iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Культура
ЦВ № 5 (258) март 2003 /  10 марта 2003 г.
версия для печати версия для печати

Примуса не будет

В течение всей зимы нынешнего года московская общественность бурлила, узнав о планах московских властей радикально реконструировать Патриаршии пруды.

Надо заметить, что Патриаршии пруды в последние годы находились в упадке. Впрочем, и местные жители, и многочисленная молодежь, которая приезжала сюда со всех концов Москвы, не жаловались — привыкли.

И вдруг выяснилось, что у московской мэрии есть не только полезный план по модернизации территории прудов, но и совершенно фантасмагорическая идея установить тут целый мемориальный комплекс памяти героев романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Первоначально, видимо, предполагалось установить скромный памятник Михаилу Афанасьевичу. В 1998 году был объявлен конкурс. Победил проект известного скульптора Александра Рукавишникова. В октябре 2000 года Юрий Лужков подписал распоряжение об установке памятника, работы должны были быть завершены в 2002 году.

В декабре прошлого года на Патриарших появилась техника и началась откачка воды из пруда. Население заволновалось. Тогда же руководство Центрального округа провело пресс-конференцию, на которой сообщило, что решено очистить сами пруды и благоустроить сквер вокруг них. Как говорили чиновники, по плану водоем углубят на метр, а затем его дно покроют изолирующим материалом. Будет благоустроен и сквер.

И вдруг местная общественность узнала, что одновременно начинаются работы и по установке гигантской скульптурной группы. А.Рукавишников и московские власти до последней минуты скрывали от общественности, что в булгаковском мемориале будет огромный 12-метровый примус, а также 3-метровый Иешуа Га-Ноцри, окруженный двенадцатью гигантскими столбами.

Наталья Чернецова, которая возглавила группу возмущенных местных жителей, собрала более 400 подписей под письмом, протестующим против этого проекта. Вскоре были направлены письма в Московскую городскую думу, депутатам Госдумы, мэру Москвы Юрию Лужкову. У прудов начались стихийные митинги, стали распространяться листовки, появились плакаты с протестами, после чего проблема получила и бурную огласку в прессе.

В начале февраля о ситуации вокруг “примуса” высказался Юрий Лужков. “Фигура самого Михаила Булгакова, сидящего на сломанной скамейке, не вызывает ни у кого возражений, — сказал он. — Но есть основания поспорить, нужно ли устанавливать на Патриарших прудах примус”. Кроме того, по словам московского мэра, “было бы целесообразно спросить мнение верующих о фигуре, символизирующей Иисуса Христа, которого авторы предполагают изобразить идущим по водной глади Патриаршего пруда”.

По словам Натальи Чернецовой, “сам Булгаков очень любил это место и никогда бы не одобрил строительство памятника своим персонажам”. Примус в романе Булгакова — “нехороший” предмет, принадлежащий демоническому Коту Бегемоту из сатанинской свиты Воланда. Гигантский примус, да еще украшенный какими-то непонятными знаками на дне, разумеется, вызвал возражения православной общественности.

Священник Борис Михайлов, член епархиальной искусствоведческой комиссии, побывал на одной из пресс-конференций Александра Рукавишникова. Скульптор говорил о том, что его творчество сегодня понимают лишь несколько человек, но “художник работает на будущее и не может ориентироваться на мнение общественности”. На это отец Борис Михайлов возразил ему: “Вы работаете, не неся в своем сердце любви к людям, которые вас окружают. Это губительно. Искусство не может жить самим собой”. Позже в беседе с корреспондентом ЦВ отец Борис Михайлов сказал: “Трагический разрыв искусства с Богом приводит к тому, что среда, в которой мы живем, мир, который нас окружает, становятся враждебными, холодными. Рукавишникову было невозможно объяснить, что как только он возведет этот примус, то не сможет ни одной ночи спать спокойно. Слава Богу, теперь он отказался от этого примуса”.

Бесспорно, что проект грубо вторгался в гармоничную среду Патриарших прудов, и, если бы он был осуществлен, это бы убило атмосферу этого уголка Москвы. И вот, наконец, радостная новость: 12 марта Интерфакс сообщил, что Комиссия по монументальному искусству отказалась от идеи возведения на Патриарших прудах в Москве памятника Михаилу Булгакову. Москвичи победили. Члены комиссии сочли целесообразным искать другое место для памятника Булгакову, а в составленном ими документе признается, что проект с примусом, являющийся фактически памятником нечистой силе, оскорбителен для чувств верующих.

Александрина Койдан
10 марта 2003 г.
Ключевые слова: Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи