Сокращение списка социальных показаний для бесплатного аборта на поздних сроках беременности не способно кардинально повлиять на демографическую ситуацию, - считает кандидат социологических наук директор Института демографических исследований Игорь Белобородов.
"С гуманистической точки зрения это определенная победа. Но если исходить из реальных цифр – это даже не полу-, а псевдомера, брошенная противникам абортов, возможно, перед президентскими выборами", - заявил Игорь Белобородов в беседе с корреспондентом ЦВ.
"О чем, собственно, мы говорим? Оценки ежегодного количества абортов в России различаются в несколько раз – от 1,2 до 4 миллионов случаев (я склонен полагать, что реальное число лежит в пределах от 2 до 2,5 млн), а вся статистика прерывания беременности по социальным показателям укладывается в 4 тысячи. Хорошо, что 4 тысячи малышей, возможно, удастся спасти. Но из большого списка мер, предлагаемого ранее последовательными противниками абортов, в том числе и иерархами Русской Православной Церкви (в частности, он включал сокращение государственного финансирования абортариев, выделение их из системы медицинского родовспоможения, обязательная визуализация плода беременной, чтобы та увидела своими глазами, кого убивает), Минздравсоцразвития оставило самую неэффективную", - пояснил эксперт.
"Это очень похоже на имитацию деятельности, и если идти к намеченной цели такими мелкими шажочками, боюсь, дорога растянется на десятилетия", - добавил Игорь Белобородов.
"Россия уверенно занимает лидирующую позицию по количеству абортов в Европе. Если основываться на реальных данных, прерываний беременности у нас по-прежнему больше, чем родов", - заключил он.
14 февраля Минздравосцразвития РФ сократило список так называемых социальных показаний, по которым прерывание беременности на поздних сроках проводится за счет государства. Теперь в этом перечне осталась только одна позиция – беременность вследствие изнасилования. Исключены же три положения: наличие у женщины решения суда об ограничении или лишении родительских прав, пребывание будущей мамы в местах лишения свободы, тяжелое заболевание мужа (с инвалидностью I – II группы) или его смерть во время беременности.
Как значится в официальном комментарии Минздравсоцразвития, опубликованном на сайте ведомства, прерываение беременности по социальным показателям выполняется не только на ранних (до 12 недель), но и на поздних сроках беременности, когда эта операция грозит значительным числом осложнений. В связи с высоким риском материнской смертности подобную процедуру, по мнению медицинских чиновников, имеет смысл проводить лишь по врачебным показаниям (если беременность представляет угрозу жизни для самой женщины). Из этого правила остается лишь единственное исключение: зачатие плода в результате изнасилования.
"До 12 недель прерывание беременности производят по желанию женщины. Проведение аборта осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи", - говорится также в пояснительной записке Минздравсоцразвития.
Напомним: еще девять лет назад список социальных показаний для абортов на поздних сроках был гораздо шире и включал 13 пунктов. Тогда столь либеральная практика объяснялась вынужденной мерой, направленной на сокращение доли криминальных и внебольничных абортов в условиях тяжелой социально-экономической ситуации. Предыдущий раз "социальный" перечень серьезно "похудел" в августе 2003 года.