iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Новости
Выставка "Современные иконописцы России". Фото Алексея Реутского
15 января 2016 г. 14:55
версия для печати версия для печати

В Москве состоялся круглый стол «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития»

В Москве в галерее «Царская башня» (Казанский вокзал), состоялся круглый стол «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития». Искусствоведы, иконописцы и музейные работники размышляли, что больше в приоритетах представленных на выставке работ — духовных или эстетических открытий, насколько глубоко иконописец должен быть знаком с богословием, и могут ли им быть раздвинуты границы канона.

Напомним, что в стенах «Царской башни» до праздника Крещения Господня открыта выставка «Современные иконописцы России», поэтому весь разговор строился вокруг представленной на ней экспозиции. Основой для него стали размышления искусствоведа Ирины Языковой о том, какой может быть современная икона, насколько широко автор имеет право раздвинуть рамки канона, как неожиданно ярко способна проявиться индивидуальность художника. «Мне сегодня важно не оглядываться назад, а увидеть, куда мы движемся. И где граница канона,- сказала искусствовед. - В том месте, где никогда не было своих коренных иконописных традиций, можно попробовать делать так, как никто до тебя не делал. Благо, мы живем сегодня в том мире, когда люди не путают стиль и канон, не боятся признать, что икона — это еще и художественное произведение, а не только молитвенный образ».

По ее мнению, открытием выставки стали работы художника из Свияжска Максима Шишукова. Наряду с вполне традиционным каноничными образами Богородицы и святых, Максим написал картину, на которой изображен евангельский Закхей. Эта работа, по словам Ирины Языковой, удивила и обрадовала очень многих людей. «Это не икона, т. к. в ней нарушены все традиции, - признавались посетители выставки, - но как здорово написано!». Вначале 90-х годов, когда в России началось возрождения иконописи, все старались найти и соблюдать канон, какие-то общие его элементы, но постепенно получилось так, что все в иконе стало унифицированым, а ее живое дыхание - исчезло, считает искусствовед. Однако на этой выставке удалось собрать авторов, в работах которых мы видим уход от унификации к уникальности.

«И это очень правильно, потому что Бог не творит ничего вторичного, все уникально, все новое. И церковное искусство как никакое другое должно быть заточено на этой уникальности»,- убеждена Ирина Языкова. В качестве иллюстрации она привела работы  украинских иконописцев- новаторов, поражающих яркостью пурпурного цвета, известных польского и сербского авторов - Ежи Новосельского и Тодора Митровича.

По мнению тульского священника Георгия Белькина, выставку в «Казанской башне» можно оценить словами: «Жив Господь и живы души наши». «Я испытываю переживание сильного ободрения от того, что Церковь в лице иконописцев увлеченно делает свое дело, которым прокладывается дорога в будущее», - сказал священник. Он напомнил, что в 2016 году исполнится сто лет со дня выхода работы Евгения Трубецкого «Умозрения в красках». И хорошо бы провести круглый стол, где поговорить о богословии иконы и философии иконописного образа.

Возникшая в ходе круглого стола дискуссия показала всю палитру мнений. Так, по словам иконописца и педагога Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры Людмилы Армеевой, среди присутствующих икон нет ни одной, которая звучала бы Пасхальной радостью: «Поиски идут в основном в области эстетического, художественного. И я для себя в этом очень много открыла. Но меня поражает, почему так мало цвета? Где эта Пасхальная радость? Почему этого боятся? Очень много черноты, какого -то мрака».

Однако с этим не согласилась искусствовед Лилия Ратнер. По ее мнению, в присутствующих иконописных образа как раз много именно Пасхальной радости. Причем присутствует не только духовная, но и душевная радость. «Такое ощущение, что представленные здесь художники вырвались на свободу. Все они сейчас совершают подвиг возрождения русской иконописи»,- сказала она.

Подводя итоги круглого стола, его ведущий — известный церковный публицист Сергей Чапнин напомнил, что после закрытия этой выставки (она работает до 19 января) в рамках Рождественских чтений на площадке Центрального дома Архитекторов 26 января откроется фестиваль «Дом Господень» ( г. Москва, Гранатный переулок, дом 7, (Конференц- зал, 3 этаж) проезд: метро «Баррикадная»). Там будут представлены некоторые из работ современных иконописцев и планшеты проектов современных храмов. Организаторами фестиваля выступят Финансово-хозяйственное управление Московской Патриархии, Гильдия храмоздателей и содружество «Артос». А 27 января в  17.00 там же состоится презентация очередного номера журнала «Храмоздатель» и второго выпуска альманаха современной христианской культуры «Дары».

Круглый стол  «Современное литургическое искусство: традиции, тенденции и перспективы развития» был подготовлен содружеством "Артос".

15 января 2016 г. 14:55
Ключевые слова: иконопись, выставка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крайнее средство
Наш журнал продолжает цикл статей, задача которых — получать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные из практических вопросов пастырского служения, волнующих священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для поддержания диалога и обмена практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
1 июля 2022 г. 13:00
Вышел в свет №7 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год
Этот номер придет к вам, дорогие читатели, в июле, когда в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла в храмах будет звучать тропарь «Апостолов первопрестольницы и вселенныя учителие...» Кто-то из нас вспомнит, что «первопрестольницы» они по-разному: Петр был ближайшим учеником Господа, а Павел не был участником евангельских событий. Но Церковь прославляет их в один день и изображает на одной иконе. Зачем? Может быть, желая напомнить, что к Богу могут вести разные пути? И вот уже Павел — враг Христа, ставший Его преданнейшим другом, — пишет гимн любви на все времена: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). И оказывается, что в этих удивительных словах апостола о любви, написанных две тысячи лет назад, — вся жизнь, все смыслы и вся правда. 
29 июня 2022 г. 15:30
Родом угреня
Борисоглебский монастырь в Торжке, основанный около 1038 года, — древнейшая обитель на нашей земле, сыгравшая важную роль в распространении христианства на Руси. История монастыря неразрывно связана с его основателем — преподобным Ефремом Новоторжским, 450-летие обретения мощей которого отмечается в июне этого года. Проанализировав различные источники и документы, российский ученый предлагает свою трактовку событий жития подвижника. Действительно ли Ефрем и его братья прибыли на Русь, как считается, из Венгрии, мог ли преподобный построить каменный храм во имя Бориса и Глеба, а также о том, почему святой Ефрем, скорее всего, был убит, «Журналу Московской Патриархии» рассказал научный сотрудник Всероссийского историко-этнографического музея, кандидат филологических наук Виктор Кузнецов. PDF-версия.
23 июня 2022 г. 17:00