iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Новости
На съемках фильма "Орда"
23 июня 2012 г. 16:00
версия для печати версия для печати

Москва посмотрела на "Орду"

В рамках 34-го Московского кинофестиваля в кинотеатре "Художественный" состоялась премьера фильма "Орда" (режиссер - Андрей Прошкин, генпродюсер - Сергей Кравец). 

Картина рассказывает об одном из эпизодов из жизни святителя Алексия, митрополита Московского, чья жизнь пришлась на время, когда Древняя Русь изнывала от междоусобной вражды и монголо-татарского ига. Фильм снят в нетрадиционной для "духовного" кинематографа манере. Тема веры, по словам кинокритика Кирилла Разлогова, центральная, но не самая главная. Действительно святитель Алексий появляется в кадре где-то на второй трети фильма. А зритель наблюдает за событиями как бы находясь внутри Орды, являясь одним из ее жителей. Он видит, как в Сарай вслед за другими колдунами приходит "русский колдун", как у него не получается сотворить чудо, как его публично унижают и отправляют работать вместе со всеми пленниками, а затем убивают за него каждый день одного из русских рабов ("Мало мучается? Пусть мучается сильней"). Как он изнывает от холода и жары, от жажды и голода. И в страшную грозовую ночь молится под ливнем, валяясь в грязи. Но для православного сердца все выглядит иначе. В центр варварской жизни со всем ее грубым, жестоким рационализмом вплоть до фонтана крови из обезглавленного тела и убийств ближайших родственников ради власти, приходит русский пастырь, чтобы своей молитвой исцелить от слепоты языческую царицу - Тайдулу (Роза Хайруллина). В случае неудачи его ждет не только смерть, но и очередной набег татарского войска на Москву. Этот сюжет — точка в культурном пространстве, где авторы, вслед за фильмом "Остров", еще раз пытаются рассказать о встрече двух миров - духовного и материального.

 

"Мне важно было сказать, что не в силе Бог, а в правде. Это картина о жертве, картина о слабости, которая перемалывает силу, о том, что Бог на заказы не отвечает, кто бы их не делал и что зло имеет тенденцию к самоистреблению. Как бы долго оно не существовало",- сказал на пресс-конференции сценарист Юрий Арабов.

"Для меня наиболее значимо в этой роли (это первая роль актера в кино), что не смотря на все сомнения, которые испытывает этот человек, в нем есть очень ценное качество - он совершает гражданский поступок, - сообщил ЦВ исполнитель роли святителя Алексия - Максим Суханов. - Ответственность перед своей паствой для него - наипервейшая. Как точка отсчета и для его жизни, и для его веры. Святитель Алексий совершает гражданский поступок суть которого в том, что он согласился пойти в Орду, и  не уходит оттуда, хотя чуда не произошло, чем вызывает удивление хана. Он терпит издевательства, физические лишения, но остается в Сарае. Я думаю, его душой двигало желание, чтобы всем остальным не стало хуже и тем самым он жертвует собой ради других".

"Я высоко оцениваю эту картину, поскольку ее выбрали на конкурс,- заявил ЦВ кинокритик Кирилл Разлогов. - Что касается содержательного аспекта и концепции — все это вызовет дискуссии, в том числе и противоречивые. В художественном плане, конечно, варварские сцены производят значительно большее впечатление, чем христианское смирение. Но это неизбежно. Ведь во многих художественных направлениях отрицательные персонажи получаются интересней положительных, т.к. положительные не дают так глубоко показать характер. Правда, Максим Суханов делает для этого все возможное. Тема веры в "Орде" хоть и является центральной, но не по сути не самая главная, потому что наибольшее внимание уделяется варварскому миру, окружающему героев. На мой взгляд- это столкновение варварства с цивилизацией в облике христианства. На Каннском фестивале "Орда" вызвала интерес. Думаю- судьба фильма будет интересной , это видно уже по дискуссиям на пресс-конференции, а споры и дисскусии для нового произведения искусства -самое главное". 

Авторы фильма постарались с максимальной точностью передать антураж и дух той эпохи, хотя по словам Андрея Прошкина "до нашего времени дошли очень скудные сведения о ордынской жизни в 1357 году, и многое в процессе работы над фильмом — характеры, отношения людей — приходилось додумывать или создавать с нуля. Но в поведении людей я отталкивался от современности". Однако вопросы, которые ставит этот фильм, не имеют срока давности: какой должна быть молитва? В чем источник ее силы? Какова мера ответственности одного, хотя и облеченного духовной властью человека за судьбу своей паствы? Как совершить то, что не мере твоих человеческих сил? Фильм не дает прямых ответов на них, может быть для того, чтобы зритель подумал об этом сам.

Справка

Бюджет картины 12 млн.долл. Съемки проходили в Астраханской области при жаре более сорока градусов в тени. В широкий прокат картина выйдет в сентябре.

 

23 июня 2012 г. 16:00
Ключевые слова: история, кино, фестиваль
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00