iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Новости
Фрагмент восстановленной хоругви
11 декабря 2013 г. 13:50
версия для печати версия для печати

В московском соборе Покрова-на-Рву отреставрированы три уникальных элемента внутреннего убранства

Государственный Исторический музей официально представил результаты научной реставрации трех святынь, созданных в разное время для внутреннего убранства Покровского собора на Красной площади. Благодаря серьезной помощи крупной финансовой структуры второе рождение получили уникальные икона Спаса Нерукотворного XVII века, двусторонняя хоругвь (царский вклад по случаю рождения в 1904 году наследника престола) и Царские Врата из церкви Василия Блаженного.

«У иконы Спаса Нерукотворного непростая судьба, - рассказала ЦВ реставратор Московского научно-реставрационного художественного управления Ирина Чугреева. - В конце XVII в. образ Спасителя был написан поверх другого изображения – как мы теперь понимаем, без необходимой подготовки поверхности. До недавнего времени икона находилась в музейной экспозиции Покровского собора, а перед тем пережила несколько не совсем удачных реставрационных вмешательств. Последнее – в 1970-е годы, когда мастера применяли новейшие на тот момент методы и материалы, не догадываясь, что тем самым перекрывают дальнейшую возможность восстановления живописного слоя традиционным способом. Сейчас заняться реставрацией образа нас вынудило его аварийное состояние после аномальной жары 2010 года».

Инкрустированная цветными эмалями хоругвь неорусского стиля из оцинкованного медного сплава, промежуточного между бронзой и латунью, появилась в Покровском соборе в 1905 году. До нас она дошла буквально чудесным образом — а еще стараниями людей, не побоявшихся ее спрятать в укромных тайниках храма от всесильного Помгола во время массовой кампании по изъятию церковных ценностей. Чтобы замаскировать хоругвь надежнее, тогда ее закрыли грязноватым слоем старой олифы с примесью газовой сажи. Кроме того, сделало свое дело время, и к реставраторам из запасников она поступила совершенно черной.

Царские Врата, которые мы можем видеть в церкви Василия Блаженного, установлены тут в 1905 году. Иконы для них написал известный мастер того времени Осип Чириков. Но после прекращения богослужений пять из шести икон исчезли. Реставратору Андрею Киселеву удалось восстановить их по единственной сохранившейся оригинальной иконе с использованием ныне редко применяющейся трудоемкой технологии новгородской таблетки.

Подробнее об этих реставрационных работах читайте в ближайшем номере Журнала Московской Патриархии (январь 2014г.)

11 декабря 2013 г. 13:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи