iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Культура
ЦВ № 5 (258) март 2003 /  10 марта 2003 г.
версия для печати версия для печати

Примуса не будет

В течение всей зимы нынешнего года московская общественность бурлила, узнав о планах московских властей радикально реконструировать Патриаршии пруды.

Надо заметить, что Патриаршии пруды в последние годы находились в упадке. Впрочем, и местные жители, и многочисленная молодежь, которая приезжала сюда со всех концов Москвы, не жаловались — привыкли.

И вдруг выяснилось, что у московской мэрии есть не только полезный план по модернизации территории прудов, но и совершенно фантасмагорическая идея установить тут целый мемориальный комплекс памяти героев романа Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Первоначально, видимо, предполагалось установить скромный памятник Михаилу Афанасьевичу. В 1998 году был объявлен конкурс. Победил проект известного скульптора Александра Рукавишникова. В октябре 2000 года Юрий Лужков подписал распоряжение об установке памятника, работы должны были быть завершены в 2002 году.

В декабре прошлого года на Патриарших появилась техника и началась откачка воды из пруда. Население заволновалось. Тогда же руководство Центрального округа провело пресс-конференцию, на которой сообщило, что решено очистить сами пруды и благоустроить сквер вокруг них. Как говорили чиновники, по плану водоем углубят на метр, а затем его дно покроют изолирующим материалом. Будет благоустроен и сквер.

И вдруг местная общественность узнала, что одновременно начинаются работы и по установке гигантской скульптурной группы. А.Рукавишников и московские власти до последней минуты скрывали от общественности, что в булгаковском мемориале будет огромный 12-метровый примус, а также 3-метровый Иешуа Га-Ноцри, окруженный двенадцатью гигантскими столбами.

Наталья Чернецова, которая возглавила группу возмущенных местных жителей, собрала более 400 подписей под письмом, протестующим против этого проекта. Вскоре были направлены письма в Московскую городскую думу, депутатам Госдумы, мэру Москвы Юрию Лужкову. У прудов начались стихийные митинги, стали распространяться листовки, появились плакаты с протестами, после чего проблема получила и бурную огласку в прессе.

В начале февраля о ситуации вокруг “примуса” высказался Юрий Лужков. “Фигура самого Михаила Булгакова, сидящего на сломанной скамейке, не вызывает ни у кого возражений, — сказал он. — Но есть основания поспорить, нужно ли устанавливать на Патриарших прудах примус”. Кроме того, по словам московского мэра, “было бы целесообразно спросить мнение верующих о фигуре, символизирующей Иисуса Христа, которого авторы предполагают изобразить идущим по водной глади Патриаршего пруда”.

По словам Натальи Чернецовой, “сам Булгаков очень любил это место и никогда бы не одобрил строительство памятника своим персонажам”. Примус в романе Булгакова — “нехороший” предмет, принадлежащий демоническому Коту Бегемоту из сатанинской свиты Воланда. Гигантский примус, да еще украшенный какими-то непонятными знаками на дне, разумеется, вызвал возражения православной общественности.

Священник Борис Михайлов, член епархиальной искусствоведческой комиссии, побывал на одной из пресс-конференций Александра Рукавишникова. Скульптор говорил о том, что его творчество сегодня понимают лишь несколько человек, но “художник работает на будущее и не может ориентироваться на мнение общественности”. На это отец Борис Михайлов возразил ему: “Вы работаете, не неся в своем сердце любви к людям, которые вас окружают. Это губительно. Искусство не может жить самим собой”. Позже в беседе с корреспондентом ЦВ отец Борис Михайлов сказал: “Трагический разрыв искусства с Богом приводит к тому, что среда, в которой мы живем, мир, который нас окружает, становятся враждебными, холодными. Рукавишникову было невозможно объяснить, что как только он возведет этот примус, то не сможет ни одной ночи спать спокойно. Слава Богу, теперь он отказался от этого примуса”.

Бесспорно, что проект грубо вторгался в гармоничную среду Патриарших прудов, и, если бы он был осуществлен, это бы убило атмосферу этого уголка Москвы. И вот, наконец, радостная новость: 12 марта Интерфакс сообщил, что Комиссия по монументальному искусству отказалась от идеи возведения на Патриарших прудах в Москве памятника Михаилу Булгакову. Москвичи победили. Члены комиссии сочли целесообразным искать другое место для памятника Булгакову, а в составленном ими документе признается, что проект с примусом, являющийся фактически памятником нечистой силе, оскорбителен для чувств верующих.

Александрина Койдан
10 марта 2003 г.
Ключевые слова: Москва
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Подрясник как форма проповеди
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл статей, задача которых — собирать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения, волнующие священников сегодня. Ценность материала именно в том, что это ответ не одного пастыря, а целая палитра мнений, отражающих разные аспекты темы и не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви для того, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между священнослужителями Русской Церкви. Все наши читатели могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.
6 августа 2022 г. 19:00