iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Интервью
Киевский студенческий коллектив под управлением  игумена Романа (Подлубняка) в составе сводного хора фестиваля "Просветитель". Фото Игоря Акимова
5 августа 2015 г. 15:38
версия для печати версия для печати

Секрет популярности киево-печерского распева

ИГУМЕН РОМАН (ПОДЛУБНЯК): "ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ В ЗАСТЫВШЕМ СОСТОЯНИИ"

В интервью «Церковному Вестнику» регент одного из самых ярких коллективов – участников I Свято-Владимирского Валаамского международного фестиваля православного пения "Просветитель" – архиерейского хора Киевской православной духовной академии и семинарии – размышляет о путях исторического развития киево-печерского распева и о причинах его невероятной нынешней популярности.

- Ваше Высокопреподобие, киево-печерский распев сегодня запросто можно услышать на Всенощном бдении в затерянном в российской глубинке сельском храме, и никто этому не удивится. Как вам кажется, где секрет такой феноменальной популярности?

- Думаю, дело вот в чем. В своей основе этот распев является знаменным, то есть традиционным для всей нашей Церкви. Но с течением времени он особым образом соединился с национальной певческой культурой, которой свойственен лиризм, и адаптировался под нее. И это переплетение сурового распева с малороссийским мелодизмом породило новый музыкальный язык. Самый бурный период его развития пришелся на XVII – XVIII века – эпоху расцвета барокко. В результате киево-печерский распев удивительным образом наложил барочный лиризм на основу традиционного знаменного пения, которую в мужском хоре в основном ведет партия второго тенора.

- В какой степени можно говорить о развитии традиции киево-печерского распева в новейшее время? Правильно ли максимально консервировать его, охраняя от любых модификаций и изменений?

- Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий; + 1915) в предисловии к изданному им сборнику распевов Киево-Печерской лавры написал, что к этим мелодиям не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять. Таким образом, он выступил твердым охранителем традиции. Но, как известно, ничто не может существовать в застывшем состоянии, а певческое искусство тем более. Даже если не менять саму мелодию, видоизменяется ее трактовка. Это может зависеть как от характера уставщика или регента, так и от возраста певчих. В начале ХХ века распевы Киево-Печерской лавры были записаны на граммофонную пластинку. Благодаря этому мы можем сравнить свое исполнение с тем, как киево-печерский распев звучал столетие назад. Разница поражает! Наши предки пели гораздо спокойнее. Пожалуй, даже величаво – в общем, без суеты.

- Интересно. Возможно, вы не подозреваете, но в современной традиции московских приходских храмов подавляющее большинство киево-печерских песнопений исполняется примерно вдвое живее по сравнению с версией вашего хора...

- Да что вы говорите?! Вот видите, как – буквально на глазах – видоизменяется распев, даже если не менять ни одной ноты в партитуре.

- Можно ли в таком случае говорить о преемственности киево-печерской певческой традиции, о ее сохранности в советское время?

- В богоборческую эпоху лавра пережила тяжелейший период. В 1926-м году ее полностью закрыли, во время Великой Отечественной войны она снова открыла двери для монашествующих, но в 1961-м году Церковь отсюда опять удалили, чтобы открыть музей. Окончательно монашеская жизнь в лавре возобновилась только в 1988 году. Конечно, такой колоссальный временной разрыв не мог не сказаться на сохранности традиции самым негативным образом. Но нашему монастырю повезло. Первым наместником лавры в конце 1980-х годов стал архимандрит Ионафан (Елецких), ныне митрополит Тульчинский и Брацлавский – человек высочайшей музыкальной культуры, с профильным образованием и с соответствующей практикой, за плечами которого были годы преподавания в регентском классе Ленинградской духовной академии. Ему выпало возрождать не только дух лавры, не только ее монашескую традицию, но и традицию киево-печерского распева. К счастью, он знал и чувствовал его, понимал, как следует преподавать его студентам. В значительной степени нынешним повсеместным распространением распева мы обязаны именно ему.

- Ваш хор называется архиерейским. Связан ли такой статус с особыми принципами подбора новичков?

- Нет. В нашем составе исключительно семинаристы и студенты академии – будущие пастыри и церковнослужители, богословы. За богослужениями учащиеся поют в нашем академическом храме, а также в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Наша главная задача – научить их обиходным песнопениям. С окончанием обучения наши певцы покидают стены духовных школ, так что задача постоянного пополнения состава – одна из самых насущных. Все новобранцы-первоклассники проходят прослушивание и при наличии способностей (а также, разумеется, желания, причем избыток последнего иногда может скомпенсировать недостаток первого) зачисляются в хор. Помимо архиерейского, у нас есть хор Киевской духовной семинарии и академии (от архиерейского он отличается лишь меньшим количественным составом), а также смешанный хор Киевских духовных школ. Выпускников музыкальной школы в каждом из них меньшинство – примерно третья часть.

- Отразился ли на жизнедеятельности хора каким-либо образом затянувшийся политический кризис на Украине?

- К счастью, нет. Монашествующие преподаватели и студенты духовных школ живут в благодатном месте под покровом Пресвятой Богородицы и преподобных отцов киево-печерских и чувствуют себя, слава Богу, благополучно. Мы молимся, учимся, совершаем богослужения. На Валааме, кстати, наш хор впервые. Очень рады, что услышали здесь традиционный валаамский распев.

5 августа 2015 г. 15:38
Ключевые слова: музыка, Украина, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи