![]()
Помочь подняться к Небу Весной этого года в Большом театре прошла торжественная церемония вручения высоких государственных наград работникам культуры. Ордена «За заслуги в культуре и искусстве» удостоился и Олег Овчинников, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, секретарь Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан, регент хора Казахстанского митрополичьего округа. «Журнал Московской Патриархии» поговорил с Олегом Николаевичем о том, как он нашел свое призвание, в чем заключается главная задача певчих во время богослужения и о чем должны помнить начинающие регенты. PDF-версия.
6 июля 2022 г. 12:00
Пасха в российских музеях Столетие подвига Церкви, стоически пытавшейся противостоять расхищению святынь богоборцами под предлогом помощи голодающим, нашло отражение и в выставочной палитре нынешней весны. Правда, полновесную экспозицию на эту тему подготовило не государственное, а епархиальное учреждение культуры. Впрочем, ведущие московские и петербургские площадки также приберегли немало интересного — от посвященного святителю Николаю нового зала в Северной столице до подлинных мундиров последнего российского императора в московском Царицыне. PDF-версия.
24 мая 2022 г. 14:00
Изобразить неописанное Воскресение — центральное событие евангельского благовестия, главный праздник Православной Церкви. Считается, что православная традиция не изображает момент Воскресения Христа. При этом в современных указателях иконографических сюжетов если и есть рубрика «Воскресение», то с отсылкой «см. “Сошествие во ад”»: именно так принято в настоящее время называть каноническую икону Пасхи. Как менялась иконография Пасхи и что сегодня считается каноническим образом «праздника праздников», «Журналу Московской Патриархии» рассказала кандидат искусствоведения, научный сотрудник Российского института истории искусств (Санкт-Петербург) Светлана Иванова. PDF-версия.
3 мая 2022 г. 13:30
Кадры решают Интернет-ресурс Orthphoto.net, рассказывающий о Православии языком фотографии, подвел итоги первого международного конкурса Orthphoto Awards. По словам руководителя проекта Александра Василюка из Польши, география и массовость конкурса превзошли ожидания: почти семь сотен участников из трех десятков стран представили свыше четырех с половиной тысяч работ. PDF-версия.
24 марта 2022 г. 18:00
Митрополит Омский и Таврический Владимир: «Любовь без морализаторства» Великая русская литература, берущая свое начало от «Сказания о Борисе и Глебе», «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца и «Слова о Законе и Благодати» святителя Илариона, славна и великими именами, и выдающимися произведениями. Однако имя Федора Михайловича Достоевского, двухвековой юбилей со дня рождения которого мы только что отметили, даже на этом богатом фоне выделяется своею яркостью, своим непреходящим значением. В чем причина того, что его произведения, написанные в позапрошлом столетии, в совершенно других исторических условиях, и сегодня сохраняют актуальность, современность, злободневность? Почему они продолжают оказывать мощное духовное влияние и в наши дни? PDF-версия.
20 января 2022 г. 16:00
Рождество в московских музеях Петровская эпоха, основательно перетряхнувшая складывавшийся веками жизненный уклад Отечества, воспринимается и сегодня неоднозначно. Но ее мощное наследие, в том числе в культурном пространстве, вне всякого сомнения. Об этом свидетельствуют три совершенно, казалось бы, разные выставки, посвященные связанным с деяниями Петра I (350-летие со дня рождения которого мы отметим в наступившем году) грандиозным датам. PDF-версия.
3 января 2022 г. 14:00
Хоровая школа на Монастырском острове В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
|
![]()
ЖМП № 7 июль 2021 /
16 августа 2021 г. 15:00
Якоже свирель богогласнаяК 25-ЛЕТИЮ СО ДНЯ ОБРЕТЕНИЯ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО МАКСИМА ГРЕКА Один из первых мыслителей, сочетавших западную культуру с православным мировидением, преподобный Максим Грек, по воле Божией сделался великим тружеником и подвижником нашей земли. Ученый грек внес существенный вклад в становление русского богословия. В июле этого года в Троице-Сергиевой лавре торжественно отметили 25-летие со дня обретения нетленных и чудотворных мощей святого. PDF-версия. В центре размышления — человек Будущий преподобный Максим Грек (Михаил Триволис) прибыл в Московское царство в 1518 году с миссией от Патриарха Константинопольского Феолипта и нашел для себя последнее пристанище на «недоведомой и непостижимой» Руси. Великий князь Василий III не позволил ему уехать, рассчитывая использовать как переводчика богослужебных книг. О русском периоде жизни преподобного Максима Грека рассуждали многие ученые-богословы и историки1. Тема исповеднического жития афонского страдальца и узника неоднократно затрагивалась на страницах периодических изданий. Важно подчеркнуть, что понимание личности и жизненного пути преподобного заключено в его богословских воззрениях, в творениях, которые бережно хранятся в русской богословской традиции2. Дело в том, что взгляды Максима Грека, активное их отстаивание и, как следствие, его вовлеченность в политическую борьбу были причиной многолетнего заточения подвижника в различных монастырских тюрьмах. Крупнейший исследователь воззрений афонского богослова профессор Института философии РАН М. Н. Громов заключал, что «центром философского размышления Максима был собственно человек»3. Максим долго жил в Европе, постиг тонкости западной философии, однако «не был гуманистом в западном смысле слова, но его можно назвать византийским гуманистом»4. Анализируя сочинения Максима Грека, можно предположить, что значительное влияние на его взгляды оказало учение Платона, в котором раскрывается картина миробытия и характеризуется человек как существо с «трехчастной душой». Максим, отталкиваясь от этого тезиса, приходит к выводу о существовании «пяточисленных дверей», сквозь которые в храмину души человеческой отверзаются входы для постижения видимого мира через восприятие света, запахов и звуков. Он хорошо знал античную литературу: в своих трудах часто ссылается на Гомера, Пифагора, Сократа, Аристотеля, Плутарха и других авторов. Церковное творчество афонита в Московии словно через зеркальную призму отобразило основные нравы и пороки русского общества. В этой связи произведения Максима можно разделить на догмато-полемические, нравоучительные и сочинения антропологического характера. Необходимо отметить, что автор никогда не выступал против науки, но горячо боролся с «лжеименной» астрологией. Философию же он называл священною, потому что она учит о Боге, Его Правде, Его Промысле и, хотя не во всем успевает, не имея Божественного вдохновения, каким обладали пророки, показывает достоинство добродетели и устанавливает гражданственность. Признавал нужным и полезным изучение логики, наук словесных, астрономии и вообще одобрял всякое «внешнее наказание», или науку. Но утверждал, что мы при Божественном Откровении должны пользоваться всеми этими внешними знаниями, насколько они могут способствовать утверждению христианской веры и благочестия, возбуждать в нас любовь к Богу, содействовать Его славе, и философия должна быть только «служанкой» Евангелия и богословия. А как скоро внешние писания и знания окажутся несогласными со Священным Писанием, противными Божественному учению, пагубными для христианской веры и нравственности, мы должны «чуждаться и гнушаться» этих писаний и знаний. Данную мысль неоднократно высказывали отцы и учителя Церкви, что подтверждает соответствие учения преподобного Максима святоотеческому духу (сonsensus patrum). Благоугождая Богу исполнением Христовых заповедей, опираясь на свои богословские познания, Максим Грек боролся против латинян, избрав на этом пути ближайшим своим руководителем преподобного Иоанна Дамаскина, чью богословскую систему считал лучшим и надежнейшим оружием против всех ересей, а самого преподобного богослова, философа и гимнографа называл «просветителем вселенной, соловьем церковным, сладкопесненным органом Святого Духа». Максим своих собеседников наставлял так: «Держися крепце Дамаскиновы книги и будеши велик богословец и естествословец». Преподобный Иоанн Дамаскин оставался для афонита до конца его жизни наивысшим богословским авторитетом. Важнейшие сочинения Важнейшими являются следующие сочинения Максима Грека: «Похвала Адаму первозданному» и «Беседа души и ума». Исследователь В. А. Никитин сравнивает их с «Речью о достоинстве человека» Джованни Пико делла Мирандолы, в доме которого Максим некогда занимал должность домоучителя, безусловно, питаясь философией известнейшего мыслителя Средневековья5. Главная идея Максима Грека — противопоставление знания, полученного в результате Божиего откровения, знанию, полученному усилиями непосредственно самого человека. Истинным знанием, подчеркивает преподобный Максим, является только первое. Именно оно было даровано Богом Адаму и является вечным и непреложным знанием, достойным похвалы, обращенной к первозданному Адаму. Максим Грек оставил труды и в области аскетического богословия. Его взгляды на институт монашества отличались строгостью и бескомпромиссностью. Обличая нравственные пороки монашествующих, афонит-богослов указывал на те же недостатки, на которые впоследствии обратил внимание Стоглав в 1551 году. Профессор Н. Каптерев в этой связи отмечал, что «преподобный Максим писал о русском современном ему монашестве не “от раздражения”, а то, что было в действительности, то есть одну правду»6. Апологет нестяжательства Время пребывания Максима Грека на Руси было ознаменовано великим богословско-практическим диспутом так называемых иосифлян и нестяжателей. Данные прения возникли по большей части из-за вопроса