iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
История жизни Первосвятителя в недавней истории Церкви
Появление имени будущего Предстоятеля Русской Православной Церкви на страницах «Журнала Мос­ковской Патриархии» относится к далекому 1968 г., когда была опубликована небольшая заметка «Молодежь и IV Ассамблея Всемирного Совета Церквей» (ЖМП. 1968. № 11), подписанная «В. Гундяев, студент Лен. дух. академии». Речь в ней шла о состоявшейся в Упсале (Швеция) очередной Ассамблее ВСЦ, к работе которой впервые была привлечена и церковная молодежь. Конечно, обширный круг обсуждавшихся вопросов при наличии весьма широкого представительства вызывал много различий в мнениях. В частности, особые споры вызвала проблема «интеркоммуниона» (совместного причастия), посредством которого некоторые инославные христиане полагали возможным преодолеть конфессиональные разделения. В ответ на это православные делегаты указывали, что Евхаристию, неизменный центр сакраментальной жизни Церкви и истинный критерий церковного единства, возможно совершать лишь при единомысленном исповедании веры.
15 декабря 2016 г. 15:40
Мостик к Святой Земле
Архимандрит Антонин Капустин родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать просвещению в православной вере, выяснял корреспондент ЖМП. Мостик к Святой земле Алексей Реутский Архимандрит Антонин (Капустин) родился в 1817 году в селе Батурине Курганской области. Здесь его крестили в еще деревянном храме, построенном отцом и дедом. Но послужить в родном селе отцу Антонину не довелось — его ждала иная судьба. В безбожное время уже каменный храм в честь Преображения Господня разделил судьбу тысяч других русских храмов, но чудом уцелел. На фоне приземистых изб и домиков сегодня он выглядит израненным исполином, который выжил в смертельной схватке и бредет сквозь бескрайние просторы Курганской земли. Жива ли память об архимандрите Антонине среди его земляков, что они делают для ее возрождения и увековечивания, каково будущее батуринского храма и как память об отце Антонине может способствовать проповеди православной веры, выяснял корреспондент «Журнала Московской Патриархии». — Здравствуйте! Вы что-нибудь слышали об Антонине Капустине? — спрашиваю редких прохожих на площади у сельского магазина в Батурине.  — Слышали, — улыбается в ответ женщина средних лет. — В школе у моей дочери проводили уроки, посвященные его памяти, и приглашали родителей. Еще в газете местной о нем читала. Нам рассказали, что он покупал в Палестине участки земли и строил там гостиницы для русских паломников, школы и больницы для местных жителей. — А кто у вас в селе храм построил, не подскажете? На помощь замявшейся односельчанке приходят двое немолодых мужчин: — Этот храм его отец построил. А он потом в Израиль уехал и там построил три храма! Возведенный в 1835 году каменный храм в Батурине служил веру­ющим до 1931 года и был закрыт вопреки их воле по решению поселкового совета. Затем был банком, дизельной станцией, типографией и даже парашютной вышкой — колокольня-то высотой в 50 м. Тонны мусора, свисающие с купола веревки юных скалолазов, оставивших на стенах автографы, протекающая крыша и огромный проем в северной стене для парковки сельхозтехники — таким его запомнила Александра Егоровна Кузнецова, когда в 2000 году вместе с другими женщинами она решила заняться восстановлением святыни и стала одной из первых прихожанок храма.  10 бабушек и храм  «Мы первую уборку в июне 2000 года провели, — рассказывает Кузнецова. — Раньше все у кого-то дома на молитву собирались, а потом я предложила: матушки, что же мы всё по углам молимся, у нас вон какой храм в селе стоит!» Повесили у магазина объявление, народ пришел на субботники. Поначалу людей было много — вырубили вокруг бурьян, вывезли из нижнего храма несколько грузовиков мусора. А дальше наступили времена подвижничества: не нашлось в селе охотников таскать в храм тяжелые доски для пола и заделывать блоками проем в стене. Приход наш — 10 пенсионерок, а работать могли только я и Валентина Панькова. Окна мы пленкой закрыли, рам не было. Печку сложили, на ней и готовили. Дочь мне провод купила, а электрикам за проводку света 400 рублей отдали, куда деваться? Я хоть и пенсию 2700 рублей получала, да ведь в темноте молиться не будешь, — вспоминает Александра Егоровна. — На нее и гвозди покупала — так и восстанавливали».  Через год в Преображенский храм назначили первого настоятеля, священника Сергия Кривых (с мая 2017 года он второй священник, а настоятель храма — протоиерей Владимир Тарасов). Немногочисленные прихожане воспряли духом. Благодаря усилиям отца Сергия, его семьи, друзей, прихожан и благодетелей заказали и вставили окна, сделали лестницу на второй этаж и очистили его от мусора, провели паровое отопление, заменили крышу. Когда меняли купола, из отверстий (видимо, пулевых, вмятины от пуль сохранились и на купольных крестах) вылетели пчелы. «Первое время за дверями храма ничего нельзя было оставить: ни тележку, ни лопату, народ по дворам всё тащил, — грустно улыбается Ирина, матушка отца Сергия. — Стройматериалы хранили в храме, под замком! Ведь прежде храм для батуринцев был источником стройматериалов. Например, у одной бабушки в сарае окно из храма было вставлено. Однажды во время службы, кто-то в храм вбежал и кричит: “Батюшка, народ песок растаскивает!” Нам накануне машину песка пожертвовали. Отец Сергий сначала увещевал людей, а потом просто огородил территорию. Столько возмущения у народа было, но воровство прекратилось».  Матушка приглашает в храм: в притворе и на втором этаже, куда ведет прочная лестница, штукатурка почти не сохранилась, на нас обреченно смотрит голая кирпичная кладка. На память приходят слова депутата Курганской областной думы, председателя Курганского отделения ИППО Александра Брюханова: «Нам бы только тендер выиграть на внутреннюю отделку, привести всё в порядок, и можно включать Батурино в местный паломнический маршрут: Большие кресты — Чимеево — Далматово». Сейчас нижний придел храма, освященный в честь Казанский иконы Божией Матери, уже готов к богослужениям. Небольшой, с выбеленными стенами, скромным иконостасом и невысокими потолками, он кажется по-домашнему уютным и теплым. 