выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Верный cвидетель (Притч. 14, 25)
В этом году исполнилось 45 лет со дня кончины митрополита Никодима (Ротова), 12 лет (1960–1972) возглавлявшего Отдел внешних церковных сношений Московского Патриархата в сложное для Церкви время хрущевских гонений и раннего застоя. Выросший в обычной советской семье и, несмотря на это, мечтавший с юности о монашестве, митрополит Никодим принял постриг в 18 лет. За свою непродолжительную земную жизнь он успел сделать очень многое для Русской Православной Церкви. Обладая талантом дипломата, митрополит Никодим приобрел всемирную известность и глубокое уважение своей преданностью вере Христовой, а также экуменической, миротворческой и патриотической деятельностью. Его трудами Русская Церковь обрела особый авторитет не только среди Поместных Православных Церквей, но и в христианском мире в целом. Его усилиями вступление Русской Церкви в 1961 году во Всемирный Совет Церквей стало плодотворным, способствуя широкому и убедительному свидетельству об истине Святого Православия. Анализу этого периода деятельности выдающегося иерарха посвящена статья старшего преподавателя Московской духовной академии иерея Илии Письменюка. PDF-версия.
3 ноября 2023 г. 13:00
Культура
Ответственный редактор Журнала Московской Патриархии Сергей Чапнин
ЦВ № 19 (392) октябрь 2008 /  19 октября 2008 г.
версия для печати версия для печати

Православная культура в современной России

Ежегодные конференции проходят сегодня в большинстве епархий Русской Православной Церкви. Программа таких конференции, как правило, опирается на юбилейные даты или конкретные церковно-практические задачи. Крайне редко организаторы решаются провести публичное обсуждение таких тем, которые имеют стратегическое значение для развития церковной жизни. Примером такой дискуссии стали XI епархиальные Богородично-Рождественские образовательные чтения, состоявшиеся в конце сентября в Калужской епархии.

Строго говоря, эти чтения носят "распределенный" характер и проводятся в нескольких городах Калужской области — Калуге, Людинове, Обнинске, Малояросавце и Боровске. Тем самым организаторы стремятся расширить и круг участников, и аудиторию, к которой они обращаются. Несмотря на существенные организационные трудности, это очень перспективный формат. Он позволяет сформировать такие дискуссионные площадки, которые местная православная общественность со временем сможет считать в полной мере своими. Однако на первых порах "распределенный" формат ведет к сужению круга участников, так как использование административного ресурса для наполнения зала практически не работает. В этой ситуации привлечь участников могут только хорошие доклады и по-настоящему открытая и широкая дискуссия.

С этой точки зрения тема чтений была выбрана очень удачно. Участники обсуждали вопросы формирования православной культурной среды в современной России. В разговоре приняли участие настоятели храмов, руководители воскресных школ, прихожане, занимающиеся просветительской работой на приходе, ученые, педагоги, представители общественных организаций и творческих союзов.

Общий поход к проблеме сформулировал митрополит Калужский и Боровский Климент. "Сегодня фактором объединения нации должна стать задача формирования православной культурной среды в нашем обществе, пережившем в прошлом социальные и духовные потрясения. Ни экономическое развитие, ни освоение новых технологий, ни новая архитектура международных отношений не смогут изменить положения дел, если не будет действовать система сохранения культурного наследия. Не территория, не полезные ископаемые и экономический потенциал сделали Россию Россией, а дух народа творит историю и спасет страну от упадка и унижения", — отметил митрополит Климент.

Далее дискуссия развернулась по нескольким направлениям. Темы стоит привести полностью, во многих случаях они сформулированы весьма удачно: "Новые формы работы с молодежью в условиях взаимодействия муниципального образования и провинциального прихода" (г. Людиново),  "Создание традиционной культурной среды в светских учебных учреждениях образования" (г. Калуга), "Чудеса и духовность в понимании  традиционной религиозной культуры" (г. Малоярославец), "Опыт взаимодействия с культурообразующими институтами" (г. Боровск), "Искусство, как форма служения" (г. Обнинск).

Почему такой акцент сделан именно на задачах формирования православной культурной среды? Ответ очевиден — это попытка нащупать комплексный подход к решению тех проблем, которые по отдельности решить не удается. Курс "Основы православной культуры", православно-ориентированная досуговая работа с молодежью, внебогослужебная деятельность на приходе — все это лишь отдельные формы работы. Они необходимы, но результат будет убедительнее, если эти формы будут развиваться во взаимосвязи.

Организаторы поставили своей целью подвести итоги 20-летия церковного возрождения в области формирования современной православной культуры. И предмет для разговора действительно есть — существуют театральные коллективы, которые ориентированы на постановку спектаклей о русской духовной культуре; проходят музыкальные и кинофестивали, собирающие тех, кто декларирует свою верность евангельскому идеалу... И в то же время стремительно развивается массовая православная культура, задачи которой — в большей степени коммерческие, чем просветительские. Низкое качество, порой не способное передать богатство и глубину православной культуры, сочетается с высокими тиражами и агрессивным маркетингом. В результате именно эта культура воспринимается как современная православная культура, неся угрозу дальнейшему развитию церковной жизни.

Далеко не все участники чтений разделили эту озабоченность, однако с необходимостью создания программы, содействующей развитию современной православной культуры, согласилось подавляющее большинство. Прозвучали интересные предложения по созданию союза, объединяющего деятелей православной культуры, и специальных отделов культуры при епархиальных управлениях.

По всей видимости, чтения в Калужской епархии открыли новую большую тему, которая требует общецерковного осмысления и самой широкой дискуссии.

19 октября 2008 г.
Ключевые слова: культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Я готов по капле отдать всю свою кровь за Христа моего…
Поиск и изучение сведений о приснопамятном архиепископе Брянском и Севском Данииле (Троицком; 1887–1934) были начаты в 2002 году по благословению епископа Феофилакта (Моисеева). Старший брат архиепископа Даниила — священномученик Иларион, архиепископ Верейский; младший — священник Алексий, убиенный в 1937 году за Христа на Бутовском полигоне. Их братская любовь утверждалась на единении духовных устремлений и жертвенном служении Богу и Его Святой Церкви, на исполненной делом решимости пострадать за Христа. Архиепископ Даниил непримиримо боролся с обновленчеством, противостоял «григорианскому» расколу. Проповеди его производили неизгладимое впечатление. Учил, что для пастыря важно уметь воспринять истину не умом только, но, главное, сердцем и передать это горение духа пасомым. Даже краткое общение с архипастырем люди запоминали на всю жизнь. Он участвовал в хиротонии священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского. Его почитал как своего духовника Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Архи­епископ ­Даниил усердно совершал служение на Елецкой, Болховской, Рославльской, Орловской и Брянской кафедрах. Венцом его богоугодной жизни стали блаженная кончина и почитание народом Божиим. PDF-версия.
31 мая 2024 г. 11:00