iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Культура
11 ноября 2007 г.
версия для печати версия для печати

Илья Дроздихин, сотрудник Московского центра колокольного искусства: По зову души звонарской

— Илья, как и когда в вашей жизни появились колокола?

— Когда мне было всего шесть лет, я очень полюбил колокольный звон и с удовольствием ходил в храм. Стою на земле — а там, вверху, происходит что-то невообразимое — звонят колокола, и так красиво. Как такое получается? У меня появилось страстное желание — попасть на колокольню, посмотреть, как приводят в движение колокола, увидеть, как работает звонарь. Стал просить священников пустить меня на колокольню — все отвечали отказом: «Ты еще маленький, не дай Бог, упадешь...» В десять лет меня, наконец, допустили на колокольню. Там я сразу понял, что хочу быть звонарем. И спустя три года добился разрешения поучиться звонить. Местный звонарь показал, как и что делать, похлопал по плечу и сказал: «Вечером звонишь ты один, меня не будет». Я был в ужасе. Но все-таки вечером отзвонил, как полагается, хотя и очень боялся. С тех пор я и стал звонить в разных храмах.

Однажды даже попал на колокольню строящегося храма на патриаршем подворье. Мечтал там позвонить, но с этим было строго — никого не пускали. И вот как-то пришел я в этот храм на молебен, посмотрел на колокольню, и сердце сжалось — как же хотелось мне там позвонить! — звала душа звонарская. Помолился Серафиму Вырицкому, и в ту же минуту ко мне подходит охранник и спрашивает: «Не хотите звонарю немного помочь? Там не сложно, он просил...» Вот так я оказался на этой колокольне.

— Как давно вы работаете в Колокольном центре?

— Штатным сотрудником — почти три года. На заре своего «звонарства» я почувствовал нехватку практики. Сначала звонил, как умел, учился у других звонарей, но, конечно, этого было недостаточно. Я узнал о существовании курсов при Колокольном центре и стал их посещать. Мне особенно  нравилось то, что в Центре большое внимание уделяли индивидуальной практике. Я окончил эти курсы, а потом остался работать в Центре.

— Чем ваш Центр отличается от других центров колокольного искусства?

— Центр располагает закрытым помещением со звукоизоляцией, в котором звонарь может тренироваться на колоколах сколько угодно, никому не мешая и не смущаясь. Ученический звон на обычной колокольне тяжело перенести местным жителям. Поэтому наличие помещений с колоколами и звукоизоляцией очень актуально. Звонарь упражняется непосредственно на колоколах — пусть маленьких, но на настоящем инструменте. Еще один плюс, на мой взгляд, это четкая программа, расписанная по часам, наличие теоретических и практических экзаменов. Сейчас также осваиваем выездное обучение: набираем людей, живущих на периферии и желающих обучаться в нашем Центре, и посылаем к ним учителя. Были заявки от самых разных епархий, мне в свое время тоже пришлось много поездить. Сейчас курсы переполнены — больше пятидесяти человек мы принять не можем.

— Ваш Центр располагает ценной библиотекой, расскажите о ней, пожалуйста.

— Это самая большая «колокольная» библиотека в мире. В ней около 800 книг, 250 из них —  на иностранных языках. Среди них документы, собранные по архивам, книги, выпущенные большими тиражами, издания, к которым нет доступа в обычных библиотеках, а также аудио- и видеотека. Звонари, разумеется, всем этим активно пользуются. Но и любой желающий может прийти в библиотеку, почитать нужную ему книгу в читальном зале или сделать ксерокопию тут же, в Центре.

— И какая книга пользуется наибольшей популярностью?

— «История колоколов и колокололитейное дело на заводе товарищества  П.И. Оловянишников и С-вья». Издана она была в Ярославле в 1906 году. Это главный источник, по которому восстанавливали колокольное дело в современной России. Оловянишников — знаменитый дореволюционный литейщик, который отливал прекрасные колокола.

— Какие люди приходят в ваш центр, и чем они чаще всего интересуются?

— На курсы, как правило, поступают по рекомендации от храма или от монастыря для последующего послушания в нем, и таким людям мы отдаем приоритет. Также на курсах учатся музыканты и просто интересующиеся. Интересно, что многие из наших выпускников имели отношение к фолк-року и этнической музыке. По окончании курсов они чаще всего крестились.

В библиотеку, помимо звонарей, приходят студенты и аспиранты, пишущие работы по колокольной теме, и, конечно, журналисты. Колокола — сейчас бурно развивающаяся тема. Я точно знаю, что на эту тему уже защищено несколько кандидатских и докторских диссертаций.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем проекте «Обетование».

— Проект «Обетование» — это создание и разработка сайтов на колокольную тему и не только. Началось с того, что ко мне обратился один священник с просьбой помочь создать сайт. После мы сделали сайт Колокольного центра, потом еще и еще были заказы, и вот уже два года, по благословению Патриарха, мы этим занимаемся.

— В вашем Центре есть музей колокольного искусства...

Он задумывался как музей колокольного звона. Приоритетами были не колокола, а звон — ведь мы пытаемся приобщить именно к звонам. Любой посетитель музея может попробовать позвонить — в закрытом помещении. Сейчас у нас в музее небольшая коллекция колоколов, среди них есть, например, колокол древней грузинской формы, он имеет форму конуса. Есть самые разные колокола из различных материалов — из глины, стали, чугуна. В общем, есть на что посмотреть.

11 ноября 2007 г.
Ключевые слова: звонари
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пустите детей приходить ко Мне
Более пятнадцати лет священник Владимир Климзо, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в селе Давыдово Ярославской области, занимается социализацией людей с ограниченными возможностями здоровья, и в частности ментальных инвалидов. За эти годы вокруг прихода образовался небольшой, но профессиональный круг специалистов и единомышленников, у которых сложилось достаточно ясное понимание, как эту деятельность организовать и где найти финансирование. Сегодня они объединили свой опыт и усилия в созданном центре «Преображение». Для пастыря же приоритетом в этой работе по-прежнему остается приобщение подопечных и их родителей к православной вере. О социализации своих подопечных, их воцерковлении и опыте исповеди людей с аутизмом отец Владимир рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
13 апреля 2021 г. 14:00
Возрожденный из руин
«…Волею Божией на поле брани Руси с Литвой возник приют мира и молитвы; где слышались враждебные крики сражавшихся, раздались священныя песнопения; где поднимался оружейный дым, пошло к небу курение кадила. И не один русский, идя на врагов, получал молитвенную помощь от подвижников [Болдинской] обители, не одно сердце возбуждалось этой помощью к защите веры и Отечества», — сказано в предисловии к книге об основании Болдинского монастыря1.В 2019 году исполнилось 465 лет со дня кончины преподобного Герасима. 13 сентября 2020 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком Герасимо-Болдинском монастыре прошли торжества, посвященные 490-летию со дня основания и 30-летию возрождения монашеской жизни в основанной преподобным Герасимом обители. PDF-версия.
8 апреля 2021 г. 16:00