выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
Фото posadfm.ru
5 октября 2015 г. 15:09
версия для печати версия для печати

В Сергиево-Посаде проходит выставка, посвященная 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии

В Сергиево-Посаде, в государственном историко-художественном музее проходит выставка «Наследники традиции», приуроченная к 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии.

На выставке представлены работы из собраний Московской духовной академии, Троице-Сергиевой лавры, Сергиево-Посадского музея-заповедника, частных собраний. Экспозиция разделена на две части — историческую и современную. История Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре начинается с иконописного класса, открытого в 1746 году. В историческом зале в частности представлены работы известного художника XIX века И. М. Малышева, фотографии, документы и рисунки из архива семьи Малышевых, из собрания музея священника Павла Флоренского 1930 года представлен  «Тюремный иконостас. 13 таблеток» архиепископа Сергия Голубцова (фанера, карандаш). А также иконы и рисунки известного иконописца монахини Иулиании (Соколовой).

Как рассказал ЦВ заведующий иконописной школы МДА архимандрит Лука (Головков), сегодня в «основе программы обучения в Иконописной школе лежит тот бесценный опыт обучения иконописанию и творческой традиции, который за 23 года руководства лаврским иконописным кружком удалось наработать матушке Иуалиании. Эту традицию, вплоть до нюансов ее характера, настроя, мать Иулиания восприняла от потомственных иконописцев. И это внимательное отношение к древней иконе, глубокое ее понимание для нас очень важно и всегда было ориентиром».

Второй зал выставки — это работы, выполненные студентами и выпускниками иконописной школы начиная с 1990 года. Иконописец, преподаватель школы и выпускник 1994 года Александр Солдатов рассказал, что в первые годы учащиеся сами активно участвовали в написании программы школы: «В школе я обрел круг единомышленников, она приобщила меня к церковному искусству и помогала погрузиться в этот огромный мир, который мне очень нравится. Основной принцип обучения у нас — это работа с образцами, изучение древней иконы, копирование, глубокое изучения языка древней русской живописи, иконы в первую очередь, а также монументального искусства. Главная задача — увидеть красоту древнего искусства, сделать его язык хоть сколько-нибудь родным. И когда это происходит, художнику открываются безграничные просторы для творчества».  

В прошлом году в свет вышла книга преподавателя иконописной школы Людмилы Армеевой «Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре. История и современность», в основу которой легла одноименная диссертация автора. «Сегодня наши студенты уже на втором-третьем курсах решают задачи, к которым мы подходили на дипломе, - рассказала ЦВ Людмила Армеева. - Выполняя итоговую работу, берутся за сложные житийные образы, разрабатывают новую иконографию. А мы в первые годы существования школы с головой погрузились в изучение техники и технологии, общались с реставраторами, химиками, геологами, восстанавливали старинные рецепты. Мы очень много тогда времени проводили в мастерской, чувствуя себя первопроходцами. Писать дипломные работы — большие иконы для иконостаса Покровского храма Хотьковского монастыря — нам было очень интересно и очень трудно. Негде было посмотреть, как пишутся иконы больших размеров, как золотятся такие поверхности».

По словам Деницы Гачевой (Болгария, выпуск 2011 года) в школе создана творчески благотворная среда, которая позволяет раскрыться каждому: «Я это вижу на примере своих однокурсников, а также тех, кто кончил учебу до и позже меня. Это люди духовно устойчивые и в то же время хорошие иконописцы. Школа пользуется авторитетом в православном мире».

Кроме иконописных работ, выполненных темперой, на выставке можно увидеть фреску, миниатюру, золотное шитье. На выставке представлено более 100 работ, она продлится до 15 ноября 2015 года.

5 октября 2015 г. 15:09
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00