iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
архитектор Ежи Устинович
25 апреля 2014 г. 18:30
версия для печати версия для печати

Ежи Устинович: «Творческий успех архитектора зависит от того, как он молится»

24 апреля в Московском архитектурном институте открылась выставка польского православного архитектора, профессора Белостокского политехнического института Ежи Устиновича «Храмы: в поисках смысла традиции». Она включает в себя около ста планшетов с архитектурными планами, эскизами и фотографиями храмов, как уже построенных, так и находящихся в работе. Многие из них уже стали визитной карточкой польской православной архитектуры. Это церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Бельске Подляшском, святых Марфы и Марии на Святой горе Грабарке, Супрасльского монастыря и др.

Проектирование и строительство христианского храма на протяжении многих веков были главным делом и венцом творчества архитекторов. В разные исторические эпохи церковные зодчие, обращаясь к опыту мастеров прошлого, пытались заново осмыслить вечные духовные истины и на языке, понятном современникам, воплотить их в своих работах. По мнению ректора Московского архитектурного института, профессора Дмитрия Швидковского, открывшего выставку в МАрхИ, в России это восприятие храма как живой христианской проповеди сегодня утеряно. На смену ему пришло копирование архитектурных форм ушедших столетий. Виной тому - разрыв с тысячелетним опытом храмоздательства, который, по словам Швидковского, был отброшен в сторону и растоптан.

Иная ситуация в соседней Польше, где традиция храмового зодчества не прерывалась даже в годы коммунистического режима. Выставка работ Ежи Устиновича не просто знакомит нас с православной культурой Приграничья, где тесно переплетаются религиозные и культурные традиции Польши, Литвы и Белой Руси. Она показывает единственно возможный путь развития современной храмовой архитектуры, основанной не только на профессионализме, но и на личном духовном опыте зодчего, его укорененности в Священном Предании, вовлеченности в литургическую жизнь Церкви, животворимой Духом Святым.

Литургичность — основная смысловая категория творчества Устиновича. Она подразумевает существование архитектора в евхаристическом контексте и восприятие своей работы как служения Богу и людям, как часть общей Литургии. "Уровень исполнения заказа всегда зависит от духовного состояния архитектора, - говорит Ежи, - от того, как он переживает сам факт творчества, как он молится Богу о благополучном исходе дела".

Несмотря на то, что все проекты Устиновича современны и индивидуальны, он считает главной ошибкой архитектора желание выразить себя в искусстве. "Если архитектор думает о прославлении своего имени вместо Имени Божьего, ничего хорошего не получится, - отметил он в беседе с корреспондентом ЦВ, - это относится ко всем церковным искусствам. И напротив, когда архитектор вверяет себя в руки Творца, то, независимо от того, в каком стиле он работает, сделанные им храмы будут нести в себе Божью искру".

Еще одна опасность, подстерегающего архитектора, по мнению Устиновича, - сознательный разрыв с каноном, с одной стороны, и слепая приверженность каким-то определенным формам с другой. "Канон живет вместе со всей Церковью, - говорит он, - и каждая следующая архитектурная форма естественным образом вырастает из предыдущей. Если она проходит церковную рецепцию, то через некоторое время сама становится каноном, то есть основой для последующего развития".

Выставка Ежи Устиновича особенно важна сегодня, когда в Москве и других епархиях реализуются масштабные программы строительства новых храмов. Она помогает понять смысл традиции в храмоздательстве, одновременно укорененной в прошлом и устремленной в будущее, дает необходимые ориентиры для творческого поиска. «Храмовое зодчество – это всегда вопрос творческого поиска, который каждая эпоха решает мучительно и по-своему, — отмечает в этой связи Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». - Сегодня вопрос стоит так: что дальше? Какова традиция, которая будет развиваться? И одна из задач на пути этого поиска – посмотреть, что происходит в братских Поместных Церквах. Я полагаю, что наша выставка поможет увидеть новое направление, в котором мы сможем двигаться вместе».

Экспозиция будет работать до 10 мая. Посетить ее смогут все желающие. Организаторы выставки - Содружество в поддержку современного христианского искусства «Артос», «Журнал Московской Патриархии», Московский архитектурный институт, Бeлостокский политехнический унивeрситeт. При участии Журнала "Храмоздатель", портала "Православие и мир" и Гильдии храмоздателей.

25 апреля 2014 г. 18:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи