выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура
11 ноября 2007 г.
версия для печати версия для печати

Илья Дроздихин, сотрудник Московского центра колокольного искусства: По зову души звонарской

— Илья, как и когда в вашей жизни появились колокола?

— Когда мне было всего шесть лет, я очень полюбил колокольный звон и с удовольствием ходил в храм. Стою на земле — а там, вверху, происходит что-то невообразимое — звонят колокола, и так красиво. Как такое получается? У меня появилось страстное желание — попасть на колокольню, посмотреть, как приводят в движение колокола, увидеть, как работает звонарь. Стал просить священников пустить меня на колокольню — все отвечали отказом: «Ты еще маленький, не дай Бог, упадешь...» В десять лет меня, наконец, допустили на колокольню. Там я сразу понял, что хочу быть звонарем. И спустя три года добился разрешения поучиться звонить. Местный звонарь показал, как и что делать, похлопал по плечу и сказал: «Вечером звонишь ты один, меня не будет». Я был в ужасе. Но все-таки вечером отзвонил, как полагается, хотя и очень боялся. С тех пор я и стал звонить в разных храмах.

Однажды даже попал на колокольню строящегося храма на патриаршем подворье. Мечтал там позвонить, но с этим было строго — никого не пускали. И вот как-то пришел я в этот храм на молебен, посмотрел на колокольню, и сердце сжалось — как же хотелось мне там позвонить! — звала душа звонарская. Помолился Серафиму Вырицкому, и в ту же минуту ко мне подходит охранник и спрашивает: «Не хотите звонарю немного помочь? Там не сложно, он просил...» Вот так я оказался на этой колокольне.

— Как давно вы работаете в Колокольном центре?

— Штатным сотрудником — почти три года. На заре своего «звонарства» я почувствовал нехватку практики. Сначала звонил, как умел, учился у других звонарей, но, конечно, этого было недостаточно. Я узнал о существовании курсов при Колокольном центре и стал их посещать. Мне особенно  нравилось то, что в Центре большое внимание уделяли индивидуальной практике. Я окончил эти курсы, а потом остался работать в Центре.

— Чем ваш Центр отличается от других центров колокольного искусства?

— Центр располагает закрытым помещением со звукоизоляцией, в котором звонарь может тренироваться на колоколах сколько угодно, никому не мешая и не смущаясь. Ученический звон на обычной колокольне тяжело перенести местным жителям. Поэтому наличие помещений с колоколами и звукоизоляцией очень актуально. Звонарь упражняется непосредственно на колоколах — пусть маленьких, но на настоящем инструменте. Еще один плюс, на мой взгляд, это четкая программа, расписанная по часам, наличие теоретических и практических экзаменов. Сейчас также осваиваем выездное обучение: набираем людей, живущих на периферии и желающих обучаться в нашем Центре, и посылаем к ним учителя. Были заявки от самых разных епархий, мне в свое время тоже пришлось много поездить. Сейчас курсы переполнены — больше пятидесяти человек мы принять не можем.

— Ваш Центр располагает ценной библиотекой, расскажите о ней, пожалуйста.

— Это самая большая «колокольная» библиотека в мире. В ней около 800 книг, 250 из них —  на иностранных языках. Среди них документы, собранные по архивам, книги, выпущенные большими тиражами, издания, к которым нет доступа в обычных библиотеках, а также аудио- и видеотека. Звонари, разумеется, всем этим активно пользуются. Но и любой желающий может прийти в библиотеку, почитать нужную ему книгу в читальном зале или сделать ксерокопию тут же, в Центре.

— И какая книга пользуется наибольшей популярностью?

— «История колоколов и колокололитейное дело на заводе товарищества  П.И. Оловянишников и С-вья». Издана она была в Ярославле в 1906 году. Это главный источник, по которому восстанавливали колокольное дело в современной России. Оловянишников — знаменитый дореволюционный литейщик, который отливал прекрасные колокола.

— Какие люди приходят в ваш центр, и чем они чаще всего интересуются?

— На курсы, как правило, поступают по рекомендации от храма или от монастыря для последующего послушания в нем, и таким людям мы отдаем приоритет. Также на курсах учатся музыканты и просто интересующиеся. Интересно, что многие из наших выпускников имели отношение к фолк-року и этнической музыке. По окончании курсов они чаще всего крестились.

В библиотеку, помимо звонарей, приходят студенты и аспиранты, пишущие работы по колокольной теме, и, конечно, журналисты. Колокола — сейчас бурно развивающаяся тема. Я точно знаю, что на эту тему уже защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте «Обетование».

— Проект «Обетование» — это создание и разработка сайтов на колокольную тему и не только. Началось с того, что ко мне обратился один священник с просьбой помочь создать сайт. После мы сделали сайт Колокольного центра, потом еще и еще были заказы, и вот уже два года, по благословению Патриарха, мы этим занимаемся.

— В вашем Центре есть музей колокольного искусства...

Он задумывался как музей колокольного звона. Приоритетами были не колокола, а звон — ведь мы пытаемся приобщить именно к звонам. Любой посетитель музея может попробовать позвонить — в закрытом помещении. Сейчас у нас в музее небольшая коллекция колоколов, среди них есть, например, колокол древней грузинской формы, он имеет форму конуса. Есть самые разные колокола из различных материалов — из глины, стали, чугуна. В общем, есть на что посмотреть.

11 ноября 2007 г.
Ключевые слова: звонари
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее
Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.    
10 октября 2024 г. 15:00
Церковно-приходская школа в Российской империи
Святейший Патриарх Кирилл в докладе на открытии XXXII Международных Рождественских чтений в январе 2024 года напомнил о духовных опорах нашего общества и обратил особое внимание на такой важный аспект православного образования, как православные школы и гимназии. «Их сегодня чуть более двухсот. Казалось бы, двести — это много, но на самом деле очень мало для огромной страны». Патриарх видит необходимость «проработать механизмы поддержки конфессиональных образовательных учреждений, для того чтобы эти школы не выживали, а развивались».   Опыт развертывания в масштабах всей Российской империи системы церковно-­приходских школ в период 1882–1917 годов несет в себе черты крайне востребованной сегодня парадигмы православного образования. О том, как развивались церковно-приходские школы и какую роль они играли в образовательном процессе в Российской империи, читателям «Журнала Московской Патриархии» рассказывает кандидат богословия иерей Алексий Лихачёв. PDF-версия.    
7 октября 2024 г. 13:00
Молитва и труд
Православные школы начали постепенно возрождаться в России в 90-е годы ХХ века. Сегодня они сочетают в себе светское и религиозное образование, что делает православные школы и гимназии особыми учебными заведениями. В ситуации, когда в вопросах воспитания и образования много противоречий, разных точек зрения на ценностные ориентиры, различны мировоззренческие позиции в подходах к учебно-­воспитательному процессу, именно православные школы сохраняют отечественные традиции в формировании личности учащихся, основываясь на религиозных воззрениях, сложившихся под влиянием Православной Церкви. Сегодня в разных регионах России действует около двухсот православных школ и гимназий, где учащиеся, помимо общеобразовательных дисциплин, изучают основы православной веры и регулярно участвуют в богослужениях. В каждом из этих учебных заведений есть должность духовного попечителя (духовника), который обычно является настоятелем гимназического храма. С какими проблемами сталкиваются духовники, чего ждут от духовного попечителя ученики и родители, может ли директор школы быть духовником и правильно ли это, должен ли духовник совмещать свое служение с преподаванием в гимназии, узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
4 октября 2024 г. 17:00