iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Новости
Фото Алексея Реутского
10 февраля 2016 г. 13:40
версия для печати версия для печати

«Видеть любовь»: в Центральном Доме художника открылась выставка иконописца Александра Соколова

В Центральном Доме художника на Крымском валу состоялось открытие выставки выдающегося иконописца современности Александра Соколова: «Видеть любовь». Выставка приурочена к годовщине смерти художника. 

«Царство Небесное не может быть горестным. Человек, который всю жизнь  занимался  тем, что был рядом со святыми, не может уходя из этой жизни, оказаться в другом обществе. Поэтому мы твердо верим  , что Саша сегодня там, среди тех, кому мы молимся. И мы очень рады тому, что в нашей жизни Господь дал нам возможность встретиться с этим замечательным, добрым, по настоящему светлым  человеком. Настоящим христианином, настоящим русским художником,настоящим русским иконописцем», - открывая выставку, сказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл.
Выступающие на открытии искусствоведы и священники отмечали организацию выставки, плодотворный семейный и творческий союз Александра с его супругой Марией Вишняк, в котором оба органично дополняли друг друга, говорили о личных качествах иконописца - глубоком смирении, кротости, доброте и отзывчивости. 
За свою творческую жизнь Александр создал сотни икон, расписал десятки храмов. Причем не только в России (Москва, Подмосковье, Сибирь, Южно-Сахалинск), но и работал в Польше, Японии, Америке, Италии, Азербайджане, Финляндии, на Кипре, в Индии. Так, один из расписанных им храмов-  в честь Казанской Божией Матери  -находится в селе Пучково Московской области.
«Мне было очень интересно наблюдать как Саша работает - как-то просто и естественно, временами отвлекаясь на телефонный звонок. Но при этом чувствовалась очень большая, внутренняя, глубинная сосредоточенность во всем. И было очень интересно с ним работать, он всегда откликался на мои предложения по росписи и обсуждал предложенные идеи. Это  было простое,живое, естественное  творческое общение,- вспоминает настоятель Казанского храма протоиерей Леонид Царевский.- И однажды я понял, что для него его работа — это огромная радость- писать и раскрывать для других тайны Божественного бытия».
Александр Соколов (1958 - 2015) стоял у истоков возрождения иконописной традиции в России. Он обратился к иконописи в начали 1980 -х гг, а в 90-х стал уже сложившимся мастером.
«Как художник-иконописец он имеет свое лицо и отличается от других. С одной стороны он очень традиционен, даже порой консервативен в сравнении с теми новыми течениями, которые сегодня в иконописи существуют. А с другой, он не боялся вносить в это традиционное какие-то свои новшества. У него всегда яркие, сочные цвета, очень теплые задушевные лики. Его иконы имеют живой взгляд, обращенный на зрителя. Перед ними хочется молиться, что не всегда бывает у современных иконописцев. К каждому своему произведению Александр подходил не формально, стараясь  соединить и духовное и художественное. Он был очень работоспособен и мастером на все руки- хорошо резал,занимался  ювелирным искусством, мозаикой. И в этом смысле он уникальный мастер»,- сказала ЦВ  искусствовед Ирина Языкова, наблюдавшая за творчеством Соколова около 30 лет.  
На выставке представлены более 170 работ Александра Соколова от первых шагов в иконописи и до последних икон и росписей храмов, его рисунки и эскизы. А также работы Марии Вишняк, фотографии семейного альбома. Выставка продлится до 27 февраля.
Центральный Дом художника, зал № 16 (3 этаж)
Адрес: Крымский вал, д. 10.

 

10 февраля 2016 г. 13:40
Ключевые слова: иконопись, выставка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Протопресвитер Владимир Диваков
В январском номере журнала открывается новая рубрика «Человек Церкви». Мы будем ее вести вместе со священником Игорем Палкиным — клириком храма Святой мученицы Татианы при МГУ и профессиональным фотографом, заведующим фотослужбой при Пресс-службе ­Патриарха.Отец Игорь — известный фотомастер, которому одинаково хорошо удаются и репортажная съемка, и портреты, и лирические зарисовки. Многие богослужения Патриарха Кирилла, его поездки по стране и миру мы видим глазами отца Игоря. «Фотография стала ключиком, с помощью которого Господь уже много лет открывает мне церковную жизнь, историю Церкви, церковное искусство», — объясняет священник. Теперь своими открытиями отец Игорь будет делиться с читателями «Журнала Московской Пат­риархии». В рубрике «Человек Церкви» будут пуб­ликоваться портреты людей, которые всей своей жизнью засвидетельствовали преданность Церкви. PDF-версия.
16 февраля 2021 г. 16:00