25 августа (в день рождения архимандрита Антонина) Святейший Патриарх Кирилл посетит этот храм и откроет мраморный бюст создателю Русской Палестины, который уже установлен рядом в яблоневом саду.  Прихожане рассказывают, что каждый, кому дорого имя архимандрита Антонина, в меру своих сил потрудился для храма на его ­малой ­родине. ­Одни участвовали своим трудом (например, прихожане Никольского храма и студенты политехнического колледжа города Шадринска), другие посильной жертвой. В 2007 году игумения Горненского монастыря в Иерусалиме Елисавета передала Преображенскому храму частицы мощей преподобномучениц Варвары и Елисаветы. А уроженец Батурина Владимир Симаков решил все юридические земельные вопросы и объединил неравнодушных людей вокруг благотворительного фонда «Батуринская святыня», благодаря которому колокольню обнесли деревянными лесами, подготовив ее тем самым к реставрации. В августе в Батурине должны закончиться последние приготовления к торжествам. Отремонтирована дорога к селу, рядом с храмом постро­ена автостоянка, из государственного бюджета поступили средства на реставрацию фасада храма и определен подрядчик. Выложена площадка, на которой установят бюст собирателю Русской Палестины. Кто такой  Антонин (Капустин)? 2017 год губернатор Курганской области Алексей Кокорин объявил годом Антонина (Капустина), дав старт масштабной информационно-просветительской кампании. На местном ТВ и по радио выходят передачи, районные и областные газеты публикуют тематические подборки, в музеях проходят выставки, посвященные отцу Антонину, на улицах Шадринска (районный центр) и Кургана установлены билборды с его портретом. Есть ли эффект? Мой опрос на улицах Шадринска показал, что многие горожане знают об отце Антонине, хотя не запомнили детали его биографии. «Поверьте, два года назад ни в Батурине, ни в Шадринске, ни в Кургане никто не мог ответить на вопрос, кто такой архимандрит Антонин (Капустин), — говорит митрополит Курганский и Белозерский Иосиф, — хотя материала о нем много и этот материал интересный. Например, есть две книги — митрополита Никодима (Ротова) и архимандрита Киприана (Керна)1, посвященные отцу Антонину. Издаются его дневники. Например, Далматовский монастырь подготовил к изданию дневники, охватывающие период от детства до перевода в Киевскую академию. Телеканал “Союз” снял о нем два фильма. А если вы приедете на Святую землю и экскурсовод поведет вас по святым местам, будет постоянно звучать имя архимандрита Антонина. Кого еще из начальников Русской духовной миссии там вспоминают? Кто из них оставил о себе память? И не зря ему усвоили имя — создатель Русской Палестины. Взять, например, Иерихон. Это один из самых древних на земле городов. Во времена архимандрита Антонина там было несколько мазанок. А он приобрел там участок, построил первое каменное здание. Его примеру последовали другие, и с этого началось возрождение Иерихона, который сегодня вполне современный город». Эти и многие другие подробности звучат в выступлениях митрополита Иосифа и епископа Шадринского и Далматовского Владимира, духовенства митрополии на многочисленных встречах со школьниками, студентами, педагогами, ветеранами и всеми, кому в Зауралье интересна история и культура России.  Популяризация имени архимандрита Антонина — первая задача, которую поставил перед духовенством митрополит Иосиф. А вторая — возрождение памятных мест, связанных с его именем. Например, администрация Шадринского района планирует открыть в Батурине музей, посвященный памяти создателя Русской Палестины, который вызовет интерес у паломников и туристов. «Если говорить о человеке, не имея наглядных предметов, связанных с его жизнью или свидетельствами эпохи, это и скучно и не запоминается. Нужна экспозиция. К счастью, экспонатов XIX век оставил нам немало. Это и предметы, связанные с паломничеством, и с церковным бытом, и со служением. Сохранилось много фотографий и документов. Всё это можно собрать для музея», — продолжает архиерей.  Главный редактор регионального журнала «Мое Зауралье» Валерий Мурзин видит создание музея в Батурине в связке с развитием Шадринского района в целом. По его мнению, имя архимандрита Антонина (Капустина) стоит первым в ряду его знаменитых земляков — скульптура Ивана Шадра, крестьянина-новатора Терентия Мальцева и собирателя русских народных сказок Александра Зырянова («Царевна-лягушка»). Благодаря этим именам в Шадринский район можно привлечь как паломников, так и туристов, что создаст дополнительные рабочие места в сфере услуг.  «Музей должен быть некой информационной альтернативой Святой земле, чтобы каждый посетитель мог узнать, почему архимандрит Антонин треть жизни провел в Палестине, заботясь о русских паломниках, как выглядели паломники в XIX веке и как выглядят сейчас. Это нужно совместить с рассказом о православии: почему Россия приняла именно восточное христианство, — говорит Валерий. — Интерактивный экран — уже ничем не заменимая составляющая современного музея. На нем можно полистать редкие документы, посмотреть документальные фильмы, провести интерактивные викторины по примеру выставок “Русь Православная”. Всё это привлечет школьников и молодежь». Ведь говорить с молодежью о православии нужно на понятном для неё языке, считает Валерий. Только в этом случае рассказ о православных святынях Палестины, отце Антонине и его подвиге будет понятен каждому, кто приедет в Батурино, а сам отец Антонин станет примером для подражания. Если же еще сделать и виртуальную экскурсию по музею и храму, то о Батурине узнают миллионы людей по всей России и тоже захотят сюда приехать, уверен журналист.  