iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Культура
пресс-конференция, посвященная X Московскому Пасхальному фестивалю
23 марта 2011 г. 18:44
версия для печати версия для печати

Юбилейный X Московский Пасхальный фестиваль пройдет в пяти странах бывшего СССР

Музыкальная Светлая седмица

Традиционно в пасхальные дни начнется фестиваль, вдохновленный музыкальным и организаторским талантом прославленного дирижера Валерия Гергиева. За десять лет форум приобрел действительно впечатляющий масштаб. Так, в этот раз планируется провести более 100 концертов в 38 городах России, а также в Минске, Киеве, Вильнюсе, Алма-Ате и Астане.

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), выступая на пресс-конференции, посвященной этому событию, отметил, что во многом успех Пасхального фестиваля обусловлен тем, что с самого начала он проходил в тесном контакте и соработничестве с Русской Православной Церковью.

«Приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II принимал самое деятельное участие в этом фестивале, и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл также с особым вниманием и любовью относится к этому выдающемуся культурному событию. Фестиваль такого масштаба – явление, выдающееся в истории нашей культуры, в истории Отечества; он сумел объединить многие здоровые силы нашего общества», - сказал митрополит Иларион.

Программа концертов очень разнообразна и не ограничивается только духовной музыкой. Она составлена с большим мастерством и в полной мере отражает те просветительские и миссионерские цели, которые стоят перед музыкантами. Художественный руководитель Пасхального фестиваля Валерий Гергиев подчеркнул, что для этого необходимо было уйти от стереотипов и повторов и в тоже время показать духовное богатство русской классической музыки. Эту дилемму маэстро решил, обратившись к музыке 20 века.

«Мир классической музыки невероятно богат, и выбирать из огромного количества самых достойных произведений - это непростая задача. У нас есть опыт составления десяти концертных программ фестиваля, и мы ушли от идеи выступать с исполнением произведений, которые напрямую связаны с пасхальным праздником. Например, исполнять ли вторую симфонию Малера «Воскресение»? Конечно, ее надо исполнять, потому что это великая симфония, но делать это каждый год, наверное, не нужно... Мы решили, что в этом году нужно открыть фестиваль исполнением «Хороводов» Щедрина, третьего концерта Прокофьева, а после перерыва сыграть замечательное произведение Анатолия Лядова «Волшебное озеро» и завершить программу кантатой Прокофьева «Александр Невский». Мне кажется, это отражает не только богатство традиций русской классической музыки, но и в целом созвучно тому, что испытывает каждый россиянин. Публика должна уйти после концерта с ощущением радости бытия, счастья жизни», - рассказал Валерий Гергиев «Церковному вестнику».

Помимо современных симфонических сочинений, в программе по-прежнему особое место занимает традиционная музыка Русской Православной Церкви. «В этом году очень разнообразна хоровая программа фестиваля, она свидетельствует об удивительном культурном богатстве, - отмечает митрополит Иларион. - По количеству и качеству тех музыкальных произведений, которые были написаны для хора и которые сегодня звучат и привлекают внимание слушателей, Русская Православная Церковь не имеет себе равных в мировой культуре».

Концерты будут проходить в храмах Москвы и еще в 19 городах России. В них примут участие не только известные российские хоровые коллективы, такие как хор Мариинского театра, Мужской хор «Оптина пустынь», Патриарший хор Храма Христа Спасителя, ансамбль духовной музыки «Благовест», но и наиболее яркие исполнители Абхазии, Венгрии, Сербии, Греции, Литвы, Украины и Белоруссии. Торжественное открытие хоровой программы состоится 25 апреля в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.

Особое значение имеет благотворительная составляющая: в программе фестиваля – концерты для учащихся и преподавателей учебных заведений, инвалидов и ветеранов. В рамках хоровой программы пройдет около 20 благотворительных концертов, музыканты выступят также в детских домах, интернатах, домах ветеранов и инвалидов. При поддержке партнеров Пасхального фестиваля и благотворительного Фонда Валерия Гергиева выкупается и передается в социальные учреждения порядка 35-40 процентов билетов на симфонические и хоровые концерты. Наряду с этим, половина билетов на концерты Симфонического оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева распространяется бесплатно среди ветеранов, студентов, молодежи и социально незащищенных слоев населения.

Особый интерес у прихожан православных храмов вызывает Звонильная неделя, которая пройдет в 25 церквях Москвы, в том числе в Храме Христа Спасителя, Богоявленском кафедральном соборе, соборах Московского Кремля и храмах Зарядья. По словам митрополита Илариона, фестиваль очень ярко опровергает сложившееся стереотипное мнение, согласно которому в Православной Церкви нет инструментальной музыки.

«На самом деле, такая музыка есть и всегда была – это колокольные звоны. Звонильная неделя, которая проходит в рамках Пасхального фестиваля, демонстрирует выдающееся искусство звонарей и мастеров колокольного литья, которые создают совершенно уникальные ансамбли колоколов», - отмечает владыка.

В этом году фестиваль откроется в день Пасхи 24 апреля и завершится 9 мая общедоступным концертом на Поклонной горе. Кроме того, под эгидой музыкального форума во второй раз будет проведен Детский Пасхальный фестиваль в Коломенском.

23 марта 2011 г. 18:44
Ключевые слова: фестиваль, Пасха, музыка, Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи