выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Репортажи
На переднем плане: облачение Патриарха Сергия. Справа: облачение Патриарха Алексия II
1 ноября 2013 г. 12:00
версия для печати версия для печати

Ретроперспектива: облачения священнослужителей Восточной и Западной Церквей в Музее современной истории России

НА ВЫСТАВКЕ В ЦЕНТРЕ МОСКВЫ ДЕМОНСТРИРУЮТ УНИКАЛЬНЫЕ СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ ОДЕЯНИЯ

В Музее современной истории России открылась выставка «Обратная перспектива: предметный мир восточного и западного христианства середины XIX — XX веков». Ее организаторы постарались наглядно донести до посетителей не вполне очевидную мысль об общности выразительных средств и исполнительских приемов при изготовлении священнических облачений Восточной и Западной христианских Церквей. Посетившему вернисаж репортеру «Церковного Вестника» эта идея показалась даже чересчур смелой — по крайней мере, на первый взгляд он увидел в экспонатах куда больше различий.

«Но вы не можете отрицать: происхождение у них общее, - не согласен штатный сотрудник Синодального отдела внешних церковных связей иеромонах Иоанн (Гуайта). - Да, развивались они под сильным влиянием местных традиций. Но все равно это влияние сопровождалось богатым, интенсивным взаимопроникновением идей. Посмотрите: вот на этой, к примеру, священнической ризе из католического храма св. Людовика Французского по ул. Малая Лубянка в Москве — изображение рублевской Троицы. А главный предмет диаконского служения в Православной Церкви — орарь — мало того что не отличается от западного аналога, так еще и называется словом, напрямую происходящим от латинского «ораре» (молитва). Если же мы внимательно рассмотрим выставленный здесь же саккос Патриарха Алексия II, увидим абсолютно западный орнамент вышивки».

Нельзя, впрочем, не обратить внимание на одну деталь, которая, возможно, объясняет последнее из упомянутых о. Иоанном обстоятельство: представленный в экспозиции саккос Патриарха Алексия II расшит машиной, станком. Куда интереснее выставленные здесь же изготовленные вручную элементы архиерейского облачения его предшественников по патриаршей кафедре — святителя Тихона, патриархов Сергия и Алексия I. Стенд свт. Тихона вообще уникален. Так, выполненный к интронизации первого Патриарха «нового времени» (ноябрь 1917 года) саккос с иконами московских святителей Петра, Филиппа, Ионы (собрание Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии) продолжает ряд хранящихся в Кремле патриарших одеяний «досинодального» периода. Представленный Государственным историческим музеем вместе с куколем святителя его серебряный архиерейский жезл вообще впервые покинул хранилище драгоценных предметов. В 1923 году его подарили только освобожденному из-под стражи предстоятелю прихожане московского храма Петра и Павла в Лефортове. Позднее жезл был конфискован государством как ювелирная ценность (что, впрочем, не спасло его от утери уникального крепежа при помощи серебряных гвоздей: эти детали музейщикам пришлось восстанавливать в ходе реставрации).

У католиков тоже есть саккосы. Один из них даже представлен в экспозиции. Правда, как рассказал сотрудник Апостольской нунциатуры в РФ священник Игорь Чабанов, это отнюдь не обязательно деталь епископского облачения. «Да и вообще последние полвека литургические одеяния католических священников, епископов и даже Пап имеют четкую тенденцию к упрощению, - считает собеседник. - Сохраняющиеся же элементы имеют чисто символическое значение, по которым можно проследить историю того или иного элемента облачений».

Нельзя не сказать о программном наименовании выставки. В ее названии зашифрован сформированный веками опыт изобразительного восприятия восточнохристианской иконографии, до разделения Церквей широко использовавшийся и на Западе. Как известно, в системе обратной перспективы, изображающей располагающиеся дальше предметы более крупными, икона словно бы идет к человеку, приглашает его к молитвенному общению. В эпоху Ренессанса у римо-католиков эта традиция окончательно уступила место более привычной в светском искусстве прямой перспективе. И с поправкой на несколько разошедшийся культурный код восприятия мироздания Западом и Востоком о. Иоанн (Гуайта) считает идею выставки крайне плодотворной: «В наше ошибочно называемое многими постхристианским время нам как никогда следует демонстрировать: общего у нас гораздо большего, чем различного. Известно, что на небольшом расстоянии человеческий глаз автоматически пересчитывает предмет в обратную перспективу. Возможно, в этом неплохой рецепт: чтобы увидеть, что мы похожи, нам надо стать ближе друг к другу».

Выставка открыта до 8 декабря. Адрес: Москва, ул. Тверская, 21

1 ноября 2013 г. 12:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00