iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Новости
Георгиевский собор Юрьева монастыря
22 июля 2014 г. 16:20
версия для печати версия для печати

При раскопках в Георгиевском соборе Юрьева монастыря археологами найдены фрагменты фресок XII века

В Великом Новгороде в Георгиевском соборе Свято-Юрьева монастыря при археологических раскопках обнаружены фрагменты фресок XII века. Как сообщил ЦВ ведущий научный сотрудник института Археологии, член-корреспондент РАН Владимир Седов, собор расписывался трижды. И каждый раз «старые фрески сбивали со стен и писались новые. Это мода, которая менялась, что довольно характерно для русской истории, когда каждый раз новому поколению иконописцев казалось, что они сделают лучше», - сказал ученый. Фрескам XII века почему- то особенно повезло, может быть заказчики торопились расписать собор по своему вкусу, но куски штукатурки с росписями летели на пол и использовались для подсыпки под новый пол, а не выбрасывались наружу. «Дело в том, - поясняет Владимир Седов, - что вокруг собора постоянно рос культурный слой и уровень пола внутри естественно понижался. Поэтому пол в Гергиевском соборе поднимали с XII по XIX века три раза. Благодаря чему до нас дошли работы мастеров домонгольского периода Руси». Среди осколков фресок есть и узнаваемые лики. В частности лик Пресвятой Богородицы, еще девочки, т. к. фреска повествует о Введении Ее во храм, и святого Георгия Победоносца. «В начале прошлого века в Георгиевском соборе была сбита вся стенная роспись и сейчас там роспись в основном начала XX века»,- заключил ученый

 

22 июля 2014 г. 16:20
Ключевые слова: культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи