iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Новости
Фрагмент восстановленной хоругви
11 декабря 2013 г. 13:50
версия для печати версия для печати

В московском соборе Покрова-на-Рву отреставрированы три уникальных элемента внутреннего убранства

Государственный Исторический музей официально представил результаты научной реставрации трех святынь, созданных в разное время для внутреннего убранства Покровского собора на Красной площади. Благодаря серьезной помощи крупной финансовой структуры второе рождение получили уникальные икона Спаса Нерукотворного XVII века, двусторонняя хоругвь (царский вклад по случаю рождения в 1904 году наследника престола) и Царские Врата из церкви Василия Блаженного.

«У иконы Спаса Нерукотворного непростая судьба, - рассказала ЦВ реставратор Московского научно-реставрационного художественного управления Ирина Чугреева. - В конце XVII в. образ Спасителя был написан поверх другого изображения – как мы теперь понимаем, без необходимой подготовки поверхности. До недавнего времени икона находилась в музейной экспозиции Покровского собора, а перед тем пережила несколько не совсем удачных реставрационных вмешательств. Последнее – в 1970-е годы, когда мастера применяли новейшие на тот момент методы и материалы, не догадываясь, что тем самым перекрывают дальнейшую возможность восстановления живописного слоя традиционным способом. Сейчас заняться реставрацией образа нас вынудило его аварийное состояние после аномальной жары 2010 года».

Инкрустированная цветными эмалями хоругвь неорусского стиля из оцинкованного медного сплава, промежуточного между бронзой и латунью, появилась в Покровском соборе в 1905 году. До нас она дошла буквально чудесным образом — а еще стараниями людей, не побоявшихся ее спрятать в укромных тайниках храма от всесильного Помгола во время массовой кампании по изъятию церковных ценностей. Чтобы замаскировать хоругвь надежнее, тогда ее закрыли грязноватым слоем старой олифы с примесью газовой сажи. Кроме того, сделало свое дело время, и к реставраторам из запасников она поступила совершенно черной.

Царские Врата, которые мы можем видеть в церкви Василия Блаженного, установлены тут в 1905 году. Иконы для них написал известный мастер того времени Осип Чириков. Но после прекращения богослужений пять из шести икон исчезли. Реставратору Андрею Киселеву удалось восстановить их по единственной сохранившейся оригинальной иконе с использованием ныне редко применяющейся трудоемкой технологии новгородской таблетки.

Подробнее об этих реставрационных работах читайте в ближайшем номере Журнала Московской Патриархии (январь 2014г.)

11 декабря 2013 г. 13:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи