iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Интервью
Киевский студенческий коллектив под управлением  игумена Романа (Подлубняка) в составе сводного хора фестиваля "Просветитель". Фото Игоря Акимова
5 августа 2015 г. 15:38
версия для печати версия для печати

Секрет популярности киево-печерского распева

ИГУМЕН РОМАН (ПОДЛУБНЯК): "ПЕВЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ НЕ МОЖЕТ ЖИТЬ В ЗАСТЫВШЕМ СОСТОЯНИИ"

В интервью «Церковному Вестнику» регент одного из самых ярких коллективов – участников I Свято-Владимирского Валаамского международного фестиваля православного пения "Просветитель" – архиерейского хора Киевской православной духовной академии и семинарии – размышляет о путях исторического развития киево-печерского распева и о причинах его невероятной нынешней популярности.

- Ваше Высокопреподобие, киево-печерский распев сегодня запросто можно услышать на Всенощном бдении в затерянном в российской глубинке сельском храме, и никто этому не удивится. Как вам кажется, где секрет такой феноменальной популярности?

- Думаю, дело вот в чем. В своей основе этот распев является знаменным, то есть традиционным для всей нашей Церкви. Но с течением времени он особым образом соединился с национальной певческой культурой, которой свойственен лиризм, и адаптировался под нее. И это переплетение сурового распева с малороссийским мелодизмом породило новый музыкальный язык. Самый бурный период его развития пришелся на XVII – XVIII века – эпоху расцвета барокко. В результате киево-печерский распев удивительным образом наложил барочный лиризм на основу традиционного знаменного пения, которую в мужском хоре в основном ведет партия второго тенора.

- В какой степени можно говорить о развитии традиции киево-печерского распева в новейшее время? Правильно ли максимально консервировать его, охраняя от любых модификаций и изменений?

- Митрополит Киевский и Галицкий Флавиан (Городецкий; + 1915) в предисловии к изданному им сборнику распевов Киево-Печерской лавры написал, что к этим мелодиям не следует ничего ни прибавлять, ни убавлять. Таким образом, он выступил твердым охранителем традиции. Но, как известно, ничто не может существовать в застывшем состоянии, а певческое искусство тем более. Даже если не менять саму мелодию, видоизменяется ее трактовка. Это может зависеть как от характера уставщика или регента, так и от возраста певчих. В начале ХХ века распевы Киево-Печерской лавры были записаны на граммофонную пластинку. Благодаря этому мы можем сравнить свое исполнение с тем, как киево-печерский распев звучал столетие назад. Разница поражает! Наши предки пели гораздо спокойнее. Пожалуй, даже величаво – в общем, без суеты.

- Интересно. Возможно, вы не подозреваете, но в современной традиции московских приходских храмов подавляющее большинство киево-печерских песнопений исполняется примерно вдвое живее по сравнению с версией вашего хора...

- Да что вы говорите?! Вот видите, как – буквально на глазах – видоизменяется распев, даже если не менять ни одной ноты в партитуре.

- Можно ли в таком случае говорить о преемственности киево-печерской певческой традиции, о ее сохранности в советское время?

- В богоборческую эпоху лавра пережила тяжелейший период. В 1926-м году ее полностью закрыли, во время Великой Отечественной войны она снова открыла двери для монашествующих, но в 1961-м году Церковь отсюда опять удалили, чтобы открыть музей. Окончательно монашеская жизнь в лавре возобновилась только в 1988 году. Конечно, такой колоссальный временной разрыв не мог не сказаться на сохранности традиции самым негативным образом. Но нашему монастырю повезло. Первым наместником лавры в конце 1980-х годов стал архимандрит Ионафан (Елецких), ныне митрополит Тульчинский и Брацлавский – человек высочайшей музыкальной культуры, с профильным образованием и с соответствующей практикой, за плечами которого были годы преподавания в регентском классе Ленинградской духовной академии. Ему выпало возрождать не только дух лавры, не только ее монашескую традицию, но и традицию киево-печерского распева. К счастью, он знал и чувствовал его, понимал, как следует преподавать его студентам. В значительной степени нынешним повсеместным распространением распева мы обязаны именно ему.

- Ваш хор называется архиерейским. Связан ли такой статус с особыми принципами подбора новичков?

- Нет. В нашем составе исключительно семинаристы и студенты академии – будущие пастыри и церковнослужители, богословы. За богослужениями учащиеся поют в нашем академическом храме, а также в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Наша главная задача – научить их обиходным песнопениям. С окончанием обучения наши певцы покидают стены духовных школ, так что задача постоянного пополнения состава – одна из самых насущных. Все новобранцы-первоклассники проходят прослушивание и при наличии способностей (а также, разумеется, желания, причем избыток последнего иногда может скомпенсировать недостаток первого) зачисляются в хор. Помимо архиерейского, у нас есть хор Киевской духовной семинарии и академии (от архиерейского он отличается лишь меньшим количественным составом), а также смешанный хор Киевских духовных школ. Выпускников музыкальной школы в каждом из них меньшинство – примерно третья часть.

- Отразился ли на жизнедеятельности хора каким-либо образом затянувшийся политический кризис на Украине?

- К счастью, нет. Монашествующие преподаватели и студенты духовных школ живут в благодатном месте под покровом Пресвятой Богородицы и преподобных отцов киево-печерских и чувствуют себя, слава Богу, благополучно. Мы молимся, учимся, совершаем богослужения. На Валааме, кстати, наш хор впервые. Очень рады, что услышали здесь традиционный валаамский распев.

5 августа 2015 г. 15:38
Ключевые слова: музыка, Украина, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Мы нашли Мессию!
Катехизация — дело не просто важное и полезное. Она есть смыслообразующее начало Церкви. Доказательство тому — само Евангелие. Что открывается перед нами при его чтении, как не первый цикл катехизации, где Христос — Катехизатор, а Его ученики — катехумены, то есть оглашаемые? Это только потом Он сделает их апостолами, то есть глашатаями Его Благой Вести для всего остального мира: Идите, научите… (Мф. 28, 19). Теперь Его ученики сами должны были стать катехизаторами и учить все народы, чтобы в Церковь могли войти все желающие. Как «учить народы» сегодня, почему катехизация должна быть длительной, зачем готовящихся к крещению выводить из притвора и для чего в оглашении обязательно должен участвовать весь приход, «Журналу Московской Патриархии» рассказал настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери в память 300-летия Дома Романовых в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Сорокин. PDF-версия.
13 сентября 2021 г.
Пастырское воспитание души
«В воскресенье, 11 ноября 1800 года, в Петропавловском соборе начался благовест к Литургии. После Литургии отправлен был молебен в начале учения отроком, и по окончании оного при колокольном звоне был крестный ход в дом, предназначенный для помещения семинарии. В доме сем Его Преосвященством совершено было водоосвящение и сам владыка Иоанн окропил все комнаты освященной водой. По окончании церемонии префект семинарии Василий Максимович Квашнин говорил длинную речь на русском языке. Затем следовали между избранными учениками латинские стихи и короткие речи на русском, латинском и греческом языке. Торжество окончилось пением концерта». Так описано в рукописи, принадлежащей Евпраксии Гавриловне Сведомской, открытие Пермской духовной семинарии — старейшего учебного заведения на Урале. PDF-версия.  
9 сентября 2021 г. 15:00