iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Новости
Выставка "Современные иконописцы России". Фото Алексея Реутского
15 января 2016 г. 14:55
версия для печати версия для печати

В Москве состоялся круглый стол «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития»

В Москве в галерее «Царская башня» (Казанский вокзал), состоялся круглый стол «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития». Искусствоведы, иконописцы и музейные работники размышляли, что больше в приоритетах представленных на выставке работ — духовных или эстетических открытий, насколько глубоко иконописец должен быть знаком с богословием, и могут ли им быть раздвинуты границы канона.

Напомним, что в стенах «Царской башни» до праздника Крещения Господня открыта выставка «Современные иконописцы России», поэтому весь разговор строился вокруг представленной на ней экспозиции. Основой для него стали размышления искусствоведа Ирины Языковой о том, какой может быть современная икона, насколько широко автор имеет право раздвинуть рамки канона, как неожиданно ярко способна проявиться индивидуальность художника. «Мне сегодня важно не оглядываться назад, а увидеть, куда мы движемся. И где граница канона,- сказала искусствовед. - В том месте, где никогда не было своих коренных иконописных традиций, можно попробовать делать так, как никто до тебя не делал. Благо, мы живем сегодня в том мире, когда люди не путают стиль и канон, не боятся признать, что икона — это еще и художественное произведение, а не только молитвенный образ».

По ее мнению, открытием выставки стали работы художника из Свияжска Максима Шишукова. Наряду с вполне традиционным каноничными образами Богородицы и святых, Максим написал картину, на которой изображен евангельский Закхей. Эта работа, по словам Ирины Языковой, удивила и обрадовала очень многих людей. «Это не икона, т. к. в ней нарушены все традиции, - признавались посетители выставки, - но как здорово написано!». Вначале 90-х годов, когда в России началось возрождения иконописи, все старались найти и соблюдать канон, какие-то общие его элементы, но постепенно получилось так, что все в иконе стало унифицированым, а ее живое дыхание - исчезло, считает искусствовед. Однако на этой выставке удалось собрать авторов, в работах которых мы видим уход от унификации к уникальности.

«И это очень правильно, потому что Бог не творит ничего вторичного, все уникально, все новое. И церковное искусство как никакое другое должно быть заточено на этой уникальности»,- убеждена Ирина Языкова. В качестве иллюстрации она привела работы  украинских иконописцев- новаторов, поражающих яркостью пурпурного цвета, известных польского и сербского авторов - Ежи Новосельского и Тодора Митровича.

По мнению тульского священника Георгия Белькина, выставку в «Казанской башне» можно оценить словами: «Жив Господь и живы души наши». «Я испытываю переживание сильного ободрения от того, что Церковь в лице иконописцев увлеченно делает свое дело, которым прокладывается дорога в будущее», - сказал священник. Он напомнил, что в 2016 году исполнится сто лет со дня выхода работы Евгения Трубецкого «Умозрения в красках». И хорошо бы провести круглый стол, где поговорить о богословии иконы и философии иконописного образа.

Возникшая в ходе круглого стола дискуссия показала всю палитру мнений. Так, по словам иконописца и педагога Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Людмилы Армеевой, среди присутствующих икон нет ни одной, которая звучала бы Пасхальной радостью: «Поиски идут в основном в области эстетического, художественного. И я для себя в этом очень много открыла. Но меня поражает, почему так мало цвета? Где эта Пасхальная радость? Почему этого боятся? Очень много черноты, какого -то мрака».

Однако с этим не согласилась искусствовед Лилия Ратнер. По ее мнению, в присутствующих иконописных образа как раз много именно Пасхальной радости. Причем присутствует не только духовная, но и душевная радость. «Такое ощущение, что представленные здесь художники вырвались на свободу. Все они сейчас совершают подвиг возрождения русской иконописи»,- сказала она.

Подводя итоги круглого стола, его ведущий — известный церковный публицист Сергей Чапнин напомнил, что после закрытия этой выставки (она работает до 19 января) в рамках Рождественских чтений на площадке Центрального дома Архитекторов 26 января откроется фестиваль «Дом Господень» ( г. Москва, Гранатный переулок, дом 7, (Конференц- зал, 3 этаж) проезд: метро «Баррикадная»). Там будут представлены некоторые из работ современных иконописцев и планшеты проектов современных храмов. Организаторами фестиваля выступят Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии, Гильдия храмоздателей и содружество «Артос». А 27 января в  17.00 там же состоится презентация очередного номера журнала «Храмоздатель» и второго выпуска альманаха современной христианской культуры «Дары».

Круглый стол  «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития» был подготовлен содружеством "Артос".

15 января 2016 г. 14:55
Ключевые слова: иконопись, выставка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Если Господь — ведущий
У отмечающего в этом году 240-летний юбилей села Прасковея в Буденновском церковном округе Георгиевской епархии два небесных покровителя: великомученица Параскева Пятница и благоверный великий князь Александр Нев­ский. Объяснение этому кроется в протяженной истории бывшего до 1911 года уездным центром селения, в котором сейчас живут 11 тысяч человек. Как считают ученые, топоним «Прасковея» восходит к имени Параскевы, но почему село оказалось так наименовано, однозначного ответа у историков нет. К революции оно подошло с тремя действовавшими храмами и еще одним возводившимся. Первой в Прасковее в 1787 году поставили Покровскую церковь, второй в 1851-м — Вознесенскую. Александро-Невский храм построили в 1911 году как церковный мемориал памяти героев Русско-­японской войны. Увы, ни одна из тех церквей до нас не дошла. Сейчас в Прасковее два храма: переделанный после войны из обычного сельского домика Вознесенский и новый красавец Александро-Невский — ныне вторая кафедра правящего архиерея Георгиевской епархии епископа Гедеона. Их общины фактически составляют единый приход во главе с протоиереем Димитрием Морозовым. Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» провел день с настоятелем и делится впечатлениями с читателями. PDF-версия.    
29 ноября 2021 г. 15:00