Это состязание стало стержнем нового специального проекта Некоммерческой исследовательской службы «Среда», продолжающего аналогичную прошлогоднюю работу «Святое и ценное». Но если в «Святом и ценном», по словам координатора «Среды» Алины Багриной, в основном изучалась «общероссийская вертикаль» - объединяющие всех жителей нашей страны смысли и образы, то «Локальные святыни» задумывались как «горизонтальное исследование», апеллирующее больше к понятиям малой родины.
С июля 2013г. по март 2014г. организаторы получили 2554 работы. В числе регионов, откуда чаще всего приходили заявки — обе столицы, Подмосковье и Татарстан. Полсотни лучших фотографий, отобранных из прошедших предварительное сито 200 полуфиналистов, оценивало профессиональное жюри — восемь мэтров фотоискусства: Константин Бенедиктов, Валерий Василевский, Владимир Лагранж, Валерий Павлов, Сергей Пятаков, Юрий Трубников, Александр Тягны-Рядно и Анатолий Хрупов.
«На основании полученных от участников фотографий и последующих экспертных обсуждений мы попытались получить представление о духовной, сакрально значимой карте России — непредвзятой и неидеологической, учитывающей разнообразие локальных святынь и равноправие опыта российских регионов, - говорит Багрина. - Из «светских», не связанных с религией и верованиями, святынь на фотографиях мы чаще всего видим темноту и различные оттенки света (преобладают розовые восходы и закаты), покой и безмятежность, реки и воду вообще, детей и стариков, дороги (как вариант — многочисленные «дороги к храму»), движение, горы и вершины, небо и отражения. Практически полностью отсутствуют здесь города, заводы и индустрия, машины с механизмами, труд, стройки и профессия как квинтэссенция материальных ценностей, наука, книги и выставки, произведения искусства, а также государственная символика — причем как российской современности, так и советская. Военная техника изредка попадается, но лишь в качестве монументов танкистам — защитникам Отчизны и победителям нацизма. Видимо, за последние четверть века в массовом сознании соотечественников произошел переворот видения святого. То, что несомненно относилось к этой категории в советском обществе, сейчас не воспринимается таковым даже меньшинством, уступив место картинам природы и исторической памяти людей (в основном связанной с войнами). Напротив, религиозная составляющая оказалась представлена достаточно широко — гораздо ярче по сравнению с конкурсом «Святое и ценное», что само по себе несколько удивительно. Сами участники отнесли к этой категории 48% работ. При этом фотографии с изображением храмов и религиозных святынь встречались и в других рубриках (например, в патриотической тематике к числу лидеров относится изображение храма Покрова на Рву на Красной площади)».
В числе топ-10 «локальных святынь» храмы также преобладают. Сюда вошли Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге и Храм Христа Спасителя в Москве, Новодевичий ставропигиальный женский монастырь и Новый Иерусалим, Кремль, Дивеево и церковь Покрова-на-Нерли, а также казанская мечеть Кул-Шариф. Кроме того, в этом списке оказались Кижи и озеро Байкал с островом Ольхон.
Абсолютным победителем конкурса по решению жюри стал фотолюбитель из Москвы, физик по образованию Петр Захаров. Помимо получившей Гран-при его работы «Небо и вода Кирилло-Белозерского монастыря», ему отдали предпочтение сразу два из шести членов «альтернативного жюри экспертов», оценивавших все 200 работ полуфиналистов - писатель Олег Рой и режиссер Юрий Грымов (причем здесь оказалась отмечена другая фотография Петра - «Кресто-Воздвиженский собор Белогорского Николаевского монастыря»).
«Признанная лучшей работа сделана большой универсальной пленочно-цифровой фотокамерой из-за Сиверского озера, раскинувшегося у самых монастырских стен, - рассказал ЦВ лауреат. - Конечно, запечатленная здесь конфигурация облаков, словно бы стремящихся к монастырю, получилась случайно — мне надо было лишь оказаться в нужной точке и выбрать необходимый объектив. Хотя фотографию удалось сделать не сразу — пришлось ходить на место съемки несколько раз. Вторая отмеченная фотография сделана в Пермском крае в 40 километрах от города Кунгур. Белогорский Николаевский монастырь из-за строгости устава называли Уральским Афоном. Побывал я там зимой пять лет назад, когда готовил по заказу крупной отечественной горно-металлургической компании, издающей серию книг о России, иллюстрации к Энциклопедии Урала (этим я занимаюсь в свободное от работы время). Стоял 30-градусный мороз, и собор предстал перед нами после недавней пурги весь в снегу. Кстати, название обители не случайно: монастырь стоит на краю оправдывающей свое имя горы Белой, и это сочетание светлых оттенков на фоне метели позволило достичь столь своеобычного эффекта. Любопытно, что сейчас собор можно видеть в подобной расцветке в любое время года: недавно его оштукатурили и побелили».
Выставка финалистов фотопроекта «Локальные святыни» открыта до 29 сентября в Московском доме национальностей (ул. Новая Басманная, 4 стр. 1) с 10 до 18 час. кроме субботы и воскресенья. В октябре ее можно будет посмотреть в Российском православном университете.