iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Новости
Фото posadfm.ru
5 октября 2015 г. 15:09
версия для печати версия для печати

В Сергиево-Посаде проходит выставка, посвященная 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии

В Сергиево-Посаде, в государственном историко-художественном музее проходит выставка «Наследники традиции», приуроченная к 25-летию Иконописной школы при Московской духовной академии.

На выставке представлены работы из собраний Московской духовной академии, Троице-Сергиевой лавры, Сергиево-Посадского музея-заповедника, частных собраний. Экспозиция разделена на две части — историческую и современную. История Иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре начинается с иконописного класса, открытого в 1746 году. В историческом зале в частности представлены работы известного художника XIX века И. М. Малышева, фотографии, документы и рисунки из архива семьи Малышевых, из собрания музея священника Павла Флоренского 1930 года представлен  «Тюремный иконостас. 13 таблеток» архиепископа Сергия Голубцова (фанера, карандаш). А также иконы и рисунки известного иконописца монахини Иулиании (Соколовой).

Как рассказал ЦВ заведующий иконописной школы МДА архимандрит Лука (Головков), сегодня в «основе программы обучения в Иконописной школе лежит тот бесценный опыт обучения иконописанию и творческой традиции, который за 23 года руководства лаврским иконописным кружком удалось наработать матушке Иуалиании. Эту традицию, вплоть до нюансов ее характера, настроя, мать Иулиания восприняла от потомственных иконописцев. И это внимательное отношение к древней иконе, глубокое ее понимание для нас очень важно и всегда было ориентиром».

Второй зал выставки — это работы, выполненные студентами и выпускниками иконописной школы начиная с 1990 года. Иконописец, преподаватель школы и выпускник 1994 года Александр Солдатов рассказал, что в первые годы учащиеся сами активно участвовали в написании программы школы: «В школе я обрел круг единомышленников, она приобщила меня к церковному искусству и помогала погрузиться в этот огромный мир, который мне очень нравится. Основной принцип обучения у нас — это работа с образцами, изучение древней иконы, копирование, глубокое изучения языка древней русской живописи, иконы в первую очередь, а также монументального искусства. Главная задача — увидеть красоту древнего искусства, сделать его язык хоть сколько-нибудь родным. И когда это происходит, художнику открываются безграничные просторы для творчества».  

В прошлом году в свет вышла книга преподавателя иконописной школы Людмилы Армеевой «Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре. История и современность», в основу которой легла одноименная диссертация автора. «Сегодня наши студенты уже на втором-третьем курсах решают задачи, к которым мы подходили на дипломе, - рассказала ЦВ Людмила Армеева. - Выполняя итоговую работу, берутся за сложные житийные образы, разрабатывают новую иконографию. А мы в первые годы существования школы с головой погрузились в изучение техники и технологии, общались с реставраторами, химиками, геологами, восстанавливали старинные рецепты. Мы очень много тогда времени проводили в мастерской, чувствуя себя первопроходцами. Писать дипломные работы — большие иконы для иконостаса Покровского храма Хотьковского монастыря — нам было очень интересно и очень трудно. Негде было посмотреть, как пишутся иконы больших размеров, как золотятся такие поверхности».

По словам Деницы Гачевой (Болгария, выпуск 2011 года) в школе создана творчески благотворная среда, которая позволяет раскрыться каждому: «Я это вижу на примере своих однокурсников, а также тех, кто кончил учебу до и позже меня. Это люди духовно устойчивые и в то же время хорошие иконописцы. Школа пользуется авторитетом в православном мире».

Кроме иконописных работ, выполненных темперой, на выставке можно увидеть фреску, миниатюру, золотное шитье. На выставке представлено более 100 работ, она продлится до 15 ноября 2015 года.

5 октября 2015 г. 15:09
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
И среди лета запели Пасху
Незадолго до своей кончины в беседе с Николаем Мотовиловым иеромонах Серафим говорил, что плотью своей он будет лежать не в Сарове, а в Дивееве. И сестрам этого монастыря открыл: его мощи будут почивать у них в обители. Те удивлялись: «Батюшка, да нешто саровские нам тебя отдадут?» В ответ он вручил им огарок свечи: «Вот с этой свечкой вы и будете встречать меня в Дивееве». И предсказал, что, когда это произойдет, в монастыре среди лета запоют Пасху. Все так и случилось.  Тридцать лет прошло с тех пор, как в конце июля 1991 года из Москвы прибыл в возрождающийся Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь всероссийский крестный ход со святыми мощами, удивительным образом обретенными в запасниках Государственного музея истории религии и атеизма, находившегося в стенах Казанского собора Ленинграда. И грянуло над Дивеевом многоголосное «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!» Мощи преподобного Серафима встречали с «той самой» свечой. Ее, как и другие личные вещи батюшки, сохранили пожилые дивеевские монахини, вернувшиеся из ссылок и лагерей. PDF-версия.
4 августа 2021 г. 14:00