iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Культура
ЦВ № 7 (428) апрель 2010 /  10 апреля 2010 г.
версия для печати версия для печати

Судьба священника

В пасхальные дни состоялась премьера нового художественного фильма режиссера Владимира Хотиненко «Поп», снятого по одноименному роману Александра Сегеня. Фильм создан кино-телекомпанией «Православная энциклопедия» при участии Первого канала и киностудии «ХХ век ФОКС» и основан на документальных материалах. В главных ролях — Сергей Маковецкий и Нина Усатова. Мы публикуем первые мнения о новом фильме.

Игровой фильм с православным священником в качестве главного героя, как правило, оказывается зрелищем не для слабонервных. Для человека воцерковленного — особенно. Экранные священники в большинстве своем выглядят ряжеными, говорят елейными голосами с неестественными интонациями. Актеры, даже и даровитые, исполняя роли батюшек, почему-то цепенеют, деревенеют и начинают неубедительно подделываться под достаточно абстрактное, если не сказать фантастичное, представление о священстве. Возникают очень далекие от реальности образы. В этом смысле фильм «Поп», на мой взгляд, абсолютная удача. Актеру Сергею Маковецкому хватило тонкости, душевного такта и таланта, чтобы создать образ священника, который не только не раздражает, а, напротив, берет за душу.

Два центральных персонажа — отец Александр (Сергей Маковецкий) и матушка Алевтина, сыгранная Ниной Усатовой, — держат на себе весь фильм. На примере этой пары создатели картины рассказывают о драматичной судьбе православного священства, оказавшегося между молотом и наковальней двух властей, советской и фашистской. Каждая пытается использовать Православную Церковь. А деревенский поп, отсидевший в сталинских лагерях и смиренно несущий свое служение, ведет тонкую игру с обеими властями. При этом он умудряется создать приход, привести людей в Церковь, поддержать духовно и физически наших солдат, попавших в немецкий лагерь для военнопленных. И все это под ежечасной угрозой и со стороны фашистов, и со стороны партизан, для которых поп ненавистен не меньше, чем немцы и полицаи.

Маковецкий поразительно точно играет то, что сыграть, кажется, невозможно — спокойную приверженность своего героя правде Христовой, твердую и непоколебимую веру. Разумеется, все это прежде было замечательно прописано в книге Александра Сегеня, которая легла в основу фильма. Самое впечатляющее в образе отца Александра то, что он не боится за себя. Не боится смерти, лагерей, пыток, более того, радостно готов к мучениям. Это малодоступно для понимания современного человека, но это убеждает и наполняет уважением, даже некоторой «духовной» завистью.

Создав вместе с актерами замечательные образы отца Александра и матушки Алевтины, режиссеру Владимиру Хотиненко оставалось лишь, что называется, не испортить впечатления. Во многом ему это удалось. Хотя некоторые эпизоды представляются излишне мелодраматичными, а иные — слишком прямолинейными. Очень показателен предфинальный эпизод, когда отца Александра арестовывают и увозят в грузовичке, а его приемные дети смотрят ему вслед, стоя на крылечке дома. Маленькие артисты, исполнители детских ролей, старательно расставленные режиссером в рядок, явно не знают, как себя вести в этой сцене. Зато ее буквально вытягивает Сергей Маковецкий — одним только взглядом на крупном плане. И как же много говорит этот взгляд…

Все же нельзя не испытать благодарности режиссеру за его «гражданский подвиг». Он не побоялся войти в решительное противоречие с основными тенденциями современного российского кинематографа. Кинематограф этот сосредоточен исключительно на негативной стороне жизни, он не любит своих героев, не любит жизни и боится ее, он равнодушен к зрителю. И еще по своему настрою он, в основном, антиклерикален. Противопоставить всем этим тенденциям такую картину как «Поп» — это поступок.

Есть все основания надеяться, что фильм эмоционально воздействует на зрителей, не ориентирующихся в церковной проблематике. В конце концов, православные христиане могут и не принять этот фильм, но их мировоззрение от этого не пострадает. Зато люди непросвещенные хоть что-то узнают о Псковской миссии, о том подвиге, который, незнаемо для большинства, совершала Православная Церковь и ее священство. А клевета, десятилетием сопровождавшая и Церковь, и ее служителей, которых обзывали фашистскими прихвостнями, будет хоть отчасти потеснена правдой, рассказанной в фильме. И таким образом, надеюсь, картина выполнит и миссионерскую задачу.
 

Валерия Горелова
10 апреля 2010 г.
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи