iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
Фото Алексея Реутского
10 февраля 2016 г. 13:40
версия для печати версия для печати

«Видеть любовь»: в Центральном Доме художника открылась выставка иконописца Александра Соколова

В Центральном Доме художника на Крымском валу состоялось открытие выставки выдающегося иконописца современности Александра Соколова: «Видеть любовь». Выставка приурочена к годовщине смерти художника. 

«Царство Небесное не может быть горестным. Человек, который всю жизнь  занимался  тем, что был рядом со святыми, не может уходя из этой жизни, оказаться в другом обществе. Поэтому мы твердо верим  , что Саша сегодня там, среди тех, кому мы молимся. И мы очень рады тому, что в нашей жизни Господь дал нам возможность встретиться с этим замечательным, добрым, по настоящему светлым  человеком. Настоящим христианином, настоящим русским художником,настоящим русским иконописцем», - открывая выставку, сказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Выступающие на открытии искусствоведы и священники отмечали организацию выставки, плодотворный семейный и творческий союз Александра с его супругой Марией Вишняк, в котором оба органично дополняли друг друга, говорили о личных качествах иконописца - глубоком смирении, кротости, доброте и отзывчивости. 
За свою творческую жизнь Александр создал сотни икон, расписал десятки храмов. Причем не только в России (Москва, Подмосковье, Сибирь, Южно-Сахалинск), но и работал в Польше, Японии, Америке, Италии, Азербайджане, Финляндии, на Кипре, в Индии. Так, один из расписанных им храмов-  в честь Казанской Божией Матери  -находится в селе Пучково Московской области.
«Мне было очень интересно наблюдать как Саша работает - как-то просто и естественно, временами отвлекаясь на телефонный звонок. Но при этом чувствовалась очень большая, внутренняя, глубинная сосредоточенность во всем. И было очень интересно с ним работать, он всегда откликался на мои предложения по росписи и обсуждал предложенные идеи. Это  было простое,живое, естественное  творческое общение,- вспоминает настоятель Казанского храма протоиерей Леонид Царевский.- И однажды я понял, что для него его работа — это огромная радость- писать и раскрывать для других тайны Божественного бытия».
Александр Соколов (1958 - 2015) стоял у истоков возрождения иконописной традиции в России. Он обратился к иконописи в начали 1980 -х гг, а в 90-х стал уже сложившимся мастером.
«Как художник-иконописец он имеет свое лицо и отличается от других. С одной стороны он очень традиционен, даже порой консервативен в сравнении с теми новыми течениями, которые сегодня в иконописи существуют. А с другой, он не боялся вносить в это традиционное какие-то свои новшества. У него всегда яркие, сочные цвета, очень теплые задушевные лики. Его иконы имеют живой взгляд, обращенный на зрителя. Перед ними хочется молиться, что не всегда бывает у современных иконописцев. К каждому своему произведению Александр подходил не формально, стараясь  соединить и духовное и художественное. Он был очень работоспособен и мастером на все руки- хорошо резал,занимался  ювелирным искусством, мозаикой. И в этом смысле он уникальный мастер»,- сказала ЦВ  искусствовед Ирина Языкова, наблюдавшая за творчеством Соколова около 30 лет.  
На выставке представлены более 170 работ Александра Соколова от первых шагов в иконописи и до последних икон и росписей храмов, его рисунки и эскизы. А также работы Марии Вишняк, фотографии семейного альбома. Выставка продлится до 27 февраля.
Центральный Дом художника, зал № 16 (3 этаж)
Адрес: Крымский вал, д. 10.

 

10 февраля 2016 г. 13:40
Ключевые слова: иконопись, выставка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи