выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Репортажи
Торжественное открытие фестиваля
6 августа 2015 г. 15:58
версия для печати версия для печати

Музыкальный момент на Ладоге

НА ВАЛААМЕ С ОГРОМНЫМ УСПЕХОМ ПРОШЕЛ I МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ПРАВОСЛАВНОГО ПЕНИЯ "ПРОСВЕТИТЕЛЬ"

Праздник, объединивший полтысячи музыкантов из российских, украинских, белорусских, грузинских, сербских коллективов и хор монахов-афонитов, стал главным музыкальным событием юбилейных торжеств, посвященных 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Столь удачный формат, выбранный организаторами, можно рассматривать как громкую заявку на создание долгожданной традиции международного певческого фестиваля. Корреспондент «Церковного Вестника», профессиональный певчий с 22-летным стажем, по горячим следам анализирует самые удачные находки программы и возможные направления дальнейшего развития этого интереснейшего проекта.

Здравые амбиции

Хоровое движение России давно мечтало о собственном полноценном певческом празднике. Так давно, что, кажется, не будет преувеличением сказать «всегда». В самом деле, в дореволюционное время подобные традиции в стране не практиковались. В советскую же эпоху оставалось лишь смотреть на опыт прибалтийских праздников песни и танца, программа которых, впрочем, изрядно сдабривалась коммунистической идеологией – как, разумеется, и все культурно-массовые мероприятия той поры.

Но советская власть ушла в прошлое, а певческие праздники в России так и не появились. Разумеется, фестивали – причем подчас масштабные – в стране продолжали проходить, как для профессиональных, так и для самодеятельных коллективов. Однако они все больше напоминают заседания элитарных клубов: вроде бы искусство народное, но свет рампы четко разделяет аудиторию и музыкантов.

Лишь спустя почти целое поколение ситуация начала меняться. Причем, главные усилия для этого приложила Церковь. Вот уже третий год по Патриаршему благословению в праздник св. Кирилла и Мефодия – День славянской письменности и культуры – главная площадь страны превращается в подлинное всероссийское певческое поле (и во всех больших российских городах в то же самое время проходят аналогичные концерты, на которых и хористы, и слушатели составляют один большой хор). Наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий в год 300-летнего юбилея своей обители два года назад провел Александро-Невский хоровой собор, собравший не один десяток лучших коллективов из России и ближнего зарубежья. Выступление большого сводного хора на Красногорской площади стало одним из центральных эпизодов празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского прошлым летом в Сергиевом Посаде...

Наверное, в будущем этот список будет продолжен. Но инициатива наместника Валаамского Преображенского ставропигиального монастыря епископа Троицкого Панкратия беспрецедентна. Еще никогда многодневный певческий фестиваль, устроенный по инициативе монастыря, не проходил исключительно в стенах обители. Даже просто доставить на Валаамский архипелаг полтысячи участников – уже героический поступок. А ведь их надо разместить, накормить, предоставить репетиционное время, обустроить сцену и звук. И не будем забывать: певческий праздник предполагает еще и слушателей...

Выездная модель

Понятно, что такая амбициозная идея не могла родиться на пустом месте. В течение шести предшествовавших сезонов уникальный обучающий проект северной столицы - «Академия православной музыки» - по традиции венчал летнюю школу Литургией в Преображенском соборе Валаамского монастыря и большим итоговым концертом там же, в стенах соборного храма. Академия, по замыслу ее генерального директора Натальи Орловой, обращает внимание современных церковных певчих к истокам православной богослужебной культуры. Начиная с 2009 года, она вывезла на Валаам около восьми сотен обучающихся из полусотни стран мира и 60 российских городов.

«Разумеется, гастроли для нас не самоцель, - рассказывает Орлова, выступившая в качества генерального продюсера фестиваля «Просветитель». – Наши главные задачи лежат немного в иной плоскости. Распространение культуры знаменного пения сковывается отсутствием специалистов-расшифровщиков. Ведь исторически каждый знаменный распев, в полном соответствии со своим названием, записывался крюками и «топориками». Мало кто умеет их читать, и еще меньше певчих исполняют эту музыку за богослужениями. За семь лет образовательной деятельности нашей академии удалось полностью расшифровать Литургию и Всенощное бдение знаменного распева, исполнить их – это делали специально обученные певчии, перевести на итальянскую систему музыкальной нотации и исполнить в Исаакиевском соборе. К 400-летию воцарения на русском престоле Михаила Федоровича Романова расшифрована и исполнена в Петропавловской крепости Великая панихида. Расшифрован также Чин освящения храма, который в традиции старого обряда служился ежегодно в престольный праздник храма. В прошлом году мы исполнили его в Никольском Путиловском храме у Кировского завода на проспекте Стачек».

Все эти большие богослужения – своего рода творческий отчет студентов академии, которые каждый год на три недели приезжают учиться в Санкт-Петербург на так называемую летнюю школу. Обучение, кстати, бесплатное – разумеется, для тех, кто выдержал заочный конкурс. «Фактически мы оперируем системой грантов, - продолжает Наталя Ильинична. – Иногда бывает, что молодого претендента, которому мы отказываем, решает поддержать собственный вуз – и тогда речь идет о самом настоящем серьезном гранте на дополнительное обучение. В этом году так, кстати, произошло с одной студенткой-слависткой из Оксфорда. Разъехавшиеся по домам наши выпускники понемногу начинают внедрять полноценное качественное знаменное пение в современную богослужебную культуру Православной Церкви. Продолжают общаться и заочно – создают сообщества в социальных сетях, задают вопросы, обсуждают находки».

Такой творческий потенциал было обидно оставлять незадействованным во все остальные месяцы года. Силами академии возникла и укоренилась традиция великопостных концертов на лучших площадках города с неназойливым, но обязательно подробным комментарием священнослужителя. Постепенно в интересный и своеобычный культурный контекст оформился целый фестиваль Академии православного пения, снискавший в северной столице немало верных поклонников. Валаам же стал его своеобразной выездной моделью и одновременно венцом школьного обучения, где после финального концерта слушателям в торжественной обстановке выдавались дипломы.

В свою очередь, Преосвященному Панкратию, как сам он признается, показалось неправильным в год 1000-летия преставления святого равноапостольного Владимира не задействовать этот уникальный наработанный опыт. И наместник обратился к дружной команде академии за содействием.

Дивна Любоевич при любой погоде

Профессиональный менеджмент не подкачал. Православная певческая традиция в эти три дня на Валааме была представлена, пожалуй, так богато, как никогда и нигде прежде. Из Тбилиси во главе с митрополитом Алавердским Давидом приехал хор Грузинского Патриархата «Басиани». Коллектив под управлением регента Зураба Цкареалашвили пел за Божественной литургией 27 июля. Из Сербии – два самобытных, всемирно известных коллектива: хор (фактически ансамбль-квинтет) «Мелоди» Дивны Любоевич и византийский хор «Моисей Петрович» под управлением Николы Попмихайлова. Украина подарила фестивалю архиерейский хор воспитанников Киево-Печерской лавры (интервью с его регентом читайте на нашем сайте), Белоруссия – праздничный хор минского Елисаветинского женского монастыря под управлением монахини Иулиании (Денисовой), чьи вокальные аранжировки с прекрасно узнаваемым авторским стилем напевного обиходного речитатива давно стали визитной карточкой концертной программы этого замечательного коллектива.

Среди блистательных участников все же особенно ярко выступили два коллектива. Хор насельников Великой лавры Святой Горы под управлением иеромонаха старца Фомы, вместе с которым на Валаам приехал игумен обители архимандрит Продром, все три дня радовал собравшихся аутентичными византийскими распевами самых разных эпох – от современных афонитов-песнотворцев до основателя стиля аскетического пения, «патриарха» мелургов (распевщиков обиходных текстов) преподобного Иоанна Кукузеля. Праздничный хор Валаамского монастыря (художественный руководитель Алексей Жуков) выступил эталоном благородного хорового академизма – с безупречным балансом между партиями, с тончайшей нюансировкой как богослужебных, так и светских произведений (в числе последних, кстати, присутствовали даже хоровые переложения советского эстрадного репертуара), с великолепно подобранными голосами исполнителей.

