выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Культура
Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе, музей им. Андрея Рублева
ЖМП № 7 июль 2021 /  13 августа 2021 г. 11:00
версия для печати версия для печати

Загадки «Гостеприимства»

В ЦЕНТРАЛЬНОМ МУЗЕЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА ИМЕНИ АНРЕЯ РУБЛЕВА ВОССТАНОВЛЕНА ИКОНА ИЗ РАЗРУШЕННОЙ МОСКОВСКОЙ ЦЕРКВИ

Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.

«У него была богатая и многолюдная община. Неравнодушные прихожане еще до революции заказали подробное обследование храмовых святынь, результатом которого стала обширная опись икон, — рассказывает заведующая отделом учета и комплектования фондов Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Светлана Кирьянова. — Благодаря ему мы знаем, что “Гостеприимство Авраама” располагалось не в иконостасе, а в отдельном киоте в северном Никольском приделе и, скорее всего, было даром ктитора». 

В фондах ЦМиАР икона оказалась в 1965 году после нескольких десятилетий «ссылки»: сначала (после сноса храма в 1937 году) в Цент­ральном антирелигиозном музее в Москве, а по упразднении его вскоре после войны — в Государственном музее истории религии и атеизма в Ленинграде. До ее реставрации руки дошли только в 2011 году. В мастерскую памятник поступил под профилактической заклейкой и под потемневшим лаком. Художник-реставратор Алексей Борисов столкнулся с многочисленными трудностями: первоначальную живопись покрывали два слоя записей; при поновлениях мастера прежних эпох делали вставки, а одна­жды даже разобрали доски основы и подтесали их (в результате чего границы рисунка на лицевой стороне по стыку немного разошлись). «Вообще же доска оказалась первоклассная: липовая, без сучков, идеально обработана, с гипсовым левкасом, — говорит Борисов. — В местах утраты первозданного красочного слоя мы частично сохранили вставки с реконструкцией живописи в центральной части — в том числе и потому, что они несут память о жизни иконы». 

Искусствоведческий анализ позволяет предположить, что иконописец был прекрасно знаком с лучшими образами живоподобного стиля Оружейной палаты Московского Кремля. «По манере письма мы датируем памятник концом XVII века. Пластическая проработка ликов, детально написанные глаза с выделенными слезниками свидетельствуют о подражании царским изографам, — считает Светлана Кирьянова. — Но в целом качество исполнения далеко от рафинированного столичного искусства того времени: изображения горок архаичны, крупные кустики трав с красными цветами будто бы вышли из-под кисти костромича. Кроме того, берясь за изображение сложной архитектуры, автор не справляется с перспективой. Мы делаем вывод, что это представитель поволжской иконописной традиции, либо перебравшийся в Москву и старательно перенимавший передовые приемы у лучших мастеров первопрестольного града, либо творивший у себя на родине под сильным влиянием столичного искусства. Так, именно для московских мастеров эпохи живоподобия характерно изображение кроны дуба последовательно высветляющимися слоями зеленой краски».

Еще одна загадка, которую предстоит разгадать, — изображение по бокам (но не на полях, а в пределах самого средника) преподобных Антония и Феодосия Печерских. Очевидно, это сделано по пожеланию заказчика. «Пока что у нас есть одна гипотеза, — продолжает заведующая отделом. — Если вспомнить, что каменный Спасский храм освящен в 1701 году, становится очевидно: икона, о которой идет речь, создавалась параллельно его сооружению или даже немного ранее. Возможно, появление изоб­ражения связано с Ярославским Преображенским монастырем. Спасская слобода в то время находилась в его владении, и обитель могла проявить инициативу почтить в новой каменной церкви память одних из основателей русского монашества».


Икона демонстрируется в зале одного памятника до 15 августа, вход свободный.

13 августа 2021 г. 11:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Святой мученик Михаил Новоселов
В годы притеснений и гонений, начавшиеся с установления советской власти в 1917 году, не только священники, но и многие миряне без колебаний встали на защиту Церкви, Первосвятителем которой стал святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России. Одним из таких подвижников был русский публицист и духовный писатель Михаил Александрович Новоселов. В начале 1918 года не без его участия вышло воззвание — листовка, призывающая верующих защищать храмы от посягательств. Новоселов до последнего дня своей жизни трудился на ниве духовного просвещения, предоставив свою квартиру для занятий Богословских курсов, открывшихся весной 1918 года с благословения святителя Тихона. О жизни святого Михаила, его подвиге и духовном наследии — в статье настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе, доцента Московской духовной академии протоиерея Валентина Асмуса. PDF-версия.    
25 декабря 2024 г. 18:00
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30