выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Стяг со Спасом
В ходе специальной военной операции (СВО) в Вооруженных силах России некоторые боевые подразделения стали именоваться именами святых. Инициатива пошла от военнослужащих донецкого направления. Сейчас таких подразделений более тридцати пяти. Как правило, у них есть свой храм, часовня или молитвенная комната и к ним чаще, чем в другие батальоны, приезжают священники. А это значит, что проводятся регулярные богослужения и у бойцов есть возможность участвовать в таинствах. ­Командиры отмечают, что к служащим в таких подразделениях приходит особое осо­знание смысла воинского долга и жертвенности, повышаются воинская дисциплина, боеспособность и взаимовыручка. У кого и как родилась эта инициатива, что думают о ней офицеры и бойцы и почему для них важно присутствие священника, узнал ­корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.
28 сентября 2024 г. 16:00
Новости
Фото с сайта Православие.ру
3 сентября 2015 г. 15:05
версия для печати версия для печати

Святейший Патриарх Кирилл: настало время общецерковной организации волонтерского движения

Сегодня в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя завершил работу V общецерковный съезд по социальному служению, посвященный развитию волонтерского движения. В заключительный день прошло пленарное заседание, по итогам которого делегаты приняли резолюцию форума.

Из президиума аудиторию приветствовали глава Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, руководитель столичного Департамента социальной защиты населения Владимир Петросян. С основным докладом выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главным тезисом в нем стала назревшая необходимость создания общецерковной организации волонтерского движения.

«Наш нынешний съезд посвящен теме развития церковного волонтерского движения. Убежден, именно волонтеры и добровольцы должны быть основной для развития социальной деятельности в Церкви, - заявил Патриарх.— Собственно говоря, всегда так и было. Но чтобы волонтеры могли хорошо работать, ими должны руководить профессионалы. Во почему я настаивал на том, чтобы в каждой епархии был отдел по социальной работе с населением, с верующими людьми, отдел, на который была бы возложена ответственность за оказание помощи тем, кто оказался в беде. В отделе работают люди профессиональные (кто-то более, кто-то менее), они зарплату получают. А если получают зарплату, и трудиться должны и отчитываться перед начальством должны.

Более того, я настаиваю на том, чтобы в каждом благочинии и даже в каждом крупном приходе, у которого есть финансовая база, был профессиональный социальный работник, с которого можно спросить, который обладает знаниями, который входит в общую церковную систему социальной активности, который посещает семинары, который повышает свою квалификацию через дистанционное обучение, который читает церковные документы, касающиеся социальной деятельности, который исполняет указания Синода, Высшего церковного совета и синодального отдела. Почему это нужно? Потому что без такого рода организации невозможно и с волонтерами по-настоящему работать. Все это может превратиться в семейный междусобойчик. И разочаровать, в том числе, людей, которые, откликаясь на зов своего сердца, посвящают себя добровольно, не взимая за это никакой платы, делам милосердия и благотворительности.

Я очень удовлетворен тем, как сегодня развивается добровольческое движение в городе Москве. Все началось с того, что я попросил познакомить меня с молодежным активом, то есть с людьми, которые постоянно работают в сфере молодежной работы на наших приходах. Решили, что в день Святой Пасхи молодежь встретит меня перед вечерним богослужением на ступенях храма Христа Спасителя, а потом я буду иметь возможность с ними пообщаться. Направляясь в храм Христа Спасителя, я задал себе такой вопрос: а сколько же у нас таких молодых людей?

Не назову вам ту цифру, которая возникла у меня в моем сознании, исходя из количества храмов, приходов, но, когда я на ступенях увидел очень большую группу молодых людей (потом оказалось, что их 650), я понял, что за последние годы проведена большая работа. Потому что если 650 активистов, если вокруг них 10 — 30 человек, то мы выходим на очень большую цифру молодежного актива. После этого возникла идея, что волонтеров надо ввести в общественное пространство. Надо, чтобы их видели, надо, чтобы они сами себя осознавали, как одна семья. Сегодня несколько сотен волонтеров работают в городе Москве, помогают, в том числе, и в организации социальной работы по приходам, а также в организации молодежной просветительской деятельности на уровне наших приходов.
Мои посещения епархий иногда предваряются вопросами местных архиереев: что бы вы хотели увидеть, что бы вы хотели посетить. Я часто отвечаю: «Я хотел бы увидеть людей, в первую очередь, конечно, активных наших прихожан. Хотел бы увидеть молодежь, хотел бы увидеть социальных работников». Сейчас очень часто мои посещения сопровождаются такими встречами (формальными или неформальными) с теми, кто в наших регионах занимается добровольческой работой. Вот недавно посещал Кострому. В преддверии моего визита попросили, чтобы наши московские добровольцы приехали в Кострому и помогли организовать добровольческое движение. Я вначале усомнился в возможности за короткий срок это сделать. Но, приехав в Кострому, приятно был удивлен: 250 добровольцев-костромичей встречали своего Патриарха. Это значит, что можно достаточно быстро создавать активы. Я хотел бы, чтобы вы передали мои слова и этот импульс, который я в свою очередь хотел бы передать вам, там на местах, откуда вы приехали, – настало время организации, общецерковной организации волонтерского движения, которое будет заниматься и социальной деятельностью, и молодежной работой, и просветительской деятельностью. В конце концов, я уверен, это будет самая активная часть нашего церковного сообщества».

