iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Преподобный Даниил Cтолпник и современные исследования его жития
В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Cтолпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве* в советника византийских императоров. PDF-версия.  
24 декабря 2018 г. 13:24
Новости
Исаак Сирин
10 октября 2013 г. 15:01
версия для печати версия для печати

В МГУ открылась конференция «Преподобный Исаак Сирин и его духовное наследие»

На философском факультете МГУ начала работу Первая патрологическая научно-богословская конференция Общецерковной аспирантуры и докторантуры, посвященная богословскому наследию святого Исаака Сирина. В ней участвуют ведущие российские и зарубежные специалисты в области сирийской патристики и ориенталистики, пять епископов Сирийских Церквей, духовенство и студенты духовных и светских вузов.

Открывая конференцию, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, автор книги «Духовный мир преподобного Исаака Сирина», митрополит Волоколамский Иларион выразил сострадание сирийскому народу, втянутому в продолжительный военный конфликт, из-за которого гибнут сотни людей, тысячи вынуждены покинуть свои дома, разрушаются храмы, гибнет экономика страны. «Русская Православная Церковь молится о мире на сирийской земле, и наша особая молитва о сирийских христианах, которые подвергаются жесточайшим гонениям со стороны радикальных ваххабитов. Само существование христианства на этой земле, где оно развивалось два тысячелетия, поставлено под угрозу»,- отметил владыка. Он также выразил сопереживание Антиохийской Православной Церкви и Сирийской Ортодоксальной Церкви в связи с похищением двух их иерархов, о судьбе которых ничего не известно до сих пор. Владыка также заверил сирийских гостей, что правительство России и Русская Православная Церковь будут делать все возможное, чтобы прекратить кровопролитие в Сирии и склонить конфликтующие стороны к мирным переговорам.

Перейдя к основному докладу, митрополит Волоколамский Иларион отметил, что возможность начать исследования богословского наследия Исаака Сирина в России появилась только после падения безбожного режима. Однако первые оригинальные работы по сирологии в советское время принадлежат философу Сергею Аверинцеву и историку Нине Пигулевской. «На Западе сирология была выделена в отдельную отрасль богословской науки только в ХХ веке, - подчеркнул докладчик, - и один из современных специалистов — профессор Оксфордского университета Себастьян Брок».

Докладчик напомнил, что есть только два сирийских источника о биографии Исаака Сирина, один из которых - «Книга Целомудрие» историка IX века Ишодены, епископа города Басра, а также анонимный западно-сирийский источник, время и место написания которого неизвестно. Из них следует, что Исаак Сирин стал епископом не позднее 680 года, составил пять томов богословских трудов и отрекся от епископства, когда «увидел, что его епископское служение не соответствует отшельнической жизни». В старости он ослеп, жил в монастыре, и его изречения записывали уже его ученики. Точные даты рождения и смерти святого неизвестны. В настоящее время научной общественности доступны 3 тома богословских трудов Исаака Сирина, но в целом его наследие намного обширней и ждет своих исследователей, заключил владыка.

Себастьян Брок (Оксфорд) остановился на теме размышлений святого Исаака о псалмодии (чтение псалмов) и молитве. Чтение псалмов при вечерних и утренних богослужениях во времена святого было очень популярно. По словам Брока греческий перевод сирийского оригинала этих размышлений очень небрежен и содержит даже фактические ошибки. «В частности, в беседе 65, часть 1 Исаак утверждает: "псалмодия является корнем монашеского образа жизни". Так вот, в сирийском оригинале Исаак замечает, что «даже когда стихи (псалмы) читаются отвлеченно, они более полезны, чем работа тела». Тут имеется в виду, что труд повторения слов более ценен, чем другие виды телесного труда. А греческий перевод звучит так: «действия тела более полезны, чем отвлеченное чтение псалмов». Поэтому важно понимать, что Исаак говорил на самом деле»,- подчеркнул ученый.

В беседах святого Исаака Сирина содержится много советов, как правильно читать псалмы. В частности, он говорил: «Если вы хотите получить удовольствие от чтения псалмов, откажитесь от идеи большого количества псалмов и не вспоминайте об их числе. Вместо этого произносите стихи как вы произносите молитву, отказавшись от обычной манеры чтения стихов. Душа должна быть тронута содержанием в них огромного озарения и дивиться этому провидению»,- процитировал докладчик слова святого. Исаак Сирин также рассуждал о трудностях, которые подстерегают молящегося, наставлял, как справиться с нетерпением и усталостью.

Псалмодия и молитва — это не два отдельных элемента монашеской жизни, говорил святой. Псалмодию нельзя воспринимать как существующую отдельно от молитвы. И то, и другое имеют общую высшую цель и предназначение, а именно - приближать нас к Богу. И, соответственно, их надо рассматривать как взаимосвязанные и взаимодополняющие. Молитва должна освящать псалмодию, а та, в свою очередь, должна освящать глубокую молитву и служить ей трамплином.

В первый день на конференции также выступили М. Пирар (Университет Лувена), С. Кьяла (Община Бозе), С. Жанерас (Университет Каталонии) и другие.

Конференция продлится два дня. Она организована Общецерковной аспирантурой и докторантурой им. св. Кирилла и Мефодия при поддержке философского факультета МГУ и благотворительного фонда «Мета».

10 октября 2013 г. 15:01
Ключевые слова: Сирия, богословие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00