![]()
Сирия хочет обучать молодежь в российских вузах и учить в школах русский язык В Международном мультимедийном пресс-центре МИА "Россия сегодня" состоялась пресс-конференция членов делегации Межрелигиозной рабочей группы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, побывавшей с 21 по 25 сентября с гуманитарной миссией в Сирии. Участники конференции рассказали о торжественном открытии школы в Дамаске (район Барза), восстановленной на средства общественных организаций, встречах с главами религиозных общин Сирии и представителями руководства страны.
30 сентября 2019 г. 16:25
Древнесирийский архитектурный авангард Разработка объемно-планировочных, в том числе центричных, типов христианских храмов началась после Миланского эдикта императора Константина, завершившего в 313 году гонения на христиан. Эти новаторские на тот момент решения получили наибольшее применение на восточных пространствах империи — в Малой Азии, в Египте и особенно на Ближнем Востоке, где за несколько столетий перед этим произошли главные евангельские события. О том, где, какие и с какими архитектурными особенностями были возведены центричные храмы в Древней Сирии, «Журналу Московской Патриархии» рассказал старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ Павел Павлинов. PDF-версия.
7 августа 2019 г. 12:39
Преподобный Даниил Cтолпник и современные исследования его жития В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Cтолпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве* в советника византийских императоров. PDF-версия.
24 декабря 2018 г. 13:24
Мониторинг утраченных святынь в Сирии потребует времени и взаимодействия представителей всех религиозных конфессий По сообщениям СМИ, сегодня США выступают против того, чтобы на восстановление подконтрольных Дамаску районов Сирии направлялась какая-либо помощь. Между тем, война в этой стране идет уже семь лет и очевидно, что среди разрушений есть и немало памятников религиозного значения, представляющих ценность для христиан всего мира. Какова ситуация на сегодняшний день, что и где удалось сберечь от разрушения?
23 апреля 2018 г. 15:00
Духовные лидеры призывают политиков и международные организации начать диалог о примирении в Сирии В Даниловом монастыре, в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата 17 апреля 2018 года состоялась пресс-конференция митрополита Волоколамского Илариона, на которой было оглашено миротворческого воззвания патриархов Православных Церквей, согласованное 14 апреля 2018 года во время телефонного разговора Папы Римского Франциска и Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
17 апреля 2018 г. 18:30
Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 3 В связи с освобождением сирийского города Алеппо мы предлагаем нашим читателям вспомнить о том, какие христианские святыни находятся в этом городе и его окресностях. Публикация была сделана в ноябре 2015 года, ее автор путешествовал по Сирии до гражданской войны в этой стране, которая началась в 2011 году. Поэтому сейчас трудно сказать, что уцелело из того, о чем он рассказывает. Но на наш взгляд эта информация не потеряла своей актуальности. Алеппо расположен в северной части Сирии, которая наиболее насыщена раннехристианскими памятниками. Большинство их можно встретить на территориях к западу и юго-западу от Алеппо. О других святынях, памятниках искусства и архитектуры Сирии вы можете прочитать в ЖМП №9-12 2015 и №1 2016 гг. PDF-версия.
16 декабря 2016 г. 17:00
Помолитесь батюшка, нас обстреливают! Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Благодатное небо» липецкого гарнизона священник Илия Азарин почти два месяца окормлял российских военных на авиабазе «Хмеймим» ВКС РФ в сирийской Латакии. Решение поехать туда он принял, когда узнал о гибели подполковника Олега Пешкова, который служил в Липецком авиацентре. Об особенностях служения военного священника в боевых условиях он рассказал нашему журналу.
6 мая 2016 г.
Белый дом признал геноцид христиан на Ближнем востоке из-за усиления в регионе позиций России В Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Перемирие в Сирии: предварительные итоги и перспективы», на котором сенаторы, ученые-арабисты, дипломаты и журналисты обсудили ситуацию в Сирии, положение христиан в Ближневосточном регионе и проблемы, и проблемы, с которыми столкнутся власти при восстановлении страны.
24 марта 2016 г. 13:10
Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 5 В этой публикаци мы расскажем о памятниках Древней Сирии, находящихся в южной части страны. Это древнеримские постройки и раннехристианские храмы в Босре, Эзре, Канавате и Шахбе. В частности, в Эзре находится храм в честь священномученика Георгия Победоносца, в котором в раннехристианские века покоились нетленные мощи святого (сейчас они пребывают в израильской Лидде). А в Босре когда-то стоял кафедральный собор Святых Сергия, Вакха и Леонтия, это был один из первых купольных храмов в Сирии. Это заключительная публикаци серии материалов, опубликованная в предыдущих номерах (см.: ЖМП. 2015. № 9–12).
15 января 2016 г. 16:00
Древняя Сирия, которую мы можем потерять. Часть 4 Мы продолжаем рассказ о святынях и архитектурных памятниках Сирии (начало см.: ЖМП. 2015. № 9–11). В этом номере читатель узнает о памятниках, расположенных между двумя главными городами Сирии — Дамаском и Алеппо, а также о сравнительно небольшой, но насыщенной историческими событиями прибрежной территории страны. Специфика этих земель в том, что бόльшую их часть населяют последователи шиитского направления ислама — алавиты и исмаилиты, а также левантинцы (арабоязычные христиане области Левант).
21 декабря 2015 г. 14:35
|
![]()
ЖМП № 9 сентябрь 2015 /
28 сентября 2015 г. 16:38
Древняя Сирия, которую мы можем потерятьПосле тяжелых ночных боев сирийская армия при поддержке отрядов ополченцев и российских ВКС взяла под полный контроль Пальмиру, как древнюю часть с античными развалинами, так и жилые районы. В сентябрьском номере Журнал Московской Патриархии опубликовал первый материал из совместного проекта с Большой Российской Энциклопедией, посвященного Сирии, где речь идет о Пальмире. Предлагаем его вашему вниманию. Иллюстрированный вариант PDF. Современная Сирия чрезвычайно богата памятниками искусства и архитектуры, в том числе и раннего христианства. Древнейшие остатки архитектуры в этой ближневосточной стране восходят еще к X-VII тысячелетиям до н.э. Сирия граничит с Ливаном, Израилем, Иорданией, Ираком и Турцией. Важнейшее значение для развития всего этого региона имели города-государства III–II тысячелетий до н.э. Мари, Эбла и Угарит, расположенные на его территории. Так, в Угарите археологами обнаружена одна из первых систем алфавитного письма, датируемая XV веком до н.э., а в Эбле — целая библиотека из более 17 тысяч глиняных табличек, посвященных ремеслам, сельскому хозяйству и искусству. Археологические исследования велись на территории Сирии на протяжении всего ХХ века. В них принимали участие русские и советские ученые. В частности, в 1988 году под руководством профессора Рауфа Магомедовича Мунчаева был обследован древнейший храмовый комплекс на территории страны — Телль-Хазна близ города Хасеке (конец IV — начало III тысячелетия до н.э.). Много памятников культуры сохранялось в древних городах Апамея, Босра, Пальмира, Шахба, в которых сказалось влияние восточно-эллинистических и парфянских традиций. Особенный интерес ученых вызывают многочисленные артефакты первых веков христианства. Именно на территории Сирии в III—VI веках формировались основные композиционные типы христианских храмов и каноны иконических изображений. Восточная Сирия Памятники восточной части Сирии подвергаются особенной опасности, так как бо́льшая часть территорий, прилегающих к реке Евфрат, ныне контролируется боевиками «Исламского государства». Но именно здесь, на древних торговых путях, расположены памятники государства Мари (XXX–XVIII веков до н.э.), по которому предположительно в ХХ веке до н.э. из Ура (современный Ирак) в Харран (современная Турция) могли проходить праотец Фарра с Авраамом, Нахором, Саррой и Лотом. В столице Мари (современный Тель-Харири близ города Абу-Кемаль около границы с Ираком) сохранились руины зиккурата (многоступенчатое культовое сооружение в Древней Месопотамии), большого дворца и храмов языческим богам Иштар, Нинхурсаг, Шамаш и др. С 1933 года здесь велись научные раскопки, в результате которых найдены около 24 тысяч глиняных табличек с аккадской клинописью, большое количество скульптур, росписей, предметов декоративного искусства, перевезенных в Лувр, музеи Алеппо, Дамаска и Дейр-эз-Зора. В марийских росписях были заложены некоторые из библейских иконографий, например изображение Эдемского сада и херувимов. Дура-Европос Всего в 25 км от городища Мари, также на правом берегу реки Евфрат, расположены руины знаменитого города Дура-Европос («дура» по-арамейски — «крепость»). Город основан в конце IV века до н.э. царем Селевком I Никатором (бывшим телохранителем Александра Македонского) и назван в честь его родного города Европоса в Македонии. Во II веке до н.э. он перешел под власть Парфянского царства, а во II веке н.э. стал римской крепостью, но около 256–257 годов был разрушен персидским войском во главе с сасанидским царем Шапуром I. Восстановить его не успели, и он полностью был занесен песком. 