выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Выставка "Современные иконописцы России". Фото Алексея Реутского
15 января 2016 г. 14:55
версия для печати версия для печати

В Москве состоялся круглый стол «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития»

В Москве в галерее «Царская башня» (Казанский вокзал), состоялся круглый стол «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития». Искусствоведы, иконописцы и музейные работники размышляли, что больше в приоритетах представленных на выставке работ — духовных или эстетических открытий, насколько глубоко иконописец должен быть знаком с богословием, и могут ли им быть раздвинуты границы канона.

Напомним, что в стенах «Царской башни» до праздника Крещения Господня открыта выставка «Современные иконописцы России», поэтому весь разговор строился вокруг представленной на ней экспозиции. Основой для него стали размышления искусствоведа Ирины Языковой о том, какой может быть современная икона, насколько широко автор имеет право раздвинуть рамки канона, как неожиданно ярко способна проявиться индивидуальность художника. «Мне сегодня важно не оглядываться назад, а увидеть, куда мы движемся. И где граница канона,- сказала искусствовед. - В том месте, где никогда не было своих коренных иконописных традиций, можно попробовать делать так, как никто до тебя не делал. Благо, мы живем сегодня в том мире, когда люди не путают стиль и канон, не боятся признать, что икона — это еще и художественное произведение, а не только молитвенный образ».

По ее мнению, открытием выставки стали работы художника из Свияжска Максима Шишукова. Наряду с вполне традиционным каноничными образами Богородицы и святых, Максим написал картину, на которой изображен евангельский Закхей. Эта работа, по словам Ирины Языковой, удивила и обрадовала очень многих людей. «Это не икона, т. к. в ней нарушены все традиции, - признавались посетители выставки, - но как здорово написано!». Вначале 90-х годов, когда в России началось возрождения иконописи, все старались найти и соблюдать канон, какие-то общие его элементы, но постепенно получилось так, что все в иконе стало унифицированым, а ее живое дыхание - исчезло, считает искусствовед. Однако на этой выставке удалось собрать авторов, в работах которых мы видим уход от унификации к уникальности.

«И это очень правильно, потому что Бог не творит ничего вторичного, все уникально, все новое. И церковное искусство как никакое другое должно быть заточено на этой уникальности»,- убеждена Ирина Языкова. В качестве иллюстрации она привела работы  украинских иконописцев- новаторов, поражающих яркостью пурпурного цвета, известных польского и сербского авторов - Ежи Новосельского и Тодора Митровича.

По мнению тульского священника Георгия Белькина, выставку в «Казанской башне» можно оценить словами: «Жив Господь и живы души наши». «Я испытываю переживание сильного ободрения от того, что Церковь в лице иконописцев увлеченно делает свое дело, которым прокладывается дорога в будущее», - сказал священник. Он напомнил, что в 2016 году исполнится сто лет со дня выхода работы Евгения Трубецкого «Умозрения в красках». И хорошо бы провести круглый стол, где поговорить о богословии иконы и философии иконописного образа.

Возникшая в ходе круглого стола дискуссия показала всю палитру мнений. Так, по словам иконописца и педагога Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Людмилы Армеевой, среди присутствующих икон нет ни одной, которая звучала бы Пасхальной радостью: «Поиски идут в основном в области эстетического, художественного. И я для себя в этом очень много открыла. Но меня поражает, почему так мало цвета? Где эта Пасхальная радость? Почему этого боятся? Очень много черноты, какого -то мрака».

Однако с этим не согласилась искусствовед Лилия Ратнер. По ее мнению, в присутствующих иконописных образа как раз много именно Пасхальной радости. Причем присутствует не только духовная, но и душевная радость. «Такое ощущение, что представленные здесь художники вырвались на свободу. Все они сейчас совершают подвиг возрождения русской иконописи»,- сказала она.

Подводя итоги круглого стола, его ведущий — известный церковный публицист Сергей Чапнин напомнил, что после закрытия этой выставки (она работает до 19 января) в рамках Рождественских чтений на площадке Центрального дома Архитекторов 26 января откроется фестиваль «Дом Господень» ( г. Москва, Гранатный переулок, дом 7, (Конференц- зал, 3 этаж) проезд: метро «Баррикадная»). Там будут представлены некоторые из работ современных иконописцев и планшеты проектов современных храмов. Организаторами фестиваля выступят Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии, Гильдия храмоздателей и содружество «Артос». А 27 января в  17.00 там же состоится презентация очередного номера журнала «Храмоздатель» и второго выпуска альманаха современной христианской культуры «Дары».

Круглый стол  «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития» был подготовлен содружеством "Артос".

15 января 2016 г. 14:55
Ключевые слова: иконопись, выставка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00