выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
Илл. 1. Картограмма северной стены Никольского собора Краснохолмского Антониева монастыря. Точное масштабное воспроизведение, сер. VIII в. Авторы: А. Гира, Л. Омельянович, Н. Карпова, Р. Шувалов, И. Шиханов, М. Груздева, Е. Минкевич и др.
ЖМП № 5 май 2019 /  14 июня 2019 г. 14:50
версия для печати версия для печати

Уходящая натура

ГИБНУЩАЯ СТЕНОПИСЬ В УБРАНСТВЕ СТАРИННЫХ ХРАМОВ НА ВЫСТАВКЕ В ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕЕ-ЗАПОВЕДНИКЕ "ИЗБОРСК"

Счет пребывающих в аварийном состоянии храмов на территории России идет на тысячи, руинированных церквей в статусе объектов культурного наследия — на сотни. Некоторые памятники безвозвратно утеряны, многие продолжают гибнуть: у реставраторов до них не доходят руки. Одна из главных задач — запечатлеть на картинах для будущих поколений, как выглядели внутренний интерьер и фасады разрушающихся сегодня храмов. PDF-версия

В Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина на этой ниве трудится отдельное подразделение — Мастерская церковно-исторической живописи. «Мастерскую открыли по инициативе моего учителя по Академии художеств Андрея Мыльникова, которому 22 февраля этого года исполнилось бы 100 лет. Он хоть и делал профиль Ленина, но — наверное, единственный из числа художников-руководителей советской эпохи — прекрасно понимал необходимость и возможность использования в современном искусстве священных художественных форм, созданных в рамках Церкви. Не в последнюю очередь, думаю, потому, что его отца расстреляли большевики, когда самому Андрею Андреевичу шел второй месяц», — рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» руководитель мастерской, заслуженный художник РФ Александр Крылов. По его словам, именно благодаря Мыльникову у нас в стране сейчас лучшая в Европе школа рисунка, и художники академической традиции имеют возможность развиваться дальше. Еще одна заслуга академика Мыльникова — запуск системы копирования стенописи православных храмов, находящихся на грани гибели. Сейчас по стране этим занимаются порядка тысячи мастеров, в основном церковных, фиксирующих образцы, которые потом можно будет использовать в храмах-новостройках.

На мини-выставке «Сельские храмы России» представлены работы копиистов мастерской с фиксацией двух крупных соборов в Центральной России. Оба памятника переданы верующим, но в разном состоянии. Впрочем, гибнущие фрески есть и там, и там. Никольский собор в Краснохолмском Антониевом монастыре сложен из белого камня в 1481–1493 годах (это один из древнейших архитектурных памятников Тверской области), а взорвали его в 1930-е годы. «Три стены храма при этом уцелели, что свидетельствует о точнейшем инженерном расчете автора, — восхищается Крылов. — Над этим проектом, думаю, трудился кто-то из фряжских корифеев — итальянских гениев уровня Алевиза, приглашенный, скорее всего, великим князем Московским, но перекупленный Тверским».

Помимо запечатлевшего соборные руины пейзажа на холсте в экспозиции представлена точная масштабная картограмма северной стены (в технике темперы) с сохранившимися фрагментами фресок (роспись в стиле раннего классицизма датируется XVII столетием). Кстати, епархиальное священноначалие нацелено на воссоздание монастырских храмов, а бы­вшая обитель уже шесть лет действует в статусе архиерейского подворья. Но из-за колоссальной сметы даже к проекту реставрации приступить не удалось; богослужения регулярно совершаются в ближайшей уцелевшей церкви — приходской, Зосимо-Савватьевской, в шести сотнях метров от обители.

Корпус работ, запечатле­вших убранство другого храма, выполнен на Ярославщине, в селе Великое (Гаврилов-Ямский район). Для победителя шведов в Полтавском сражении фельдмаршала Аникиты Репнина это имение стало в прямом смысле царским подарком, полученным от самого государя. В 1712 году помещик сложил тут из кирпича Богородице-­Рождественскую церковь.

«Расписывали ее позднее — уже при Екатерине, — продолжает Крылов. — Это лебединая песня последнего поколения ярославских изографов, которых выгнали из родных монастырей из-за политики секуляризации, проводившейся по инициативе императрицы. Их стиль поистине великолепен! Теперь краски поблекли, да и сами фрески в патине. Но эти работы выявляют форму с такой пластической силой и ясностью, которые можно поставить в один ряд с творениями "последнего венецианца" Джованни Тьеполо».

Богородице-Рождественская летняя церковь посредством семиярусной колокольни соединяется с зимней — Покровской. Об этом архитектурном ансамбле говорят как о «великосельском кремле», а часы на звоннице, по свидетельству современников, прежде отсчитывали прошедшее с Полтавской битвы время. Обе дошедшие до нас церкви в Великом действуют, однако в холодном храме, состоящем в государственной собственности, фрески находятся на грани гибели. На выставке представлены копии (в технике темперы) двух композиций. В составе каждой из них — Ангелы, носящие образ Спаса Нерукотворного и Феодоровскую икону Божией Матери.

Выставка открыта до 30 июня в Музее истории г. Печоры (филиал ГМЗ «Изборск»). Адрес: Псковская область, Печоры, ул. Международная, 3.

14 июня 2019 г. 14:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00