30 марта 1920 года солдаты британской армии, рывшие оборонительные траншеи, обнаружили святилище языческих богов с росписями I века со сценами жертвоприношений. Позже были открыты росписи помещений с изображениями Митры (митреум, основанный в 168 году) и Афродиты (первая половина III века). В 1928 году раскопки при поддержке Йельского университета и Французской академии возглавил русский ученый Михаил Иванович Ростовцев, эмигрировавший в 1918 году в Англию, а в 1920-м — в США. В отчетах и монографии о городе в 1938 году из-за обилия открытых росписей он называл Дура-Европос «Помпеями сирийской пустыни». Восхищало его и то, что в III веке в городе сосуществовали язычество, иудаизм и христианство. В живописи сочетались элементы парфянских, сиро-месопотамских и эллинистических влияний. Дом собраний В 1931–1932 годах был раскрыт частный дом конца II века со стенами более пяти метров в высоту. Около 232–233 годов он был перестроен в христианский «дом собраний» доконстантиновой эпохи. Одна из внутренних стен была снесена для создания помещения 66 м2 с возвышением (бемой) в восточной части и со скамьями вдоль трех стен. Одна из комнат превращена в баптистерий, украшенный уникальными фресками. В разной степени сохранности росписи изображают преимущественно новозаветные сюжеты: в люнете «Добрый пастырь», под ним — Адам и Ева по сторонам от райского древа. На стенах располагались «Хождение Христа по водам», «Спасение тонущего Петра», «Исцеление расслабленного», возможно, «Жены-мироносицы у Гроба Господня», «Христос и самарянка у колодца», «Исцеление в субботу». Из ветхозаветных изображений — «Битва Давида с Голиафом». В 1930-е годы росписи с частью стен были перевезены в Йельский музей в Нью-Хейвене, где с 1925 года преподавал Ростовцев. Синанога Неподалеку от христианского «дома собраний» в 1932 году англичанин Кларк Хопкинс обнаружил и раскопал синагогу с внутренним двором, с открытыми портиками, молитвенным залом (около 100 м2) с нишей Торы (244–245 годы) и росписями (большая их часть относится ко времени достройки синагоги в 249–250 годах), покрывавшими все стены. Внизу изображены животные в медальонах, выше в трех фризах — 58 сцен из Ветхого Завета. Среди этих очень значимых и для христиан панелей с образами праотцов и древнееврейских пророков — «Спасение младенца Моисея», «Моисей перед Неопалимой Купиной», «Аарон перед Иерусалимским храмом», «Самуил совершает миропомазание Давида на царство», «Пророк Илия воскрешает сына вдовы», «Жертвоприношение пророка Илии», «Аман ведет коня Мордехая». Стены молитвенного зала с росписями были демонтированы и реконструированы в 1934–1936 годах в Национальном музее в Дамаске. Раскопки в Дура-Европосе, прекратившиеся в 1937 году, были возобновлены в 1986-м, но опять прекращены несколько лет назад из-за захвата территории боевиками. Многие артефакты успели вывести в Дамаск, Лувр и Нью-Хейвен, но произведения искусства, пока не обнаруженные археологами, находятся под угрозой расхищения и уничтожения. К северу от реки Евфрат расположены территории, входившие в Эдесское царство. Там, по некоторым предположениям, еще в конце II века при царе Абгаре VIII христианство впервые в истории стало государственной религией. Основные памятники (города Эдесса и Нисибин, в котором родился святой Ефрем Сирин) сейчас находятся на территории Турции. Но логично предположить раннее развитие христианства и на сирийской части Эдесского царства, ведь святые апостолы Фома, Фаддей и Симон Кананит ходили именно по этой земле. Территории на правом берегу Евфрата контролировались римлянами, которые подвергали христиан гонениям. При римском императоре Галерии в начале IV века приняли мученическую смерть военачальники Сергий и Вакх. В изложении святителя Димитрия Ростовского, братьев отправили из Рима к правителю восточных провинций Антиоху в город Варвалиссо. Там Вакха забили до смерти бичами. Сергий же был обут в железные сапоги с острыми гвоздями и поведен в город Розафу (Расафу), где был усечен мечом предположительно в 305 году. Епископ Александр Иерапольский построил здесь первую церковь в честь святых, после чего город был переименован в Сергиополис и стал центром епископии Антиохийской Православной Церкви (в 430-е годы, а затем митрополии) и крупным местом паломничества. При императоре Анастасии (491–518) город начали укреплять. Был возведен центрический, с четырьмя конхами в плане, митрополичий собор с синтроном и баптистерием, повлиявший на развитие архитектуры на Ближнем Востоке и в Армении (например, на храм в Звартноце). До 518 года