выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
Открытие конференции "Человек: кризис и желание счастья. Что может сделать Церковь?". Милан, 28 октября 2011. Фото А. Мага
3 ноября 2011 г. 00:24
версия для печати версия для печати

Христианская конференция "Человек: кризис и желание счастья" прошла в Италии

Православные богословы, историки и публицисты приняли участие в международной конференции "Человек: кризис и желание счастья. Что может сказать Церковь сегодня?", организованной фондом "Христианская Россия" совместно с Католическим университетом (Милан), Библиотекой Амброзиана (Милан) и Богословским факультетом "Марчанум" (Венеция).

28 октября на открытии конференции в миланском университете выступили ответственный редактор "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин (с докладом "Церковь в России: два десятилетия церковного возрождения"), преподаватель философского факультета МГУ поэтесса Ольга Седакова ("Светская культура и Церковь: поле взаимодействия") и ирландский журналист Джон Уотерс ("Новый христианский гуманизм").

Одним из важнейших итогов двух десятилетий церковного возрождения в России Сергей Чапнин считает "возвращение Церкви из гетто в широкое публичное пространство". Основным этапам этого возвращения и трудностям, с которыми Русская Православная Церковь столкнулась на этом пути, был посвящен доклад руководителя редакции "Журнала Московской Патриархии". 

О христианском самосознании в русской традиции, опыте новомучеников и проблеме исторической памяти говорили также член Синодальной комиссии по канонизации святых, профессор Санкт-Петербурской духовной академии протоиерей Георгий Митрофанов.

Доклад настоятеля храма Живоначальной Троицы в Хохлах (Москва) протоиерея Алексия Уминского был посвящен евангельскому пониманию свободы как главному условию формирования христианского самосознания. "Церковь за время своего существования в советский период не привыкла говорить на языке свободы... И сегодня, с грустью будет сказано, наше самосознание таково, что нам не очень нужен дух любви и свободы. Мы на этом языке пока не заговорили", - отметил отец Алексий Уминский.

По словам священника, дух любви и свободы надо постоянно провозглашать и воспитывать, и воспитываться в нем. "А если этого не делать, на его место приходит система. Если он не провозглашается громко для всех, если не проповедуется, если не звучит в слове епископа и священника, то тогда есть только внешняя активность и идеология", - сказал выступавший.

"В современной церковной прессе мы видим господство публицистики, обсуждение злободневных тем или моралистские сочинения. Голоса того, кто поднимет глаза над злобой дня или увидит эту злобу дня в ее другом, глубинном измерении, как это было в трудах Флоренского, Лосева, Аверинцева, сейчас не слышно", - заметила в свою очередь Ольга Седакова.

От российской стороны на конференции также выступили писатель и телеведущий Александр Архангельский (с докладом "Реформы образовательной системы и преподавания религиозных предметов в российской школе), журналист Ксения Лученко ("Свидетельство и ответственность мирянина в обществе") и обозреватель "Коммерсантъ-FM" Константин Эггерт ("Церковь глазами секулярного общества: мифы, предрассудки, больные места").

Выступления представителей Католической Церкви носили более академический характер. Католический священник и богослов Микеле Пиротта, посвятивший свое выступление осмыслению Божественной литургии, отметил, что Литургия есть "вершина жизни Церкви и источник, из которого исходит вся ее сила". "Чтобы познать Истину, надо встретиться с ней. Где мы можем встретиться с Истиной? Церковь отвечает: в Литургии. Христос всегда присутствует в Церкви, особенно в священнодействиях Литургии... Литургия является источником жизни для человека", - сказал священник.

Католический священник Стефано Альберто в свою очередь отметил, что "сокровенное, глубокое место единства" всех христиан есть молитва Иисусова, и "за этот дар единства нужно благодарить Бога".

По словам патролога и слависта священника Франческо Браски, "задача христианина - рождать в себе Христа, который вечно пребывает в мире".

Отец Франческо, который возглавляет группу академиков Амвросиевской библиотеки Милана по классу славистики, перед началом форума провел гостей по залам знаменитой "Пинакотеки Амброзиана", реставрация которой была недавно завершена.

Библиотека Амброзиана, основанная кардиналом Федерико Борромео в 1607 году, стала первой в Европе общедоступной библиотекой. Здесь хранятся ценные коллекции картин (Караваджио, Леонардо, Боттичэлли, Рафаэля, Тициана, Брамантино), рукописных книг и инкунабул, среди которых сирийский перевод Библии Пешитто (VI в.), Слова Григория Богослова Назианзина с миниатюрами (IX в.), рукописи и эскизы Леонардо да Винчи.

Участники конференции также посетили базилику святого Амвросия Медиоланского в Милане, где поклонились мощам святого покровителя города и мучеников Гервасия и Протасия.

3 ноября 2011 г. 00:24
Ключевые слова: Европа
Также читайте:
инославие
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00