Но нужен ли еще один музей, если в Далматовском Успенском монастыре (70 км от Батурина) тоже есть музей, один из залов которого посвящен отцу Антонину? Митрополит Иосиф считает, что нужен, потому что это оправдано логически: «Где еще быть музею, как не в месте рождения отца Антонина, и где будет собрана вся доступная о нем информация?»  Прославлять  или не прославлять Далматовский монастырь, как цветок на возвышенности, украшает весь уездный городок. Его белоснежная стена и розовый Скорбященский храм видны с любой точки Далматова. За широкими стенами, скрывающими цветущие яблони, в 1816 году открылось духовное училище, в которое в 1825 году поступил Андрей Капустин. Здесь он изучал латинский язык, географию, арифметику и катехизис, а перед смертью передал обители свой наперсный крест. Прервавшись в 1923 году, монастырская жизнь возобновилась спустя 69 лет.  Наместник Далматовской обители игумен Варнава (Аверьянов) встречает нас у святых ворот. В монастырском музее2 помимо залов, посвященных жизни в царской России и Зауральским новомученикам, устроена экспозиция об отце Антонине. В витринах — предметы, характеризующие различные периоды жизни архимандрита Антонина, начиная от детских лет в родном Шадринском уезде, учебы в училище и семинарии и заканчивая Святой землей.  «В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи отца Антонина,— говорит отец Варнава. — Но мы постарались представить эпоху, к которой принадлежал отец Антонин». В частности, здесь представлены прижизненные издания его работ, паломнические реликвии со Святой земли и Святой Афонской горы, предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография) и т.п. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии) и т.д. Игумен Варнава в настоящее время занимается подготовкой магистерской диссертации на тему «Духовный облик архимандрита Антонина (Капустина)» в Санкт-Петербургской духовной академии и скрупулезно изучает дневники архимандрита. Работа над этой темой дала ему возможность познакомиться с немногочисленными исследователями наследия отца Антонина, которых в прошлом году радушно принимал Далматовский монастырь. Обитель выступила организатором всероссийской научной конференции (12–13 мая 2016 года), посвященной 200-летнему юбилею Далматовского духовного училища и предстоящему юбилею отца Антонина (Капустина)3. Известно, что отец Антонин был очень разносторонней личностью. Но что в нем запоминается особенно, когда знакомишься с его дневниками? Прежде всего это глубокая церковность, считает отец Варнава, причем в широком смысле слова: за всеми его действиями и поступками всегда скрывается глубокий религиозный смысл. «И самое поразительное, церковность его была не показной, не елейной, не навязчивой. Иногда даже, наоборот, с элементом самоиронии и какого-то юродства. Этим он, наверное, спасался от окружающего формализма, зависти, непонимания, даже явной клеветы, — говорит отец Варнава. — В его биографии есть скорбные страницы, когда он терпел незаслуженный позор и поношение от лжебратии — в Афинах (­клеветнические письма, напечатанные в “Колоколе” А. Герцена) и Иерусалиме (роман-памфлет “Пейс-паша”). При этом сам он проявлял милосердие и сострадание даже к своим недругам, ценил искренность и прямодушие».  Потеряв еще в годы учебы в семинарии и академии самых близких своих друзей (имена их он часто упоминает в дневнике с сердечной теплотой — Афанасий, Егорушко, Алешинька), отец Антонин впоследствии брал на воспитание и попечение юных семинаристов (Андрея Фоменко, Петра Нищинского, Димитрия Мангеля), которые большей частью платили ему обидами и черной неблагодарностью. Однако, несмотря на всё это, отец Антонин до конца своих дней не утратил детской жизнерадостности. Именно этой радостью от созерцания чудного творения Божия можно объяснить, казалось бы, «не монашеские» увлечения его астрономией, фотографией, живописью, игрой на гуслях и т.д. В этом же ряду можно поставить и интерес к историческим наукам (палеографии, археологии, нумизматике и др.).  Возможно ли прославление архимандрита Антонина (Капустина)? Отец Варнава, председатель Комиссии по канонизации святых Курганской митрополии, считает, что это время еще не пришло: «Безусловно, архимандрита Антонина можно с полным правом назвать подвижником благочестия. Сам круг общения — его наставники, друзья, сослуживцы, ученики — говорит сам за себя: святители Филарет Киевский и Филарет Московский, Феофан Затворник Вышенский, Иннокентий Херсонский, преподобный Парфений Киевский. И это лишь некоторые. Несмотря на различную клевету, личная жизнь его как монаха и священнослужителя была безукоризненной».  Отца Антонина иногда упрекают в том, что он посещал молитвенные собрания инославных (католиков, протестантов, армян, коптов) и даже иноверцев (иудеев). Но отец Варнава уверен, что отцу Антонину это не могло нанести вреда, потому что православная вера определяла всю его жизнь. Но как тогда быть с тем, что отец Антонин приобретал участки с христианскими святынями (например, с Мамврийским дубом) часто вопреки благословению Синода? Более того, Синод даже издал указ4, запрещающий ему покупать эти участки на Святой земле. Но очевидно, что в исторической перспективе архимандрит Антонин оказался прав. «Следует помнить в этом случае, что церковное послушание не тождественно армейской дисциплине, а ставит во главу угла истину, — поясняет отец Варнава. — И в духовном облике отца Антонина есть многое, чему мы можем поучиться и чему должны подражать, если желаем стать настоящими христианами. Однако для прославления, как мы понимаем, всего этого недостаточно. Нужна воля Божия, знамение того, что отец Антонин угодил Богу. Как правило, таковыми знамениями служат чудеса, совершающиеся через посредство подвижника благочестия. Это с одной стороны. А с другой — требуется почитание церковным народом. Можем ли мы сегодня сказать, что имеется то и другое?» Фото автора Примечания 1 Киприан (Керн), архим. Отец Антонин Капустин — архимандрит и начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (1817–1894). Гл. 8: Иерусалимские годы (1865–1894). URL: http://palomnic.org/rdm/k/10/ (дата обращения: 27.07.2017). Никодим (Ротов), архим. История Русской духовной миссии в Иерусалиме. Гл. 3: Архимандрит Антонин (Капустин) и Русская духовная миссия под его управлением. URL: http://www.rusdm.ru/history.php?item=12 (дата обращения: 27.07.2017). 