Программа праздника отнюдь не исчерпывалась богослужениями. Но началась она, естественно, с Литургии 26 июня в день памяти св. отцов VI Вселенского собора, которую возглавил епископ Панкратий. Пели за ней хоры россиян и грузин, украинцев и греков-афонитов. «В нынешнем апостольском чтении вы слышали великие и святые слова апостола Павла: Несть иудей, ни эллин: несть раб ни свободь; несть мужеский пол, ни женский; вси бо вы едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3, 28), - обратился с архипастырским словом к собравшимся Преосвященный Панкратий. – У каждого из народов, чьи представители сегодня присутствуют в этом храме, есть свой апостол, равноапостольные муж или жена. Но все мы едины во Христе и должны единым сердцем и едиными усты славити и воспевати Отца и Сына и Святаго Духа, как говорится в Евхаристическом Каноне. Сегодня за Литургией прозвучали песнопения, которые славят Господа по-гречески в византийской исполнительской традиции, по-грузински, по-славянски в древнем и современном богослужебных вариантах этого языка. Замечательно, что мы услышали все разнообразие, все богатство того, как разные народы и Церкви славят Христа. Надеюсь, эта наша новая традиция получит продолжение, и мы ежегодно будем собираться на такие праздники в день памяти святого равноапостольного князя Владимира. Причем, возможно, с приглашением православных хоров и из других частей света, в том числе с Запада».

После богослужения разыгралась настоящая буря. Небо с каждым часом хмурилось все сильнее, а вместе с ним мрачнели и лица организаторов. На генеральном прогоне торжественного открытия вместе с программами прессе еле успели раздать прозрачные дождевики. Сообщение «Метеоров» с ближайшим портом «материка» Приозерском оказалось прервано, и многие зрители, увы, в выходной день на фестиваль не попали. А ведущий концерта народный артист России Валерий Ивченко, пробуя голос, многозначительно затянул в микрофон «Буря мглою небо кроет...»

Заветный камень

Впрочем, это было единственное, что изрядно потрепало нервы оргкомитету. Крупные капли в итоге все же упали на Певческое поле (ну а как же без боевого крещения для такого важного для всего архипелага новенького, с иголочки, места!), но беспокоили они слушателей от силы минут пять. И к финалу – к премьере хоровой мистерии московского композитора Андрея Микиты «Князь Владимир», исполненной всеми участниками вместе со стоголосым сводным хором Академии православной музыки – дождь, словно бы устыдившись, унялся. А на посещаемость ненастье не повлияло: большим круизным судам, швартующимся в Никоновской бухте, трехбалльное волнение не помеха.

С другой стороны, оставалось только порадоваться, что петербургский архитектор Денис Антипин, работавший над архитектурным обликом Певческого поля, отказался от своей первоначальной идеи разместить хоровую сцену-павильон на плавучем понтоне. В итоге благодаря фестивалю наконец-то удалось завершить многолетнее благоустройство северной площадки Центральной усадьбы. Теперь она представляет собой фланкированную северным корпусом внешнего каре, Водопроводным домом зодчего Алексея Горностаева и Работным домом архитектора Григория Карпова изумрудную площадку с тем самым сценическим павильоном в центре. В одном из углов зеленого ковра автор этих строк, коротая время до торжественного открытия, набрел на декоративный валун и с некоторым удивлением прочитал на нем памятную надпись, гласившую, что I Свято-Владимирский фестиваль православного пения на этом месте с 26 по 28 июля 2015 года уже состоялся и была «заложена традиция его ежегодного проведения».

Да, на Валааме очень хотели и ждали это праздника, и, наверное, это желание в итоге и помогло осуществить эту трудную, но весьма перспективную затею. Как рассказал "ЦВ" Преосвященный Панкратий, в ближайших планах – организация ежегодной летней школы певческого искусства с серией мастер-классов, куда намечено приглашать лучших российских специалистов. Идею эту - и это не шутка - наместнику подсказал... глава государства. Причем, как замечает собеседник, Владимир Путин поначалу предложил вариант с круглогодичными курсами. «Но погода у нас сами видите какая, - разводит руками наместник. – А летом это вполне реально. Для размещения участников как нельзя кстати подойдет Зимняя гостиница, масштабный проект реставрации которой мы сейчас осуществляем. В остальные временные промежутки она будет задействована как Духовно-просветительский центр. Это очень важно, ведь монастырь переводит просветительскую деятельность на круглогодичный режим».

