ролях — Сергей Маковецкий и Нина Усатова. Мы публикуем первые мнения о новом фильме.

Игровой фильм с православным священником в качестве главного героя, как правило, оказывается зрелищем не для слабонервных. Для человека воцерковленного — особенно. Экранные священники в большинстве своем выглядят ряжеными, говорят елейными голосами с неестественными интонациями. Актеры, даже и даровитые, исполняя роли батюшек, почему-то цепенеют, деревенеют и начинают неубедительно подделываться под достаточно абстрактное, если не сказать фантастичное, представление о священстве. Возникают очень далекие от реальности образы. В этом смысле фильм «Поп», на мой взгляд, абсолютная удача. Актеру Сергею Маковецкому хватило тонкости, душевного такта и таланта, чтобы создать образ священника, который не только не раздражает, а, напротив, берет за душу.

Два центральных персонажа — отец Александр (Сергей Маковецкий) и матушка Алевтина, сыгранная Ниной Усатовой, — держат на себе весь фильм. На примере этой пары создатели картины рассказывают о драматичной судьбе православного священства, оказавшегося между молотом и наковальней двух властей, советской и фашистской. Каждая пытается использовать Православную Церковь. А деревенский поп, отсидевший в сталинских лагерях и смиренно несущий свое служение, ведет тонкую игру с обеими властями. При этом он умудряется создать приход, привести людей в Церковь, поддержать духовно и физически наших солдат, попавших в немецкий лагерь для военнопленных. И все это под ежечасной угрозой и со стороны фашистов, и со стороны партизан, для которых поп ненавистен не меньше, чем немцы и полицаи.

Маковецкий поразительно точно играет то, что сыграть, кажется, невозможно — спокойную приверженность своего героя правде Христовой, твердую и непоколебимую веру. Разумеется, все это прежде было замечательно прописано в книге Александра Сегеня, которая легла в основу фильма. Самое впечатляющее в образе отца Александра то, что он не боится за себя. Не боится смерти, лагерей, пыток, более того, радостно готов к мучениям. Это малодоступно для понимания современного человека, но это убеждает и наполняет уважением, даже некоторой «духовной» завистью.

Создав вместе с актерами замечательные образы отца Александра и матушки Алевтины, режиссеру Владимиру Хотиненко оставалось лишь, что называется, не испортить впечатления. Во многом ему это удалось. Хотя некоторые эпизоды представляются излишне мелодраматичными, а иные — слишком прямолинейными. Очень показателен предфинальный эпизод, когда отца Александра арестовывают и увозят в грузовичке, а его приемные дети смотрят ему вслед, стоя на крылечке дома. Маленькие артисты, исполнители детских ролей, старательно расставленные режиссером в рядок, явно не знают, как себя вести в этой сцене. Зато ее буквально вытягивает Сергей Маковецкий — одним только взглядом на крупном плане. И как же много говорит этот взгляд…

Все же нельзя не испытать благодарности режиссеру за его «гражданский подвиг». Он не побоялся войти в решительное противоречие с основными тенденциями современного российского кинематографа. Кинематограф этот сосредоточен исключительно на негативной стороне жизни, он не любит своих героев, не любит жизни и боится ее, он равнодушен к зрителю. И еще по своему настрою он, в основном, антиклерикален. Противопоставить всем этим тенденциям такую картину как «Поп» — это поступок.

Есть все основания надеяться, что фильм эмоционально воздействует на зрителей, не ориентирующихся в церковной проблематике. В конце концов, православные христиане могут и не принять этот фильм, но их мировоззрение от этого не пострадает. Зато люди непросвещенные хоть что-то узнают о Псковской миссии, о том подвиге, который, незнаемо для большинства, совершала Православная Церковь и ее священство. А клевета, десятилетием сопровождавшая и Церковь, и ее служителей, которых обзывали фашистскими прихвостнями, будет хоть отчасти потеснена правдой, рассказанной в фильме. И таким образом, надеюсь, картина выполнит и миссионерскую задачу.
 

Валерия Горелова
10 апреля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи