выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Интервью
Анна Карагина, иконописец мастерской святого Иоанна Дамаскина
ЖМП № 4 апрель 2013 /  8 апреля 2013 г.
версия для печати версия для печати

Мы работаем не кистью, а душой

Иконописцы Александро-Невской лавры готовят обитель к празднованию 300-летнего юбилея

В подготовке Свято-Троицкой Александро-Невской лавры к 300‑летнему юбилею, одну из ключевых ролей играет созданная при этой обители иконописно-реставрационная мастерская святого Иоанна Дамаскина. Ее заведующий Дмитрий Мироненко рассказал о важнейших точках приложения усилий и продемонстрировал состояние этих объектов.

Началась наша небольшая экскурсия в Духовском корпусе лавры, где близится к завершению настенная роспись будущего храма во имя святителей Иннокентия и Софрония Иркутских.

«Одна из форм нашей деятельности — стажировка начинающих иконописцев из России и зарубежья, — говорит Дмитрий Мироненко. — Так вышло, что этот храм стал своеобразным тренажером по настенной росписи для нескольких поколений стажеров: расписываем его мы уже десять лет. За это время руки к созданию росписи, которую вы здесь видите, приложили два десятка молодых людей. Важно заметить, что наша мастерская занимается такой формой обучения безвозмездно. Но стажеры приобретают бесценный опыт, а мы продвигаемся к финишу». Теперь финиш, как можно убедиться, уже совсем близок. После освящения в ежедневных богослужениях в этой камерной монастырской церкви, скорее всего, будет участвовать только братия без свободного доступа прихожан. Возможно, используют ее и для совершения монашеского пострига.

В самой мастерской Дмитрий Геннадьевич подводит меня к списку знаменитой иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», получившей название «с грошиками». Теперь этот образ принято именовать Петербургским.

«Тринадцать лет назад он стал первым опытом серьезной работы в нашей тогда только созданной мастерской, — рассказывает Мироненко. — Теперь мы с нетерпением ждем, когда он займет свое место в Скорбященской надвратной церкви нашей обители (сейчас для иконы готовится серебряная риза). Этот объект мы ведем практически с самого начала проектных работ. Разве что столярку для него выполняла другая мастерская, все же основные этапы — от разработки проекта убранства по уцелевшим архивным фотоматериалам до золочения — поручены нам. Этим иконописные мастерские в монастырях принципиально отличаются от остальных: их сотрудники помимо собственно написания образов проектируют интерьеры, выбирают цвет для фасадов и занимаются расколеровкой стен. И, разумеется, не забывают контролировать выполнение этих работ».

Еще одна монастырская церковь, куда меня приглашает собеседник, являет собой пример уже реализованного комплексного реставрационного подхода, предпринятого силами мастерской. В подземной крипте главного Свято-Троицкого собора лавры совместно с реставраторами Павловского дворца устроен алтарь с иконостасом, а посреди появилась обширная купель для крещений с полным погружением для взрослых.

Наконец, четвертый лаврский храм, на который также направлены усилия иконописцев, — церковь преподобного Серафима Вырицкого в Федоровском корпусе. По словам Мироненко, все иконы для нее (за исключением двух больших холстов-картин, также нашедших место в убранстве храма) создаются его сотрудниками. Сейчас, в частности, в разгаре работа над иконостасом. Подтверждение этим словам мы находим, вернувшись в мастерскую: один из шести штатных сотрудников мастерской, иконописец Анна Карагина, приступает к работе над иконами для праздничного ряда. Пообещав не занимать ее слишком долго, просим выкроить для интервью несколько минут.

Анна Карагина, иконописец мастерской святого Иоанна Дамаскина: Молитва и живой солнечный свет необходимы, но важнее жить духовной жизнью

— Анна Юрьевна, в чем отличие иконописца от обычного художника? Есть ли принципиальная разница в их жизненном укладе, в том, как строится их рабочий день?

— Пожалуй, на бытовом уровне основное отличие в том, что иконописцу для работы обязательно нужен живой дневной свет. Соответственно, у нас нет возможности долго нежиться в постели, особенно с учетом нашего по‑северному краткого дня.

— Что мешает вам писать иконы при искусственном освещении?

— Я знаю коллег, которые пишут иконы при искусственном свете, но всё же это исключение из правила. Темное время суток само по себе сложно для работы, а к написанию иконы к тому же лучше приступать в свежем состоянии, когда голова не забита накопившейся за день усталостью и суетой.

— Обязательно ли молиться перед тем, как начинаешь писать икону?

— Думаю, это очень личный, индивидуальный вопрос. Я, к примеру, за работой стараюсь молиться про себя. Существует, кстати, особое молитвенное правило для иконописца. Но важнее, на мой взгляд, общая духовная жизнь, куда входят и трезвение, и утреннее и вечернее правила, и много других важных вещей.

— В изобразительное искусство уверенно входят компьютерные технологии и широкий спектр цифровых устройств, призванных избавить художника от трудоемкой черновой работы. Иконопись не миновала эта тенденция?

— Разумеется, нет. Я широко использую компьютер в поиске и в подборе при помощи Интернета различных вариантов написания того или иного образа, лика святого. Правда, студентам Петербургской духовной семинарии, где я преподаю,пользоваться ноутбуком запрещаю: они так увлекаются поиском в режиме online, что перестают рисовать.

— А эскизы на планшете создавать, на ваш взгляд, допустимо?

— Что вы! Конечно, нет. Иконописец работает душой, а при рисовании на экране этот важнейший момент творчества исчезает. Значит, это будет уже не икона.

8 апреля 2013 г.
Ключевые слова: монастырь, иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00