2 URL: dalmate.ru/muzej.html (дата обращения: 27.07.2017). 3 Cм.: URL: agioi-zaural.ru/images/Issledovanij/2016.pdf (дата обращения: 27.07.2017). 4 Указ № 2596 от 21 декабря 1872 г. (Архив РДМ. Дело № 1700). Может ли возрождение памяти об отце Антонине привести современного человека к вере?  Иосиф, митрополит Курганский и Белозерский Сегодня Святая земля привлекает не только паломников, но и тысячи российских туристов, среди которых много и невоцерковленных людей. Они знакомятся не только со святынями, но и с именем архимандрита Антонина, искренне удивляясь тому, что создали там русские. Мы говорим о нем — создатель Русской Палестины. Но без отца Антонина ее не было и могло вообще не быть. Эта идея пришла только ему, и он ее воплотил. И у людей невольно возникает вопрос: кто он, что это за человек? Действительно, можно ли представить себе сегодня Елеон без «Русской Свечи», храма Марии Магдалины или селение Айн-Карем без Русского Горненского монастыря? Убери из Палестины эти русские места, и у наших соотечественников будет совсем другое восприятие Святой земли, она станет чужой. А так это — Русская Палестина, в ее храмах звучит молитва на родном языке, там наши соотечественники совершают свое служение и молятся о русском народе, о нашей стране, о нашем Отечестве. И близкие сердцу христианские святыни воспринимаются по-другому. И не секрет, что, посещая Святую землю, очень многие более близко воспринимают христианство — как что-то родное, важное для их души. Отцу Антонину удалось создать такой миссионерский инструмент, который работал, работает и будет работать, открывая красоту православия и привлекая к вере очень многих. А непосредственно Батурино может стать мостиком, который соединит людей со Святой землей. Протоиерей Владимир Тарасов, настоятель храма Архимандрит Антонин мне очень симпатичен как человек. Таких людей нельзя предавать забвению. Нам нужно постараться, чтобы о нем узнало как можно больше его земляков. И если люди приедут сюда, задача сделать так, чтобы наш рассказ пробудил в них желание больше о нем узнать.  Важно научиться интересно рассказывать об отце Антонине, тогда люди начнут вникать в историю его жизни, постепенно заинтересуются бытом той эпохи, верой отца Антонина. Значение может иметь даже то, что здесь 100 лет на одном и том же приходе служили его прадед, дед и отец, ведь в 1865 г. отмечали 100-летие рода Капустиных и основание прихода. И тогда, быть может, в них постепенно пробудится интерес к истории и к православной вере, и возникнет потребность по-другому увидеть и устроить свою жизнь, чтобы в ней стало больше радости и больше творчества. Игумен Варнава (Аверьянов), наместник Далматовского монастыря Отец Антонин почти три десятилетия трудился для того, чтобы русские люди могли не просто посетить Святую землю, но почувствовать себя там как дома. Для этого он обустраивал купленные с большим трудом (из-за непонимания со стороны недальновидного начальства, конкуренции инославных, особенностей законодательства Османской империи и др. причин) участки с любовью и заботой, как будто это был его родной дом. Так появлялись на Святой земле островки Святой Руси. Любовь и благоговение к Святой земле и находящимся там святыням отец Антонин пытался привить и русским паломникам. Казалось бы, разве может случиться так, что у православных паломников отсутствует благоговение и любовь к святыням? Оказывается, может. Как Церковь состоит не из одних святых, но и из грешников, лишь стремящихся к спасению, так и на Святую землю попадали самые разные люди. Нередко они несли в себе худшие привычки русского человека. Архимандрит Антонин не забывал обличать, увещевать, наставлять, чтобы имя русского человека стало на православном Востоке синонимом истового благочестия, а не «притчей во языцех». Поэтому благодаря отцу Антонину паломники из России не чужие на Святой земле, и Святая земля для многих из них не чужое место. Для популяризации его памяти по большому счету нужно возрождение веры, что невозможно без Святой земли, без живых примеров конкретных людей. Отец Антонин как раз один из таких идеалов, показывающий своей жизнью, как человек может совместить разные интересы — и научные, и практические — с настоящей верой. Он — образ православного человека. Но, с другой стороны, пример отца Антонина может быть действенным только для тех, кто сможет и захочет увидеть в нем что-то родное и близкое.  Поэтому необходимо говорить, напоминать, рассказывать, действовать по-евангельски: надо сеять, а как семя взойдет — не нам решать. Надо проводить конференции и выпускать книги, статьи, фильмы. Но не нужно ждать, что статья выйдет и вера вдруг расцветет. Может, одного она коснется, а другого и нет. Надо относиться к этому со смиренномудрием и понимать, что у каждого человека свой путь к Богу и о каждом человеке у Бога Свой замысел. Отец Антонин, безусловно, вполне заслуживает того, чтобы о нем знали. А то получается как по поговорке: умного никто не знает, а дурака— вся деревня. Но ведь должно быть наоборот.
24 августа 2017 г. 10:30
Новости
11 ноября 2012 года Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима и всей Палестины Феофил III и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершили ночную Божественную литургию в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме
15 ноября 2012 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Патриарх Кирилл посетил Святую землю

