iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Новости
Фото posadfm.ru
5 октября 2015 г. 15:09
версия для печати версия для печати

В Сергиево-Посаде проходит выставка, посвященная 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии

В Сергиево-Посаде, в государственном историко-художественном музее проходит выставка «Наследники традиции», приуроченная к 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии.

На выставке представлены работы из собраний Московской духовной академии, Троице-Сергиевой лавры, Сергиево-Посадского музея-заповедника, частных собраний. Экспозиция разделена на две части — историческую и современную. История Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре начинается с иконописного класса, открытого в 1746 году. В историческом зале в частности представлены работы известного художника XIX века И. М. Малышева, фотографии, документы и рисунки из архива семьи Малышевых, из собрания музея священника Павла Флоренского 1930 года представлен  «Тюремный иконостас. 13 таблеток» архиепископа Сергия Голубцова (фанера, карандаш). А также иконы и рисунки известного иконописца монахини Иулиании (Соколовой).

Как рассказал ЦВ заведующий иконописной школы МДА архимандрит Лука (Головков), сегодня в «основе программы обучения в Иконописной школе лежит тот бесценный опыт обучения иконописанию и творческой традиции, который за 23 года руководства лаврским иконописным кружком удалось наработать матушке Иуалиании. Эту традицию, вплоть до нюансов ее характера, настроя, мать Иулиания восприняла от потомственных иконописцев. И это внимательное отношение к древней иконе, глубокое ее понимание для нас очень важно и всегда было ориентиром».

Второй зал выставки — это работы, выполненные студентами и выпускниками иконописной школы начиная с 1990 года. Иконописец, преподаватель школы и выпускник 1994 года Александр Солдатов рассказал, что в первые годы учащиеся сами активно участвовали в написании программы школы: «В школе я обрел круг единомышленников, она приобщила меня к церковному искусству и помогала погрузиться в этот огромный мир, который мне очень нравится. Основной принцип обучения у нас — это работа с образцами, изучение древней иконы, копирование, глубокое изучения языка древней русской живописи, иконы в первую очередь, а также монументального искусства. Главная задача — увидеть красоту древнего искусства, сделать его язык хоть сколько-нибудь родным. И когда это происходит, художнику открываются безграничные просторы для творчества».  

В прошлом году в свет вышла книга преподавателя иконописной школы Людмилы Армеевой «Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре. История и современность», в основу которой легла одноименная диссертация автора. «Сегодня наши студенты уже на втором-третьем курсах решают задачи, к которым мы подходили на дипломе, - рассказала ЦВ Людмила Армеева. - Выполняя итоговую работу, берутся за сложные житийные образы, разрабатывают новую иконографию. А мы в первые годы существования школы с головой погрузились в изучение техники и технологии, общались с реставраторами, химиками, геологами, восстанавливали старинные рецепты. Мы очень много тогда времени проводили в мастерской, чувствуя себя первопроходцами. Писать дипломные работы — большие иконы для иконостаса Покровского храма Хотьковского монастыря — нам было очень интересно и очень трудно. Негде было посмотреть, как пишутся иконы больших размеров, как золотятся такие поверхности».

По словам Деницы Гачевой (Болгария, выпуск 2011 года) в школе создана творчески благотворная среда, которая позволяет раскрыться каждому: «Я это вижу на примере своих однокурсников, а также тех, кто кончил учебу до и позже меня. Это люди духовно устойчивые и в то же время хорошие иконописцы. Школа пользуется авторитетом в православном мире».

Кроме иконописных работ, выполненных темперой, на выставке можно увидеть фреску, миниатюру, золотное шитье. На выставке представлено более 100 работ, она продлится до 15 ноября 2015 года.

5 октября 2015 г. 15:09
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Больше, чем игра
Как развить в детях интерес к основам православной культуры? Что сделать, чтобы знания на уроках ОПК не забывались за школьными дверями, а пробивались живыми ростками веры и воспитывали бы юную душу? Эти важные вопросы ставит перед православными педагогами и духовенством епархии митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Ответы на эти вопросы, еще будучи школьным учителем, искал и клирик Петропавловского храма Симферополя, а ныне его настоятель и секретарь Симферопольской и Крымской епархии протоиерей Александр Якушечкин. И решил, что лучшее средство — это коллективная игра, сочетающая интригу, интерактив, стремление к творчеству и, конечно, прекрасные призы. В этом году исполнилось 10 лет, как игра-конкурс знатоков православной культуры «Зерно истины» впервые вышла на крымском телевидении.
1 сентября 2017 г. 11:54
Епископ Шадринский и Далматовский Владимир: Наша задача – знать архимандрита Антонина и достойно почитать его память
На родине архимандрита Антонина Капустина, в с.Батурино сегодня проходят торжества, посвященные 200- летнему юбилею создателя Русской Палестины. Участие в них принял Святейший Патриарх Кирилл, который с Первосвятительским визитом посещает в эти дни Курганскую митрополию. Как стало известно корреспонденту ЖМП, неравнодушные к памяти своего земляка жители Шадринского района Курганской области поставили бронзовый бюст отцу Антонину возле Преображенского храма, где служили отец и дед архимандрита Антонина Капустина, и хотят создать в Батурино музей для увековечивания его памяти. О том, каким ему видится будущее Батурино, сможет ли мало привлекательное село стать одним из центров паломничества, рассказал корреспонденту ЖМП епископ Шадринский и Далматовский Владимир.
25 августа 2017 г. 16:40
Соловецкое соло
Видавшая виды чешская стальная «птичка» Л-410 после получасового прогрева двух моторов, натужно подвывая двигателями, отрывается от полосы и берет курс на северо-запад. Условное багажное отделение — тут же, в салоне. Страховочной сеткой прикрыты несколько баулов и коробки с вермишелью. Владельцы этого сокровища — пятеро соловчан в иноческих одеяниях. Полностью заполнены и остальные кресла: кроме меня тут пара паломников-архангелогородцев, местная жительница интеллигентной внешности и неопределенного возраста инженер-проектировщик с ноутбуком под мышкой. Вообще-то на борту есть и 11-е пассажирское место, но здесь оно предназначено для штурмана. Через полчаса полета над Онежским заливом тот привстает и, напряженно всматриваясь в сереющую даль, принимается оживленно жестикулировать вместе с сидящими впереди пилотами. Вскоре воздушное судно тормозит у сарая с гордой, еще явно советской, вывеской «Аэропорт».
25 августа 2017 г. 15:30