Докладчик назвал главные, по его мнению, направления социальной работы, особенно актуальные сегодня для Церкви. Первая из них — помощь семье:

«Церковь ведет широкую антиабортную кампанию. Мы выступаем за то, чтобы принципиально, радикально сократилось количество абортов в нашей стране. С христианской точки зрения аборт – это грех. Я знаю, что священники об этом говорят. Почему именно в настоящий момент мы подняли эту тему?

Ко мне стали обращаться духовники из разных епархий, из разных мест примерно с одной и той же проблемой: приходят молодые женщины на исповедь и делятся с духовниками своей скорбью. Скорбь заключается в том, что они не могут родить ребенка, находясь в законном браке. Воспринимают это как большое горе, печаль. Но когда духовник начинает выяснять обстоятельства жизни, чаще всего сами женщины связывают невозможность родить ребенка с тем, что совершали аборт.

Поскольку этот сигнал из наших самых что ни на есть глубин церковных с каждым годом стал все сильнее и сильнее, и было принято решение – сказать об этом всему обществу, сказать о том, что нужно остановиться, нужно предпринять решительные меры, в том числе и государству, чтобы сократить количество абортов.

Владимир Аршакович очень образно и правильно сказал о той геополитической проблеме, которая сегодня складывается вокруг России. И замечательно подчеркнул, что не столько ракеты и армия, сколько сила народа способна и предотвратить самое что ни на есть опасное политическое развитие и политическую ситуацию, окружающую нашу страну.

Как мы думаем возродиться при самом мизерном демографическом росте? Ничего не получится. Когда я внимательно слушаю дебаты, которые имеют место в правительстве и на различного рода других форумах, то чаще всего говорят об экономике, о финансах. А я по простоте душевной задаю вопрос: для кого экономика, для кого финансы, если мы будем сокращаться?

Недавно прочитал аналитику английского происхождения. Группа аналитиков не без удовлетворения отмечает, что Россию ждет демографическая катастрофа, что, скорее всего, население в ближайшее десятилетие сократится до 80 миллионов человек, причем в этих 80 миллионах значительно увеличится не русский, не православный фактор по той причине, что многие так называемые малые народы России сегодня в демографическом отношении более успешны и благополучны, чем русские.

Скажите, пожалуйста, сможем мы развить нашу инфраструктуру так, как мы ее хотим создать и развить на этих огромных евразийских просторах? Мы сможем построить фабрики, заводы, мы сможем возделать нашу землю? Мы сможем ее просто сохранить от пожаров даже и наводнений, если нас будет так мало? Я не согласен с этой британской аналитикой, но я глубоко убежден, что нужно именно сейчас бить тревогу, и вопросы демографии нужно в первую очередь решать за счет резкого сокращения количества абортов.

Мы знаем, что государство предпринимает шаги – и материнский капитал, и многое другое. И как бы вроде сдвинулась в положительную сторону эта картина. Но шаги такие маленькие, почти незаметные, а нам нужно за десять лет увеличить как минимум на 10 миллионов население, для того чтобы действительно укреплялся потенциал – и физический, и духовный потенциал нашего народа. Вот почему я определяю тему семьи, рождение детей как приоритетную тему для нашей социальной работы.

Церковь не может только проповедовать и говорить: «Грех – совершение аборта». Церковь должна быть с теми, кто приходит с просьбой сделать аборт, с просьбой совершить аборт. Вот почему наши миряне, добровольцы, – конечно, специально подготовленные, – должны обязательно консультировать женщин, которые приходят в соответствующие учреждения с просьбой совершить аборт. Это консультирование должно быть направлено на поддержку женщин.

Ведь чаще всего самые тяжелые жизненные обстоятельства толкают на этот страшный шаг: либо давление родителей (мол, слишком рано), либо давление материальных обстоятельств (слишком маленькая квартира). Либо просто неустройство – нет жилья, живет молодая женщина где-то в общежитии, неизвестно, будет ли отец будущего ребенка отцом или они расстанутся, и денег мало. В таких ситуациях единственным выходом из положения кажется только совершение этого страшного шага, от которого каждая женщина страдает. Мы должны не только разубеждать сделать аборт, мы должны создать систему поддержки тех женщин, которые, находясь в трудных обстоятельствах, отказываются от совершения аборта, в том числе под влиянием наших слов.