9-14 ноября состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла в пределы Иерусалимского Патриархата

9 ноября Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Иерусалим. В аэропорту "Бен-Гурион" в беседе с представителями СМИ Предстоятель Русской Церкви отметил, что посещает Святую Землю впервые после избрания на Патриарший престол. "В соответствии с существующей традицией я посещаю глав Поместных Православных Церквей и с радостью ступаю на Святую Землю, чтобы встретиться с Блаженнейшим Патриархом Феофилом, совершить богослужение в святом граде Иерусалиме в Храме Гроба Господня, посетить Русскую духовную миссию, Горненский монастырь, Вифлеем, Назарет, Тиверию, поклониться святым местам", - сказал Святейший Патриарх.

Затем он направился в Старый город, к Иерусалимской Патриархии, где состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом. Предстоятели в сопровождении иерархов и духовенства обеих Поместных Церквей проследовали к Храму Воскресения Христова, где поклонились Камню помазания и Гробу Господню. В Кафоликоне (соборном храме Иерусалимской Церкви) Святейший Патриарх Кирилл возглавил благодарственный молебен.

После приветствия Блаженнейшего Патриарха Феофила, обращенного к Предстоятелю Русской Церкви, Святейший Патриарх Кирилл в ответном слове выразил радость от посещения великой святыни христианского мира и возможности помолиться в тех местах, где "Бог воплотившийся совершал Свой крестный подвиг за грехи всего мира, где Он был погребен плотию, но не прекратил Своего искупительного дела, душой сойдя во ад и выводя оттуда его узников, где Он воскрес силою Своего Божества и привел в трепет охранявших Его стражников". Патриарх Кирилл особо подчеркнул, что сегодня особую важность приобретают молитвы о мире на Святой Земле. "Наше особое моление — о мире для Иерусалима и всего Востока, переживающего ныне непростые времена, чтобы на месте великой победы Христовой воцарился мир и согласие между людьми", - сказал Святейший Патриарх.

В тот же день состоялось братское собеседование Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Патриарха Феофила.

10 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил Гробницу Божией Матери на Елеонской горе в Иерусалиме, где совершил молебен с чтением евангелия, поклонился Гробу Пресвятой Богородицы и чудотворному образу Божией Матери "Гефсиманская". В слове, обращенном к наместнику Иерусалимского Патриарха в Гефсимании архимандриту Нектарию, духовенству и многочисленные верующим, собравшимся в храме Успения Богородицы, построенном над Гробницей, Святейший Патриарх напомнил об особом почитании Божией Матери в России: "На просторах Святой Руси люди издревле хранили веру в то, что они находятся под особым покровом Пресвятой Богородицы. И это действительно так: в самые судьбоносные, самые страшные моменты нашей истории, когда решался вопрос, быть или не быть Руси, всегда возникал образ Пресвятой Богородицы, и по молитвам перед этими чудотворными иконами наше Отечество избавлялось от погибели. И сегодня мы глубоко верим в то, что Пресвятая Богородица с нами и в наших радостях, и в трудностях; с помощью и заступничеством Божией Матери мы связываем будущее нашего Отечества". После этого Патриарх Кирилл и сопровождающие его лица направились в Гефсиманский сад, где также был совершен молебен с чтением Евангелия.

Затем Предстоятель Русской Православной Церкви посетил базилику Рождества Христова в Вифлееме, где в пещере Рождества Господа Иисуса Христа совершил молебен. В монастыре Рождества Христова Предстоятель Русской Православной Церкви встретился с градоначальником Вифлеема Виктором Батарси, который в ходе беседы подчеркнул огромное значение визита Патриарха Кирилла для христианского населения Палестины, преодоления вражды и разделения в регионе. Предстоятель Русской Церкви отметил особый благодатный статус Святой Земли, - места, "где человек вне зависимости от своей национальности, своей культуры чувствует особое присутствие Божией благодати" и важность сохранения мира и согласия на Ближнем Востоке.

Затем в резиденции главы Палестинской национальной администрации в Вифлееме Святейший Патриарх Кирилл вместе с Блаженнейшим Патриархом Феофилом, иерархами и рядом официальных лиц встретились с главой Палестинской национальной администрации Махмудом Аббасом. Главным содержанием беседы стало обсуждение путей установления справедливого и прочного мира на Ближнем Востоке и, в частности, роли религиозных общин в его достижении. Среди других вопросов Святейший Патриарх Кирилл коснулся христианско-мусульманских отношений в Палестине. "Мы вынуждены с прискорбием отметить исход христианского арабского населения с Ближнего Востока. В ряде стран христиане сталкиваются с угрозами, с требованиями уехать, нередко погибают в ходе гражданских столкновений. Это не может оставить нас безразличными", — сказал Патриарх Кирилл, подчеркнув, что Русская Православная Церковь полностью солидарна с Православными Церквами Ближнего Востока — Александрийским, Антиохийским, Иерусалимским Патриархатами. Святейший Патриарх выразил уверенность в том, что многовековые связи Палестины и России будут укрепляться в том числе при участии Русской Православной Церкви.

Глава Палестинской национальной администрации Махмуд Аббас вручил Предстоятелю Русской Православной Церкви высшую награду Палестины — орден "Звезда Вифлеема". Награда была вручена Святейшему Патриарху в знак уважения к его высокому сану, в благодарность за усилия по достижению мира и стабильности на Святой Земле, укреплению духовных и религиозных связей между российским и палестинскими народами.