там же начали строить крупную базилику (названа археологами базиликой «В») в честь святых мучеников Сергия и Вакха, чьи мощи были перенесены в специальный придел рядом с апсидой. При императоре Юстиниане Великом (527–565) была завершена перестройка в камне стен города с 50 башнями. Возведены три огромные каменные подземные цистерны для воды (13 м высотой), а также огромный паломнический комплекс с собором Святого Креста (назван и датирован 559 годом по надписи, прочитанной в 1977 году), который в IX веке пришлось укрепить дополнительными арками, колоннами и контрфорсами. Город Сергиополис, выдержав несколько осад еще в VI веке, был захвачен и разграблен Хосровом II в 616 году. А арабы, захватив его 30 лет спустя, переименовали Сергиополис в Расафу. В конце VIII века она пострадала от землетрясения, но продолжала развиваться, ее население состояло из христиан и мусульман, мирно живущих друг с другом. Расположенная в пустыне, в 25 км южнее реки Евфрат, Расафа постепенно утратила свое политическое и экономическое значение, и в 1269 году мамлюкский султан аз-Захир Бейбарс заставил ее жителей переселиться в Хаму и Саламию. В 1907 году немецкие археологи начали раскопки в этих местах. Основные результаты публикуются с 1984 года в сборниках, издаваемых в городе Майнце. Обнаружена базилика «С», апсида которой была покрыта мозаикой. Сегодня захват этого святого для христиан места боевиками и ставит под угрозу сохранение находящихся там храмов V–VI веков. Крепость Халабия Ко времени правления византийского императора Юстиниана I относится и перестройка крепости Халабия на правом берегу Евфрата. Она была основана около 270 года знаменитой царицей Пальмиры Зенобией. Стены крепости были укреплены в середине VI века при участии архитектора Исидора Младшего (восстановившего купол Софийского собора в Константинополе); внутри крепости возведено несколько трехнефных христианских базилик, от которых сохранились части стен, обмеренных в 2007–2009 годах франко-сирийской группой исследователей. Но значительная часть построек так и осталась не обследованной. Пальмира Значительным центром христианства в IV–VII веках была Пальмира, расположенная в оазисе Сирийской пустыни и упоминаемая в 3 книге Царств (ср.: 9, 18) как Фадмор. В этом центре епископии Антиохийской Православной Церкви преимущественно в VI веке было построено несколько базилик с росписями. От них остались только нижние части стен. Огромный античный город, более известный постройками I–III веков (в том числе времени правителя Одената и его жены Зинобии) и включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, подвергается разграблению боевиками «Исламского государства», захватившими его 20 мая 2015 года.
28 сентября 2015 г. 16:38
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Со Христом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые сложные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала в том, что в нем представлена палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет более широко взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения каждого священника. Основой для статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями. Присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение можно после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
7 сентября 2023 г. 16:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
Божие благословение людям Псково-Печерский Успенский монастырь, древний удел Пресвятой Богородицы на северо-западе Руси, имеет важное значение для истории Русской Православной Церкви и русского монашества. Среди иноков выдающиеся церковные деятели, в том числе два Патриарха — Иоаким и Пимен — и восемь епископов. Печерская обитель, отмечающая 550-летие в 2023 году, за многовековую историю прославилась своими старцами. PDF-версия.
1 сентября 2023 г. 18:00
Печерские подвижники благочестия: традиция жива В этом году исполняется 550 лет со дня основания Успенского Псково-Печерского монастыря. У обители интересная история, братия живет насыщенной жизнью, ведет обширную миссионерскую деятельность. Но когда мы говорим о Печорах, первым делом вспоминаем старцев, которые испокон веков жили в этом монастыре и прославили его. О старцах Печор — наших современниках, о том, какими они были, рассказали игумен Хрисанф (Липилин) и иеромонах Прохор (Андрейчук), долгие годы жившие рядом с ними. PDF-версия.
31 августа 2023 г. 15:00
|