iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Интервью
Анна Карагина, иконописец мастерской святого Иоанна Дамаскина
ЖМП № 4 апрель 2013 /  8 апреля 2013 г.
версия для печати версия для печати

Мы работаем не кистью, а душой

Иконописцы Александро-Невской лавры готовят обитель к празднованию 300-летнего юбилея

В подготовке Свято-Троицкой Александро-Невской лавры к 300‑летнему юбилею, одну из ключевых ролей играет созданная при этой обители иконописно-реставрационная мастерская святого Иоанна Дамаскина. Ее заведующий Дмитрий Мироненко рассказал о важнейших точках приложения усилий и продемонстрировал состояние этих объектов.

Началась наша небольшая экскурсия в Духовском корпусе лавры, где близится к завершению настенная роспись будущего храма во имя святителей Иннокентия и Софрония Иркутских.

«Одна из форм нашей деятельности — стажировка начинающих иконописцев из России и зарубежья, — говорит Дмитрий Мироненко. — Так вышло, что этот храм стал своеобразным тренажером по настенной росписи для нескольких поколений стажеров: расписываем его мы уже десять лет. За это время руки к созданию росписи, которую вы здесь видите, приложили два десятка молодых людей. Важно заметить, что наша мастерская занимается такой формой обучения безвозмездно. Но стажеры приобретают бесценный опыт, а мы продвигаемся к финишу». Теперь финиш, как можно убедиться, уже совсем близок. После освящения в ежедневных богослужениях в этой камерной монастырской церкви, скорее всего, будет участвовать только братия без свободного доступа прихожан. Возможно, используют ее и для совершения монашеского пострига.

В самой мастерской Дмитрий Геннадьевич подводит меня к списку знаменитой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», получившей название «с грошиками». Теперь этот образ принято именовать Петербургским.

«Тринадцать лет назад он стал первым опытом серьезной работы в нашей тогда только созданной мастерской, — рассказывает Мироненко. — Теперь мы с нетерпением ждем, когда он займет свое место в Скорбященской надвратной церкви нашей обители (сейчас для иконы готовится серебряная риза). Этот объект мы ведем практически с самого начала проектных работ. Разве что столярку для него выполняла другая мастерская, все же основные этапы — от разработки проекта убранства по уцелевшим архивным фотоматериалам до золочения — поручены нам. Этим иконописные мастерские в монастырях принципиально отличаются от остальных: их сотрудники помимо собственно написания образов проектируют интерьеры, выбирают цвет для фасадов и занимаются расколеровкой стен. И, разумеется, не забывают контролировать выполнение этих работ».

Еще одна монастырская церковь, куда меня приглашает собеседник, являет собой пример уже реализованного комплексного реставрационного подхода, предпринятого силами мастерской. В подземной крипте главного Свято-Троицкого собора лавры совместно с реставраторами Павловского дворца устроен алтарь с иконостасом, а посреди появилась обширная купель для крещений с полным погружением для взрослых.

Наконец, четвертый лаврский храм, на который также направлены усилия иконописцев, — церковь преподобного Серафима Вырицкого в Федоровском корпусе. По словам Мироненко, все иконы для нее (за исключением двух больших холстов-картин, также нашедших место в убранстве храма) создаются его сотрудниками. Сейчас, в частности, в разгаре работа над иконостасом. Подтверждение этим словам мы находим, вернувшись в мастерскую: один из шести штатных сотрудников мастерской, иконописец Анна Карагина, приступает к работе над иконами для праздничного ряда. Пообещав не занимать ее слишком долго, просим выкроить для интервью несколько минут.

Анна Карагина, иконописец мастерской святого Иоанна Дамаскина: Молитва и живой солнечный свет необходимы, но важнее жить духовной жизнью

— Анна Юрьевна, в чем отличие иконописца от обычного художника? Есть ли принципиальная разница в их жизненном укладе, в том, как строится их рабочий день?

— Пожалуй, на бытовом уровне основное отличие в том, что иконописцу для работы обязательно нужен живой дневной свет. Соответственно, у нас нет возможности долго нежиться в постели, особенно с учетом нашего по‑северному краткого дня.

— Что мешает вам писать иконы при искусственном освещении?

— Я знаю коллег, которые пишут иконы при искусственном свете, но всё же это исключение из правила. Темное время суток само по себе сложно для работы, а к написанию иконы к тому же лучше приступать в свежем состоянии, когда голова не забита накопившейся за день усталостью и суетой.

— Обязательно ли молиться перед тем, как начинаешь писать икону?

— Думаю, это очень личный, индивидуальный вопрос. Я, к примеру, за работой стараюсь молиться про себя. Существует, кстати, особое молитвенное правило для иконописца. Но важнее, на мой взгляд, общая духовная жизнь, куда входят и трезвение, и утреннее и вечернее правила, и много других важных вещей.

— В изобразительное искусство уверенно входят компьютерные технологии и широкий спектр цифровых устройств, призванных избавить художника от трудоемкой черновой работы. Иконопись не миновала эта тенденция?

— Разумеется, нет. Я широко использую компьютер в поиске и в подборе при помощи Интернета различных вариантов написания того или иного образа, лика святого. Правда, студентам Петербургской духовной семинарии, где я преподаю,пользоваться ноутбуком запрещаю: они так увлекаются поиском в режиме online, что перестают рисовать.

— А эскизы на планшете создавать, на ваш взгляд, допустимо?

— Что вы! Конечно, нет. Иконописец работает душой, а при рисовании на экране этот важнейший момент творчества исчезает. Значит, это будет уже не икона.

8 апреля 2013 г.
Ключевые слова: монастырь, иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00