Далее Махмуд Аббас дал обед в честь Святейшего Патриарха Кирилла. В ходе торжественного приема Глава Палестинской национальной администрации назвал визит Предстоятеля Русской Православной Церкви историческим событием и отметил большой вклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в российско-палестинские отношения. Предстоятель Русской Церкви поблагодарил Махмуда Аббаса за теплый прием и указал на правильность позиции главы Палестинской национальной администрации по вопросам мирного урегулирования. "Я глубоко убежден, что Ваша личная приверженность миру и ненасильственным действиям для достижения целей является единственной правильной позицией для того, чтобы достичь мира и справедливости на Святой Земле, - подчеркнул Святейший Патриарх, - Люди, живущие здесь, знают, что такое опыт войны. За десятилетия употреблялись огромные усилия для того, чтобы достичь результата при помощи военных методов. Очевидно, что военные действия усиливают ненависть, вражду, противостояние, но очень редко содействуют достижению целей, а если цель и достигается, то одна сторона всегда считает, что этот результат является несправедливым. Для того чтобы была справедливость на Святой Земле, целей нужно достигать мирным путем".

10 ноября вечером Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Русскую духовную миссию в Иерусалиме, где возглавил всенощное бдение в Троицком соборе Миссии. По завершении богослужения начальник Русской духовной миссии архимандрит Исидор (Минаев) обращаясь к Святейшему Патриарху со словами приветствия, отметил, что в этот день исполняется отмечается 140 лет со дня освящения Троицкого собора. В ответном слове Патриарх поздравил всех собравшихся со знаменательной датой и вкратце напомнил нелегкую историю собора и духовной миссии в двадцатом веке. "Когда мы с высоты сегодняшнего дня взираем на те прошлые дни, то, обращаясь к Господу, не можем не сказать: "Ты еси Бог, творяй чудеса" (Пс. 76:15). Ибо новая реальность явилась довольно внезапно, перечеркнула все человеческие средостения, все человеческие лукавые замыслы, и сегодня мы имеем возможность прикасаться к святыням этой земли, черпать силу Божественной благодати от Живоносного Гроба, увозить домой яркие и сильные духовные переживания, которые нигде нельзя получить, кроме как здесь, в этом месте", - сказал Предстоятель Русской Церкви.

В память о богослужении Святейший Патриарх передал архимандриту Исидору (Минаеву) Евангелие, которое некогда находилось на престоле Троицкого храма Русской духовной миссии, а впоследствии оказалось в России. "После моей интронизации кто-то пришел с этим Евангелием, сказав, что знает: оно из Иерусалима, и просил вернуть его в этот Троицкий собор, как только состоится мой Патриарший визит, — рассказал Святейший Патриарх.

Вечером 11 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил молитвенное шествие от Яффских ворот Старого города. Возле Иерусалимской Патриархии к процессии присоединился Блаженнейший Патриарх Феофил с сонмом архиереев и духовенства. Процессия проследовала к Храму Воскресения, где Предстоятели совершили ночную Божественную литургию. По ее окончании, обращаясь к Святейшему Патриарху Кириллу, Предстоятель Иерусалимской Церкви подчеркнул: "Это совместное служение двух Патриархов является наивысшим проявлением нашего полного согласия, общения и исповедания в догматах, предании и практике нашей Православной Церкви. Сие таинство Тайной Вечери есть наша совершенная и наивысшая радость и веселие в этом мире. Оно же есть подтверждение и залог нашей надежды и упования на то, что, согласно истинному обетованию Господа нашего Иисуса Христа, мы будем пить новое вино в царстве Отца Его (Мф. 26:29)". В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Блаженнейшего Патриарха Феофила "за возможность поклониться иерусалимским святыням, приглашение, общую братскую молитву, теплое слово и радушный прием" и преподнес Предстоятелю Иерусалимской Церкви лампаду.

11 ноября Предстоятель Русской Церкви в Верховном раввинате Израиля встретился с верховным раввином Израиля (сефардов) Шломо Моше Амаром. В ходе беседы верховный раввин Израиля упомянул, что еврейские общины в России пользуются правами и возможностями наравне с другими религиозными организациями, и подчеркнул важность того, что Русская Православная Церковь учит своих чад с любовью и доброжелательством относиться ко всем людям, в том числе представителям иных религий. В ответном слове Патриарх Кирилл поблагодарил Шломо Моше Амара за приветствие и засвидетельствовал, что в России всегда было развито сотрудничество между религиями. Предстоятель Русской Православной Церкви обозначил два фактора, способствующие положительному развитию отношений между Россией и Израилем. Первый из них — это языковой и культурный аспекты, помноженные на доброе расположение и симпатию. Второй фактор — развитие паломничества, также способствующее укреплению связей между народами.

Далее Святейший Патриарх Кирилл встретился с верховным раввином Израиля (ашкенази) Йоной Мецгером. В ходе беседы была затронута тема положения христиан в ряде стран ближневосточного региона, а также проблемы вытеснения религии из общественной жизни и агрессивного секуляризма. Стороны отметили, что в настоящее время в средствах массовой информации, в том числе и в России, в адрес верующих часто звучит необоснованная и агрессивная критика. Раввин Мецгер призвал верующих, исповедующих различные религии, объединиться и дать "достойный ответ тем, кто попирает основы морали и нравственности".

В тот же день в Иерусалиме общественности был представлен перевод на иврит книги Святейшего Патриарха Кирилла "Свобода и ответственность: в поисках гармонии. Права человека и достоинство личности". Предстоятель Русской Церкви поделился с присутствующими своими размышлениями о человеческой свободе и выразил надежду, что его книга поможет читателям задуматься о том, что такое свобода и достоинство человека. В ходе мероприятия начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Исидор (Минаев) также представил собравшимся юбилейное издание иллюстрированного альманаха "Русская Палестина: люди и судьбы". Это первое издание о Русской духовной миссии в Иерусалиме. Проект осуществлен при участии ведущих российских библиотек, музеев и архивов. Среди авторов альманаха — известные филологи, историки, искусствоведы. В книге опубликованы редкие архивные материалы, в том числе документы архива Русской духовной миссии, систематический разбор и изучение которого начались год назад.