Нужен хороший парк гостиничных номеров и фестивалю «Просветитель». В первом его «издании» участники-хористы жили на двух теплоходах в Никоновской бухте – и, наверное, это не очень удобно. В остальном же обошлось без крупных проколов. Службы размещения и сервиса – начиная от персонала Игуменской гостиницы, радушно предложившей опоздавшему на ужин журналисту увесистый кусок нежнейшей форели, и заканчивая вовремя розданными дождевиками – сработали безупречно. Не приходилось и скучать. В умело сверстанном фестивальном расписании концерт в соборе сменял Божественную литургию, а там уже пора было бежать на Певческое поле, благо все рядом. Были, конечно, и недостатки. Так, чтобы узнать о времени и месте единственного брифинга, приходилось предпринимать чудеса репортерской изворотливости, а две Литургии в день памяти святого равноапостольного князя Владимира проходили параллельно в удаленных друг от друга Преображенском соборе и Владимирском скиту, причем на вторую, за которой пел уникальный хор «Древнерусский распев», транспорт гостям не предложили. Но эти досадные накладки можно списать на «эффект премьеры». Зато есть куда расти!

И пускай ясное ладожское солнце с прозрачными небесами во второй день фестиваля все-таки сменилась ливнем в третий, репутацию «Просветителя» прохудившееся небо, конечно, подмочить не могло. А значит – продолжение следует!

КОММЕНТАРИЙ

Епископ Троицкий ПАНКРАТИЙ, наместник Валаамского Преображенского ставропигиального мужского монастыря: «Хотим проводить фестиваль ежегодно в день памяти св. Владимира»

- Давно назрела необходимость в фестивале, собравшем лучшее из того, что есть в певческой культуре православных народов. Мы надеемся, что фестиваль будет ежегодным, станет развиваться и привлекать множество любителей духовного пения. Ведь пение в Православной Церкви имеет ключевое значение. Представим себе ситуацию, когда посланцы святого князя Владимира прибыли бы в православный храм и не услышали бы ничего на богослужении! С того времени и до сих пор наша душа отзывается на то, как воспевается Господь. И драгоценные жемчужины певческого искусства, которые были созданы за годы существования нашей Церкви, бережно хранятся и передаются поколениями. Но не только в этом ценность нашего фестиваля. Символично, что у нас принимают участие коллективы из разных стран - большой сильный хор из Киева, детский хор из Донецкой епархии, хор Грузинского Патриархата. Мы видим одной из самых важных задач Церкви единение во Христе, которое способно преодолеть любые политические разногласия.

Прямая Речь

Святейший Патриарх КИРИЛЛ: «Церковное пение — жемчужина в сокровищнице православной культуры»

Просветительская деятельность князя Владимира заложила фундамент восточнославянской церковной культуры, духовно объединяющей народы исторической Руси. Отрадно, что главными задачами фестиваля являются сохранение, укрепление певческих православных традиций и общение представителей Поместных Церквей.

Церковное пение — ценная жемчужина в сокровищнице православной культуры. Будучи неотъемлемой частью богослужения, духовная музыка, вместе с тем, является важной составляющей национального наследия славянских народов. И посему так важно, что фестиваль приобщает наших современников к великой культурной традиции, знакомит их с образцами высокого искусства, создание которых было проникнуто стремлением их авторов к Богу.

Являясь наследниками и преемниками бесценного дара христианской веры, оставленного нам равноапостольным князем Владимиром, мы призваны бережно хранить его, ибо поступательное развитие стран Святой Руси невозможно без следования культурно-историческим традициям.

