iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Нота как мишень
Для немногочисленных посвященных музыкантов узкий длинный зал в первом ярусе лаврской колокольни в Сергиевом Посаде — место поистине легендарное. Это постоянная репетиционная база основанного архимандритом Матфеем (Мормылем) братского хора Троице-Сергиевой лавры. Дождливым осенним вечером в гости к хористам впервые приехал регент Московского подворья — старший преподаватель Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Владимир Горбик. Не один — с десятком певчих своего клиросного хора. И не просто так, а для пользы дела — провести мастер-класс со студентами Московской духовной академии. Яркая, наполненная экспрессивными образами преподавательская манера Владимира Александровича помогла молодым людям за одну репетицию понять, при помощи какого приема клирошане создают атмосферу вечности, почему им категорически не рекомендуется петь «консерваторским» звуком и какую фразу знаменитого Шаляпина следует помнить в любое время дня и ночи.
9 октября 2019 г. 14:59
Репортажи
Илл. 1. Картограмма северной стены Никольского собора Краснохолмского Антониева монастыря. Точное масштабное воспроизведение, сер. VIII в. Авторы: А. Гира, Л. Омельянович, Н. Карпова, Р. Шувалов, И. Шиханов, М. Груздева, Е. Минкевич и др.
ЖМП № 5 май 2019 /  14 июня 2019 г. 14:50
версия для печати версия для печати

Уходящая натура

ГИБНУЩАЯ СТЕНОПИСЬ В УБРАНСТВЕ СТАРИННЫХ ХРАМОВ НА ВЫСТАВКЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ "ИЗБОРСК"

Счет пребывающих в аварийном состоянии храмов на территории России идет на тысячи, руинированных церквей в статусе объектов культурного наследия — на сотни. Некоторые памятники безвозвратно утеряны, многие продолжают гибнуть: у реставраторов до них не доходят руки. Одна из главных задач — запечатлеть на картинах для будущих поколений, как выглядели внутренний интерьер и фасады разрушающихся сегодня храмов. PDF-версия

В Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина на этой ниве трудится отдельное подразделение — Мастерская церковно-исторической живописи. «Мастерскую открыли по инициативе моего учителя по Академии художеств Андрея Мыльникова, которому 22 февраля этого года исполнилось бы 100 лет. Он хоть и делал профиль Ленина, но — наверное, единственный из числа художников-руководителей советской эпохи — прекрасно понимал необходимость и возможность использования в современном искусстве священных художественных форм, созданных в рамках Церкви. Не в последнюю очередь, думаю, потому, что его отца расстреляли большевики, когда самому Андрею Андреевичу шел второй месяц», — рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» руководитель мастерской, заслуженный художник РФ Александр Крылов. По его словам, именно благодаря Мыльникову у нас в стране сейчас лучшая в Европе школа рисунка, и художники академической традиции имеют возможность развиваться дальше. Еще одна заслуга академика Мыльникова — запуск системы копирования стенописи православных храмов, находящихся на грани гибели. Сейчас по стране этим занимаются порядка тысячи мастеров, в основном церковных, фиксирующих образцы, которые потом можно будет использовать в храмах-новостройках.

На мини-выставке «Сельские храмы России» представлены работы копиистов мастерской с фиксацией двух крупных соборов в Центральной России. Оба памятника переданы верующим, но в разном состоянии. Впрочем, гибнущие фрески есть и там, и там. Никольский собор в Краснохолмском Антониевом монастыре сложен из белого камня в 1481–1493 годах (это один из древнейших архитектурных памятников Тверской области), а взорвали его в 1930-е годы. «Три стены храма при этом уцелели, что свидетельствует о точнейшем инженерном расчете автора, — восхищается Крылов. — Над этим проектом, думаю, трудился кто-то из фряжских корифеев — итальянских гениев уровня Алевиза, приглашенный, скорее всего, великим князем Московским, но перекупленный Тверским».