В тот же день в Иерусалиме Блаженнейший Патриарх Феофил дал обед в честь Святейшего Патриарха Кирилла. В ходе трапезы Патриарх Феофил отметил, что Иерусалимская Православная Церковь и Святогробское Братство испытывают глубокую радость по случаю совершающегося в эти дни мирного визита Предстоятеля братской Русской Православной Церкви. В ответном слове Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул особое место Иерусалимской Церкви в христианском мире. "Что означает для Русской Церкви, для всего христианского мира Иерусалимская Церковь? Это Мать всех Церквей, это начало христианской традиции, это Церковь Святого Гроба, которая сохраняет святые места и живую веру, являет пример того, как, несмотря на тяжелейшие исторические обстоятельства, можно достойно совершать свое служение", - сказал Патриарх, выразив пожелание на дальнейшее укрепление отношений между Русской и Иерусалимской Православными Церквами.

Далее Святейший Патриарх Кирилл встретился с президентом Израиля Шимоном Пересом. В беседе с главой израильского государства Предстоятель Русской Церкви обратил внимание на роль религиозных лидеров в поддержании мира на Ближнем Востоке. "Религиозные лидеры могут способствовать распространению убеждения, что отказ от применения силы — единственный путь к решению проблем Ближнего Востока", - сказал Патриарх. Предстоятель Русской Церкви рассказал, что прибыл с визитом на Святую Землю в соответствии с традицией, согласно которой каждый Глава Поместной Православной Церкви после своего избрания наносит визиты в другие Православные Церкви. Святейший Патриарх подчеркнул, что "на протяжении столетий Русская Церковь поддерживала добрые отношения с Иерусалимским Патриархатом". По словам Предстоятеля Русской Церкви, "эти отношения уходят в глубочайшую древность, они были очень интенсивными в средние века, и Русская Церковь всегда близко к сердцу принимала жизнь Иерусалимского Патриархата".

Отмечая высокий уровень международного сотрудничества между Россией и Израилем, Предстоятель Русской Церкви отметил, что помимо политических событий конца XX века, сыгравших большую роль в развитии отношений между обоими государствами, существуют еще два фактора, которые совершенно особым образом сегодня связывают наши страны и народы. "Практически нет ни одной другой неславянской страны в мире, где столь большое количество людей свободно говорило бы по-русски, и не просто говорило, но также сохраняло культуру и доброе отношение к России. Второй фактор — это большое число паломников, которые сегодня приезжают во Святую Землю. После мудрого решения об отмене визового режима сегодня количество приезжающих в паломничество измеряется десятками, сотнями тысяч человек", - сказал Предстоятель Русской Церкви.

Также Святейший Патриарх Кирилл встретился с мэром города Ниром Баркатом. В ходе встречи состоялось детальное обсуждение ряда вопросов, связанных с деятельностью Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В тот же день в Иерусалимской Патриархии от имени Блаженнейшего Патриарха Феофила был дан торжественный прием в честь Святейшего Патриарха Кирилла. Во время него Предстоятель Русской Православной Церкви передал Блаженнейшему Патриарху Феофилу сертификат на комплект из семи колоколов для колокольни храма во имя святого Иоанна Предтечи в городе Яффа.

12 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил Горненский женский монастырь в Иерусалиме и совершил освящение престола главного собора обители в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. После богослужения игумения Георгия (Щукина) обратилась к Святейшему Патриарху Кириллу со словами благодарности за отеческое попечение об обители. В ответном слове Предстоятель Русской Церкви напомнил о том, как созидалась Горненская обитель и пожелал сестрам монастыря "с достоинством продолжать нести свое служение". Предстоятель Русской Церкви огласил указ, согласно которому храм Всех святых, в земле Российской просиявших, и храм Казанской иконы Божией Матери Горненского женского монастыря Русской духовной миссии в Иерусалиме были удостоены права служения в них Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до "Отче наш". Также Святейший Патриарх удостоил церковных наград ряд людей, оказывавших помощь и содействие в восстановлении храма.

В тот же день Святейший Патриарх Кирилл посетил мемориальный комплекс "Яд ва-Шем" в Иерусалиме, где почтил память жертв фашизма. "Яд ва-Шем" является, несомненно, местом национальной скорби всех евреев, но одновременно это место, где мы можем вспомнить, помолиться о всех тех, кто отдал свои жизни за то, чтобы никогда не господствовала человеконенавистническая идеология, которая делила людей по расовому признаку, одних называя людьми первого, а других — людьми второго сорта, подлежащими уничтожению", - отметил Патриарх Кирилл.

12 ноября Святейший Патриарх также посетил монастырь святой Марии Магдалины в Гефсимании и Спасо-Вознесенский женский монастырь на горе Елеон, где совершил заупокойную службу у гробницы архимандрита Антонина (Капустина).

13 ноября Святейший Патриарх Кирилл посетил монастырь Преображения Господня на горе Фавор и совершил там молебен с чтением евангелия. Далее Предстоятель направился в Назарет, где возглавил молебное пение в храме Благовещения Пресвятой Богородицы. Предстоятель Русской Церкви привел Назарет в качестве примера мирного сосуществования людей на Святой Земле. "Существуют до сих пор неразрешенные проблемы в сфере израильско-палестинских отношений. Я верю, что эти проблемы будут решены", — отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он рассказал, что вопросы преодоления конфликта и пути к миру обсуждались на встрече с главой Палестинской национальной автономии Махмудом Аббасом. "С двух сторон было пролито много крови, и настало время, когда нужно мирным путем достигать поставленных целей. В этом смысле город Назарет является замечательным примером мирного сосуществования людей разных национальностей и религий, — констатировал Предстоятель Русской Церкви. — Иначе и быть не может, потому что вы живете в святом городе — городе, где прозвучала великая весть о спасении людей. Ее получила Дева Мария на том месте, где мы с вами сейчас находимся, и весть была разнесена по всему миру, помогая очень многим людям понять смысл жизни, важность духовного измерения этой жизни, важность жить в согласии друг с другом".