о монастырском землевладении. Идейными вдохновителями данных движений явились преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский соответственно. «Послание о католических доминиканском и францисканском монашеских орденах» Максима Грека свидетельствует о том, что еще задолго до прибытия в Россию, в итальянский период жизни, у преподобного сложились нестяжательские взгляды касательно монашеской жизни и соответствующего устроения обителей. Эти взгляды оказались близкими учению преподобного Нила Сорского, изложенному в его Уставе: «Отрекаясь от мирского, инок должен отказываться и от всякой собственности, пребывать в совершенной бедности». Но одно лишь формальное исполнение иноческих обетов, постов и молитв — без деятельного исполнения заповедей Господних, без стяжания любви — не может спасти монашествующего. Именно к такому выводу приходит преподобный Максим. Он решительно порицал тех мирян, которые, «побуждаемые ложно понимаемыми заботами о спасении души», стремились развестись с женами, чтобы удалиться в монастырь. Каждый человек, находясь в миру, указывал автор, истинно благоугождая Богу исполнением Христовых заповедей, — спасается. Исполнение заповедей Господних — это основной принцип сотериологии преподобного Максима Грека. Борец за чистоту вероучения Видное место среди богословских изысканий Максима Грека принадлежит догматическим сочинениям, написанным в виде апологий Православия против язычников и инославных. Так, в «Слове обличительном против еллинского заблуждения» преподобный Максим приводит ряд мотивированных доказательств превосходства христианства над языческим «злым мудрствованием». Он утверждает, что христианская вера распространилась не благодаря «огню и мечу», а благодаря Промыслу Творца и лишь кроткими словами и увещаниями, вопреки существующим повсеместным гонениям на истинную веру. Автор неоднократно подчеркивает, что истинное учение об истинном Боге находится лишь в богооткровенных книгах Нового Завета. Преподобный Максим также обращает внимание на распущенность нравов богов древнегреческой мифологии, утверждая, что нравственные основы христианства неизмеримо выше языческой псевдоморали. Судьба человека зависит от воли Творца, а не от воли творения. Одной из целей значительного количества полемических сочинений Максима Грека являлась борьба с ересью жидовствующих. Основой данного заблуждения являлось претворение определенных иудейских доктрин в христианское вероучение. В частности, это касалось мессианства Христа, мариологии (учения о Божией Матери), иконопочитания и т. д. Данная ересь была осуждена на Московском Соборе в 1504 году, но не была устранена окончательно. В своем «Слове на Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа» преподобный утверждает, что на Христе сбылись все ветхозаветные пророчества и что Он является истинным Мессией, Которого не приняли сами евреи. В этой связи, заключает автор, «иудеи или должны веровать в Него вместе с христианами, или не верить своим пророкам». В «Слове о поклонении святым иконам» Максим Грек утверждает, что поклонение образам не противоречит заповеди Господней, а, напротив, является исполнением истинного поклонения Первообразу, о чем учит святитель Василий Великий, толкуя правильный смысл христианского иконопочитания. В своем «Слове против хулителей Пречистой Божией Матери» преподобный Максим излагает основы христианского православного учения о Божией Матери. Говоря о святости Пречистой Девы Марии, автор, обличая иудеев, ссылается на две ветхозаветные истории: видение патриарху Иакову лествицы и видение пророку Моисею Неопалимой Купины. По учению Максима Грека, в этих событиях ярчайшим образом открылась неизреченная тайна Боговоплощения посредством Богородицы. Важно отметить, что преподобный Максим, заботясь о чистоте православного вероучения, уделял внимание борьбе с астрологией. Лжеименное учение звездочетцев сводится к тому, что миром управляет не всеблагой Промысл Божий, а внешние тварные вещи. Так, звезды и иные светила, по их мнению, могут влиять на судьбу человека. Данное учение было опровергнуто Максимом Греком. И в своем «Сказании о песни Анны Пророчицы» преподобный доказывает, что судьба человека напрямую зависит от воли Творца, а не от воли Его творения, и никакие внешние факторы не могут в корне влиять на устроение человеческой жизни и его судьбы: «Звезды же вся работны Тебе, Тебе бо ради создана быша вся, да работают Тебе, а не владеют». Преподобный Максим Грек закончил свою многострадальную жизнь в стенах Троице-Сергиевой лавры, где находился на покое с 1551 года. Лавра стала последним приютом для афонского монаха. После торжественного отпевания тело преподобного было погребено у северо-западной стены Свято-Духовского храма обители. В 1988 году постановлением Поместного Собора Русской Православной Церкви Максим Грек был канонизирован как «местночтимый Радонежский святой, чудотворец, монах-аскет и учитель иноческого жития». В докладе «О канонизации святых в Русской Православной Церкви» митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий отмечал, что «Максим, будучи узником и страдальцем многолетнего заточения, объединил в себе твердость в вопросах православной веры и личное смирение в подвижнической жизни. Являясь автором разнообразных творений, преподобный изложил в них богопросвещенные истины православных догматов и, как духовный учитель, углубил святоотеческую традицию»7. Четвертого июля 1996 года совершилось обретение нетленных мощей преподобного Максима Грека. На праздник прибыл Патриарх Алексий II в сопровождении архипастырей. Мощи сначала находились в Духовском храме Лавры, но сейчас они почивают в Трапезном храме, в приделе святителя Иоасафа Белгородского. Ежедневно многочисленные паломники Троице-Сергиевой лавры, посещая храмы обители, не обходят стороной раку с мощами преподобного Максима Грека. Каждый экскурсовод считает своим долгом сказать о нем хотя бы несколько слов. Молитвенная память об этом подвижнике благочестия и ученом муже сохраняется в сердцах благодарных людей — как русских, так и греков, — а его творения действительно являют особую грань святоотеческого наследия Русской Церкви.
1 См., например: Житие преподобного отца нашего Максима Грека / Сост. иером. Свято-Троицкой Сергиевой лавры Харалампий. СПб., 1886; Громов М. H. Максим Грек. М., 1983; Синицына Н. В. Максим Грек. М., 2008. (ЖЗЛ); Перевезенцев С. В. Русская религиозно-философская мысль X–XVII вв. М., 1999. 2 Вот последние издания его наследия: Максим Грек. Духовно-нравственные слова. Сергиев Посад; Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2006; Максим Грек. Слова и поучения. СПб., 2007; Максим Грек. Сочинения. Т. 1. М., 2008; Т. 2. М., 2014. 3 Громов М. Н. Максим Грек. М., 1983. 4 Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 23. 5 См.: Никитин В. А. Богословские воззрения прп. Максима Грека. Доклад на II Международной научной конференции «Богословие и духовность Русской Православной Церкви», посвященной 1000-летию Крещения Руси. Москва, 12–18 мая 1987 года. 6 Каптерев Н. Ф. В чем состоит истинное монашество по воззрениям преподобного Максима Грека // Богословский вестник. 1903. Т. 1. № 1. 7 Определения Поместного Собора РПЦ // ЖМП. 1988. № 9. С. 13–14.
16 августа 2021 г. 15:00
Ключевые слова:
богословие, икона, иконопись, история, канонизация, монастырь, монашество, обретение мощей, подвижничество, Троице-Сергиева Лавра, преподобный Максим Грек
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
![]()
Приход между двух огней По самому смыслу своего предназначения Церковь призвана окормлять верующих в разных условиях — в процветании и в нищете, в относительном благоденствии и под репрессивным гнетом жестоких гонений. По человеческим меркам довольно долго все общины Русской Церкви жили под мирным небом. Но кровавый конфликт на востоке Украины и развернувшаяся затем специальная военная операция вынудили приходы учиться развиваться в условиях прямой угрозы здоровью и жизни человека. Каково это — молиться в храме, вокруг которого продолжительное время рвались снаряды и раздавались пулеметные очереди? Обозреватель «Журнала Московской Патриархии» попытался найти ответ на этот вопрос, побывав в Донбассе. PDF-версия.
8 августа 2022 г. 16:00
Подрясник как форма проповеди Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00
Вышел в свет №8 «Журнала Московской Патриархии» за 2022 год Преображение Господне — событие евангельской истории, открывшее ученикам Спасителя Его истинную Божественную природу. После Фавора слова проповеди Христа приобрели иной смысл и иное звучание: в свете Преображения учение Христа наполнилось светом вечности. Много позже ученики будут проповедовать не отвлеченное нравственное учение, но приблизившееся Царствие Небесное, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (1 Ин. 1, 1).
29 июля 2022 г. 13:00
Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион В Нью-Йорке 16 мая 2022 года после продолжительной болезни отошел ко Господу Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. PDF-версия. (06.01.1948 - 16.05.2022)
25 июля 2022 г. 16:00
Циничная афера на уровне государства Одним из распространенных стереотипов советской историографии изъятия храмового имущества в 1922 году являлся тезис о всенародной поддержке этой антицерковной кампании государства. И хотя изъятие ценностей часто проходило в форме грабежа и почти всегда на фоне волнений среди верующих, многие ученые до сих пор уверены: широкие слои народа с пониманием отнеслись к тому, что Церковь должна отдать властям все, что у нее есть, включая священные сосуды. Мифы об изъятии церковных святынь, порожденные советскими пропагандистами столетие назад, на основе новых архивных данных «Журналу Московской Патриархии» прокомментировал научный сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, кандидат философских наук, кандидат богословия священник Сергий Иванов. PDF-версия.
22 июля 2022 г. 11:00
|