Помимо запечатлевшего соборные руины пейзажа на холсте в экспозиции представлена точная масштабная картограмма северной стены (в технике темперы) с сохранившимися фрагментами фресок (роспись в стиле раннего классицизма датируется XVII столетием). Кстати, епархиальное священноначалие нацелено на воссоздание монастырских храмов, а бы­вшая обитель уже шесть лет действует в статусе архиерейского подворья. Но из-за колоссальной сметы даже к проекту реставрации приступить не удалось; богослужения регулярно совершаются в ближайшей уцелевшей церкви — приходской, Зосимо-Савватьевской, в шести сотнях метров от обители.

Корпус работ, запечатле­вших убранство другого храма, выполнен на Ярославщине, в селе Великое (Гаврилов-Ямский район). Для победителя шведов в Полтавском сражении фельдмаршала Аникиты Репнина это имение стало в прямом смысле царским подарком, полученным от самого государя. В 1712 году помещик сложил тут из кирпича Богородице-­Рождественскую церковь.

«Расписывали ее позднее — уже при Екатерине, — продолжает Крылов. — Это лебединая песня последнего поколения ярославских изографов, которых выгнали из родных монастырей из-за политики секуляризации, проводившейся по инициативе императрицы. Их стиль поистине великолепен! Теперь краски поблекли, да и сами фрески в патине. Но эти работы выявляют форму с такой пластической силой и ясностью, которые можно поставить в один ряд с творениями "последнего венецианца" Джованни Тьеполо».

Богородице-Рождественская летняя церковь посредством семиярусной колокольни соединяется с зимней — Покровской. Об этом архитектурном ансамбле говорят как о «великосельском кремле», а часы на звоннице, по свидетельству современников, прежде отсчитывали прошедшее с Полтавской битвы время. Обе дошедшие до нас церкви в Великом действуют, однако в холодном храме, состоящем в государственной собственности, фрески находятся на грани гибели. На выставке представлены копии (в технике темперы) двух композиций. В составе каждой из них — Ангелы, носящие образ Спаса Нерукотворного и Феодоровскую икону Божией Матери.

Выставка открыта до 30 июня в Музее истории г. Печоры (филиал ГМЗ «Изборск»). Адрес: Псковская область, Печоры, ул. Международная, 3.

14 июня 2019 г. 14:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Иконы места
Исстари в память о совершенном паломничестве веру­ющие христиане старались увезти с собой местную святыню — икону, посвященную небесному покровителю монастыря или прославившему эту точку на карте событию. После отмены крепостного права, когда паломничество на Руси приобрело массовый характер, возникла целая индустрия сравнительно дешевых раздаточных образков. Но темой давнего собирательства московского художника Николая Паниткова стала не продукция поточного производства, а более древние святыни — паломнические реликвии, создававшиеся иконописцами по единичным заказам или крайне ограниченным тиражом. Семь десятков самых интересных и редких из них, датирующихся в основном XVIII столетием, представлены на персональной выставке коллекционера «Дорогами Святой Руси» в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Ни один из иконописных памятников не подписан автором, и все без исключения они впервые вводятся в научный оборот. PDF-версия
3 июля 2020 г. 11:00
Молись, но за победу немецкого воинства
Жизнь Церкви, положение верующих и служение законных иерархов на оккупированных нацистскими войсками территориях бывших союзных республик продолжают оставаться предметом научного интереса современных историков. В советскую эпоху серьезное изучение этих вопросов как светскими, так и церковными специалистами было невозможно, в новейшее же время основные усилия российских исследователей оказались сосредоточены на событиях, происходивших на территории РСФСР. Между тем и в Украинской ССР, на оккупированных гитлеровской Германией территориях, церковная жизнь 1941–1944 годов была полна драматических коллизий. О том, как в Херсонской области вынужденный коллаборационизм священники компенсировали спасением евреев и красноармейцев, рассказывает клирик Новокаховской епархии Украинской Православной Церкви иеромонах Иустин (Юревич).
22 июня 2020 г. 14:00