Подчеркнув, что русский народ, чада Русской Православной Церкви хранят в сердцах любовь к Святой Земле, Святейший Патриарх отметил: "Сегодня в еще большей мере, чем в XIX — начале XX века получает развитие паломничество. Сотни тысяч людей из России, Украины, Белоруссии, Молдовы без визы приезжают сюда, в Святую Землю. Они приносят сюда свою любовь к святыням и к народу, который здесь живет. Люди, совершающие паломничество в эту землю, становятся очень мощным фактором в отношениях между странами и народами. Паломники — это послы мира".

Далее в митрополии Назарета продолжилось братское общение Святейшего Патриарха Кирилла и Блаженнейшего Патриарха Феофила.

В продолжение паломничества по Святой Земле Святейший Патриарх Кирилл посетил монастырь Двенадцати апостолов в Тиверии и осмотрел "Дом со сводами" — недавно реконструированную паломническую гостиницу Русской духовной миссии. В храме подворья Русской духовной миссии во имя святой Марии Магдалины, расположенного в Галилее неподалеку от города Тиверия, Святейший Патриарх Кирилл благословил присутствующих. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви прибыл в Странноприимный дом на реке Иордан.

Вечером 13 ноября состоялся прием, устроенный Управлением делами Президента Российской Федерации по случаю первого посещения Святейшим Патриархом Кириллом Русского дома паломника на реке Иордан. В торжественном мероприятии вместе с Предстоятелем Русской Церкви принял участие Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил.

Святейший Патриарх Кирилл выразил благодарность Управлению делами Президента и лично его главе В.И. Кожину за реализацию проекта строительства Русского дома паломника, наградив В.И. Кожина орденом преподобного Сергия Радонежского I степени. Посол России в Иордании А.М. Калугин был удостоен ордена преподобного Сергия Радонежского II степени.

Святейший Патриарх особо отметил, что странноприимный дом находится на канонической территории Иерусалимского Патриархата, и все паломники, прибывающие из России и других стран, находящихся в юрисдикции Русской Православной Церкви, пребывают под омофором архиепископа Иорданского Феофилакта. В связи с этим Патриарх Кирилл выразил надежду, что паломники будут пользоваться покровительством и духовным окормлением владыки Феофилакта.

В свою очередь Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил выразил радость в связи с открытием Русского дома паломника на берегу Иордана. Глава Иерусалимской Церкви передал Святейшему Патриарху Кириллу антиминс для совершения богослужений в храме и благословил клирика Русской Православной Церкви иеромонаха Киприана (Сафронова) на дальнейшее послушание по духовной опеке паломников при странноприимном доме.

14 ноября Святейший Патриарх Кирилл совершил чин великого освящения воды в реке Иордан."На сем месте особенно чувствуется и переживается великий акт Крещения Господа. Когда Спаситель пришел в толпе грешников к Иоанну Крестителю, чтобы, будучи безгрешным, вместе с ними омыться в этих иорданских водах, Он не нуждался в крещении. Но Он был одним из нас и совершил то, что должен был совершить по Своему человечеству. Это вновь свидетельствует о великой тайне Боговоплощения, о соединении Божественного и человеческого как в личности Самого Сына Божия, Господа и Спасителя нашего, так и в последующей жизни Церкви", - сказал Предстоятель Русской Церкви после освящения.

Далее Святейший Патриарх Кирилл посетил греческий монастырь святого Иоанна Предтечи на территории религиозно-археологического заповедника "Место Крещения Иисуса Христа на Иордане", где поклонился иконе святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Также 14 ноября в Королевском дворце в Аммане состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Блаженнейшего Патриарха Иерусалимского и всей Палестины Феофила с Королем Иордании Абдаллой II Бен аль-Хусейном. Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил Короля Иордании за исключительное внимание членов королевской семьи к нуждам Русской Православной Церкви; благодаря их поддержке и постоянной помощи стало возможным выделение участка на реке Иордан и возведение на нем Странноприимного дома. Предстоятель Русской Церкви отметил, что реализация данного проекта стала результатом сотрудничества Королевства Иордании и Российской Федерации благодаря договоренности, достигнутой по этому вопросу Главами двух государств. На встрече также обсуждались вопросы развития паломничества.

На этом визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат завершился. В аэропорту, обращаясь к представителям СМИ, Предстоятель Русской Церкви отметил, что поездка на Святую Землю имела очень большое значение, поскольку была наполнена важными событиями. "Важно, чтобы как можно больше паломников посещало Святую Землю, ибо паломничество — это духовный заряд для человека. Прикосновение к святыням многим людям дает укрепление веры, а зачастую — и переосмысление жизни, изменение чувств. Святая Земля оказывает огромное духовное влияние", — сказал Патриарх. Предстоятель Русской Церкви констатировал, что увеличение количества паломников из Русской Церкви означает усиление связей России с теми странами, на территории которых находятся святые места: Израилем, Иорданией, Палестинской автономией. Святейший Патриарх Кирилл также отметил, что одним из следствий развития паломничества является усиление присутствия Православной Церкви в святых местах. "Уже сейчас мы можем видеть, сколь масштабные ремонтные, реставрационные работы осуществляются в храмах Иерусалимского Патриархата. Конечно, это связано и с появлением наших паломников, потому что усиливаются, в том числе, материальные возможности Иерусалимской Православной Церкви, и мы очень рады этому, потому что долгие годы святые места нуждались в очень серьезной реставрации", - заключил Предстоятель Русской Церкви.

По материалам пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси
15 ноября 2012 г. 01:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30