Владыка сказал, что у нас 27 учреждений, где можно дать приют женщине, поддержать ее. Знаете, это так мало, что просто никак не соотносится с масштабом проблемы и никак не соотносится с тем, что мы эту тему сегодня обозначаем в качестве приоритетной. Я настаиваю, чтобы в каждой епархии, а таких уже скоро будет 200 в Российской Федерации, были приюты для женщин, которые не сделали аборта, которые родили младенца, которые находятся в трудных обстоятельствах.

Я разговариваю сейчас об этом со всеми правящими архиереями и со всеми губернаторами. На ура идея принимается. Когда я начинаю говорить о примерных средствах, которые нужно будет со стороны регионального бюджета направить на поддержание такого рода учреждения, губернаторы улыбаются: это не деньги (потому что Церковь возьмет значительную часть на себя). Но нам нужны такие приюты.

Что касается консультирования женщин, можно говорить просто так: «Если уж совсем ты никак не можешь воспитывать ребенка, и совсем тебе будет тяжело, поживи у нас месяц-два, а потом, если ты скажешь «не могу я взять ребеночка», ты его оставь нам, но не отказывайся от него, он будет твой. Ты в любой момент можешь к нам прийти и взять его к себе». Поверьте, если мать с ребенком месяц, два или три проведет в благоприятной обстановке, этого ребенка вы от нее клещами не вырвете. Ведь нужно начинать это делать, и не в 27 учреждениях».

Три других основных направления — помощь инвалидам, социализация бездомных и работа с алкоголиками и наркоманами. «Отношение к здоровью всей нации имеет тема алкоголизма. Думаю, что какие-то положительные сдвиги все-таки стали происходить, но самый положительный сдвиг вижу в том, что люди во власти, а также руководители предприятий, банков не имеют больше моды обсуждать деловые вопросы с бутылкой коньяка, - считает Святейший Патриарх. - В советское время было так: хочешь договориться — неси коньяк. Все это хорошо знают. Теперь я с огромным удовлетворением отмечаю, что среди руководства нет людей, злоупотребляющих алкоголем. Эта мода полностью ушла, и слава Богу, потому что речь идет об элите нашего общества, а пьяная элита – это очень опасно. Эту задачу решили в том числе через пропаганду здорового образа жизни.

Но остается проблема на уровне малых городов, на уровне сельских поселений. У нас, если я хорошо помню, 50 примерно реабилитационных центров и где-то 230 организаций, работающих в сфере преодоления алкогольной зависимости. В каждой епархии должен быть церковный центр с алкозависимыми, с женщинами, находящимися в трудной жизненной ситуации, особенно в связи с рождением ребенка, в связи с отказом от аборта. Но работа с алкоголиками должна строиться с использованием духовных средств, весьма эффективных в прошлом.

Мы знаем о замечательных результатах наших православных обществ трезвости до революции. Но есть один фактор, который сегодня понижает использование церковных средств, по крайней мере, делает их не всегда эффективными. Этим фактором является уровень реального воцерковления нашего народа.

На чем строилась работа дореволюционных обществ трезвости? С человеком работали, он вовлекался в общую молитву, а затем приносил перед крестом и Евангелием клятву в том, что он отказывается от употребления алкоголя. И сильная вера, страх Божий помогал такому несчастному выдержать все эти муки посталкогольного синдрома и оставить дурную привычку.

Современный россиянин, православный человек не всегда имеет такой уровень воцерковления и такую силу Божьего страха, поэтому наша работа с алкоголиками должна сочетать духовные факторы, в первую очередь связанные с организацией жизненного пространства для этих людей. Они должны попасть в благоприятную духовную атмосферу. Сама атмосфера должна снимать стрессы. Ведь известно, что алкоголик страдает от множества фобий, страхов, стрессов. Вот церковная среда должна эти страхи, стрессы и фобии снимать, но одновременно наша работа должна сопровождаться и медицинским фактором.

Нужно привлекать медиков, образованных людей, специализирующихся с области преодоления алкоголизма. Сочетая медицинские факторы с духовными, мы можем добиваться очень высоких показателей, что, в частности, имеет место в целом ряде наших реабилитационных центров, как работающих с алкоголиками, так и работающих с наркоманами.

Я опасаюсь употреблять цифры, потому что разные цифры есть, но более 60% реабилитированных наркоманов в наших реабилитационных центрах – это прекрасный показатель. Совершается это совместно усилиями медиков, духовенства, волонтеров, которые работают на преодоление этой национальной проблемы».

По итогам съезда делегаты приняли резолюцию. В ней констатируется необходимость в каждой из находящихся на территории Российской Федерации епархий открыть свой «Дом для мамы» и как минимум один церковный добровольческий центр с собственным священнослужителем — духовником. Координатором епархиального добровольческого центра вправе быть лишь прошедший в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению профильную подготовку человек. Акцентируется также внимание привлекать к добровольческому движению не только прихожан храмов, но и всех, кто стремится безвозмездно помогать ближнему. А в целях развития и популяризации этого движения следует налаживать сотрудничество с государственными и общественными структурами, профильными министерствами и департаментами, учебными заведениями, частными лицами.

3 сентября 2015 г. 15:05
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00