(из Приветствия участникам и гостям фестиваля)

«Господь сдвинул с места эту махину»

Участники фестиваля «Просветитель» отвечают на вопросы «ЦВ»

Никогда прежде ни один монастырь в России не проводил многодневные певческие праздники целиком на собственной территории. Мы попросили участников фестиваля рассказать о своих коллективах, а также ответить на вопросы: что им показалось удачным в этом опыте? что стоило бы усовершенствовать? есть ли, на их взгляд, у таких праздников перспектива регулярного проведения?

Георгий ДОНАДЗЕ, художественный руководитель хора Грузинского Патриархата «Басиани»:

- Наш хор основан в 2000 году по инициативе Католикоса – Патриарха Илии II. В 2013 году мы, сохраняя статус главного хора Грузинской Православной Церкви, стали еще и государственным коллективом, кстати, всего лишь четвертым по счету в стране, если говорить о вокальных ансамблях. Оставаясь под эгидой Церкви, теперь мы финансируемся из государственного бюджета, что очень почетно и престижно.

Думаю, по большому счету устроителям фестиваля удалось все. Даже просто собрать и привезти на Валаам несколько сотен человек – задача масштаба, от осознания которого дух захватывает! Посмотрев, как здесь все замечательно организовано, мы даже вдохновились провести и на Родине нечто подобное. Тем более фестивалей в Грузии пока не так много... А дождь – не проблема!

Мне кажется, фестиваль выиграл бы, если бы в его рамках прошли конференция или круглый стол: многие слабо представляют себе историю богослужебного пения в разные этапы его развития, и широкий обмен знаниями в этой области назрел. Кроме того, необходимо хотя бы одно выступление в хорошем концертном зале. Правда, на Валааме его нет...

Иеромонах ФИЛИПП, представитель Великой лавры Святой Горы Афон, богослов и певчий:

- Сюда приехал хор, состоящий из насельников Великой лавры и соседних скитов. Управляет им иеромонах старец Фома, подвизающийся в монашеском образе 63 года и живущий на Афоне с 11 лет. У себя мы поем на Всенощном бдении – как песнопения современных распевщиков, так и древних мелургов.

Валаам – северный светильник Православия, и прекрасно, что такое замечательное мероприятие проходит в этом святом месте. Это даже лучше престольного праздника! Посмотрите, тут собрались представители всех православных народов!

Уже приходилось слышать, что подобный фестиваль хотят провести и в других митрополиях Русской Церкви, и даже в других странах. Хорошо, если бы он прошел, к примеру, в Болгарии или в Румынии. Да и Греции, которая, к сожалению, начинает отходить от истоков Православия, такой праздник сделал бы честь.

Монахиня Иулиания (ДЕНИСОВА), регент праздничного хора минского Елисаветинского женского монастыря:

- Нашему хору 18 лет. Мне кажется, за такой срок у певчих выработалось чувство соборности, и мы хотим, чтобы это было слышно и понятно каждому. Поют у нас миряне. Первые годы я управляла этим хором за богослужениями в минском Покровском соборе. Десять лет назад, когда Господь призвал в монастырь, певчие не захотели расставаться с регентом. Духовник и игуменья обители благословили наряду с сестринским хором основать праздничный, в роли которого и выступает наш коллектив. В нашем монастыре принят такой же образ пения, как на Валааме. В круг валаамских распевов мы делаем вкрапления византийских, что обогащает службу. Этих правил придерживается не только сестринский хор, но и наш, праздничный: авторские сочинения мы не исполняем.

Главный результат фестиваля – Господь сдвинул с места эту махину, переместил на Валаам сотни людей из многих стран, чтобы они встретились здесь друг с другом. Если что-то и не удалось по форме, это не главное. По-моему, тут ставилась задача не достичь совершенного исполнительского результата, а продемонстрировать и испытать духовное единство. Это состоялось, и это прекрасно.

У себя в монастыре мы поем гораздо спокойнее и тише. Мне показалось, здесь слишком громкие песнопения и очень много партеса. Но я, монахиня, нахожусь тут по послушанию. Думаю, организаторы и сами видят, куда и как развивать фестиваль!

От редакции. «Церковный Вестник» присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес отметившего 60-летний юбилей епископа Панкратия и желает Преосвященному владыке многая и благая лета!

6 августа 2015 г. 15:58
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи