iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
На съемках фильма "Орда"
23 июня 2012 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Москва посмотрела на "Орду"

В рамках 34-го Московского кинофестиваля в кинотеатре "Художественный" состоялась премьера фильма "Орда" (режиссер - Андрей Прошкин, генпродюсер - Сергей Кравец). 

Картина рассказывает об одном из эпизодов из жизни святителя Алексия, митрополита Московского, чья жизнь пришлась на время, когда Древняя Русь изнывала от междоусобной вражды и монголо-татарского ига. Фильм снят в нетрадиционной для "духовного" кинематографа манере. Тема веры, по словам кинокритика Кирилла Разлогова, центральная, но не самая главная. Действительно святитель Алексий появляется в кадре где-то на второй трети фильма. А зритель наблюдает за событиями как бы находясь внутри Орды, являясь одним из ее жителей. Он видит, как в Сарай вслед за другими колдунами приходит "русский колдун", как у него не получается сотворить чудо, как его публично унижают и отправляют работать вместе со всеми пленниками, а затем убивают за него каждый день одного из русских рабов ("Мало мучается? Пусть мучается сильней"). Как он изнывает от холода и жары, от жажды и голода. И в страшную грозовую ночь молится под ливнем, валяясь в грязи. Но для православного сердца все выглядит иначе. В центр варварской жизни со всем ее грубым, жестоким рационализмом вплоть до фонтана крови из обезглавленного тела и убийств ближайших родственников ради власти, приходит русский пастырь, чтобы своей молитвой исцелить от слепоты языческую царицу - Тайдулу (Роза Хайруллина). В случае неудачи его ждет не только смерть, но и очередной набег татарского войска на Москву. Этот сюжет — точка в культурном пространстве, где авторы, вслед за фильмом "Остров", еще раз пытаются рассказать о встрече двух миров - духовного и материального.

 

"Мне важно было сказать, что не в силе Бог, а в правде. Это картина о жертве, картина о слабости, которая перемалывает силу, о том, что Бог на заказы не отвечает, кто бы их не делал и что зло имеет тенденцию к самоистреблению. Как бы долго оно не существовало",- сказал на пресс-конференции сценарист Юрий Арабов.

"Для меня наиболее значимо в этой роли (это первая роль актера в кино), что не смотря на все сомнения, которые испытывает этот человек, в нем есть очень ценное качество - он совершает гражданский поступок, - сообщил ЦВ исполнитель роли святителя Алексия - Максим Суханов. - Ответственность перед своей паствой для него - наипервейшая. Как точка отсчета и для его жизни, и для его веры. Святитель Алексий совершает гражданский поступок суть которого в том, что он согласился пойти в Орду, и  не уходит оттуда, хотя чуда не произошло, чем вызывает удивление хана. Он терпит издевательства, физические лишения, но остается в Сарае. Я думаю, его душой двигало желание, чтобы всем остальным не стало хуже и тем самым он жертвует собой ради других".

"Я высоко оцениваю эту картину, поскольку ее выбрали на конкурс,- заявил ЦВ кинокритик Кирилл Разлогов. - Что касается содержательного аспекта и концепции — все это вызовет дискуссии, в том числе и противоречивые. В художественном плане, конечно, варварские сцены производят значительно большее впечатление, чем христианское смирение. Но это неизбежно. Ведь во многих художественных направлениях отрицательные персонажи получаются интересней положительных, т.к. положительные не дают так глубоко показать характер. Правда, Максим Суханов делает для этого все возможное. Тема веры в "Орде" хоть и является центральной, но не по сути не самая главная, потому что наибольшее внимание уделяется варварскому миру, окружающему героев. На мой взгляд- это столкновение варварства с цивилизацией в облике христианства. На Каннском фестивале "Орда" вызвала интерес. Думаю- судьба фильма будет интересной , это видно уже по дискуссиям на пресс-конференции, а споры и дисскусии для нового произведения искусства -самое главное". 

Авторы фильма постарались с максимальной точностью передать антураж и дух той эпохи, хотя по словам Андрея Прошкина "до нашего времени дошли очень скудные сведения о ордынской жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом — характеры, отношения людей — приходилось додумывать или создавать с нуля. Но в поведении людей я отталкивался от современности". Однако вопросы, которые ставит этот фильм, не имеют срока давности: какой должна быть молитва? В чем источник ее силы? Какова мера ответственности одного, хотя и облеченного духовной властью человека за судьбу своей паствы? Как совершить то, что не мере твоих человеческих сил? Фильм не дает прямых ответов на них, может быть для того, чтобы зритель подумал об этом сам.

Справка

Бюджет картины 12 млн.долл. Съемки проходили в Астраханской области при жаре более сорока градусов в тени. В широкий прокат картина выйдет в сентябре.

 

23 июня 2012 г. 16:00
Ключевые слова: история, кино, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи