iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Новости
архитектор Ежи Устинович
25 апреля 2014 г. 18:30
версия для печати версия для печати

Ежи Устинович: «Творческий успех архитектора зависит от того, как он молится»

24 апреля в Московском архитектурном институте открылась выставка польского православного архитектора, профессора Белостокского политехнического института Ежи Устиновича «Храмы: в поисках смысла традиции». Она включает в себя около ста планшетов с архитектурными планами, эскизами и фотографиями храмов, как уже построенных, так и находящихся в работе. Многие из них уже стали визитной карточкой польской православной архитектуры. Это церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Бельске Подляшском, святых Марфы и Марии на Святой горе Грабарке, Супрасльского монастыря и др.

Проектирование и строительство христианского храма на протяжении многих веков были главным делом и венцом творчества архитекторов. В разные исторические эпохи церковные зодчие, обращаясь к опыту мастеров прошлого, пытались заново осмыслить вечные духовные истины и на языке, понятном современникам, воплотить их в своих работах. По мнению ректора Московского архитектурного института, профессора Дмитрия Швидковского, открывшего выставку в МАрхИ, в России это восприятие храма как живой христианской проповеди сегодня утеряно. На смену ему пришло копирование архитектурных форм ушедших столетий. Виной тому - разрыв с тысячелетним опытом храмоздательства, который, по словам Швидковского, был отброшен в сторону и растоптан.

Иная ситуация в соседней Польше, где традиция храмового зодчества не прерывалась даже в годы коммунистического режима. Выставка работ Ежи Устиновича не просто знакомит нас с православной культурой Приграничья, где тесно переплетаются религиозные и культурные традиции Польши, Литвы и Белой Руси. Она показывает единственно возможный путь развития современной храмовой архитектуры, основанной не только на профессионализме, но и на личном духовном опыте зодчего, его укорененности в Священном Предании, вовлеченности в литургическую жизнь Церкви, животворимой Духом Святым.

Литургичность — основная смысловая категория творчества Устиновича. Она подразумевает существование архитектора в евхаристическом контексте и восприятие своей работы как служения Богу и людям, как часть общей Литургии. "Уровень исполнения заказа всегда зависит от духовного состояния архитектора, - говорит Ежи, - от того, как он переживает сам факт творчества, как он молится Богу о благополучном исходе дела".

Несмотря на то, что все проекты Устиновича современны и индивидуальны, он считает главной ошибкой архитектора желание выразить себя в искусстве. "Если архитектор думает о прославлении своего имени вместо Имени Божьего, ничего хорошего не получится, - отметил он в беседе с корреспондентом ЦВ, - это относится ко всем церковным искусствам. И напротив, когда архитектор вверяет себя в руки Творца, то, независимо от того, в каком стиле он работает, сделанные им храмы будут нести в себе Божью искру".

Еще одна опасность, подстерегающего архитектора, по мнению Устиновича, - сознательный разрыв с каноном, с одной стороны, и слепая приверженность каким-то определенным формам с другой. "Канон живет вместе со всей Церковью, - говорит он, - и каждая следующая архитектурная форма естественным образом вырастает из предыдущей. Если она проходит церковную рецепцию, то через некоторое время сама становится каноном, то есть основой для последующего развития".

Выставка Ежи Устиновича особенно важна сегодня, когда в Москве и других епархиях реализуются масштабные программы строительства новых храмов. Она помогает понять смысл традиции в храмоздательстве, одновременно укорененной в прошлом и устремленной в будущее, дает необходимые ориентиры для творческого поиска. «Храмовое зодчество – это всегда вопрос творческого поиска, который каждая эпоха решает мучительно и по-своему, — отмечает в этой связи Сергей Чапнин, ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии». - Сегодня вопрос стоит так: что дальше? Какова традиция, которая будет развиваться? И одна из задач на пути этого поиска – посмотреть, что происходит в братских Поместных Церквах. Я полагаю, что наша выставка поможет увидеть новое направление, в котором мы сможем двигаться вместе».

Экспозиция будет работать до 10 мая. Посетить ее смогут все желающие. Организаторы выставки - Содружество в поддержку современного христианского искусства «Артос», «Журнал Московской Патриархии», Московский архитектурный институт, Бeлостокский политехнический унивeрситeт. При участии Журнала "Храмоздатель", портала "Православие и мир" и Гильдии храмоздателей.

25 апреля 2014 г. 18:30
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00