выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Фрагмент восстановленной хоругви
11 декабря 2013 г. 13:50
версия для печати версия для печати

В московском соборе Покрова-на-Рву отреставрированы три уникальных элемента внутреннего убранства

Государственный Исторический музей официально представил результаты научной реставрации трех святынь, созданных в разное время для внутреннего убранства Покровского собора на Красной площади. Благодаря серьезной помощи крупной финансовой структуры второе рождение получили уникальные икона Спаса Нерукотворного XVII века, двусторонняя хоругвь (царский вклад по случаю рождения в 1904 году наследника престола) и Царские Врата из церкви Василия Блаженного.

«У иконы Спаса Нерукотворного непростая судьба, - рассказала ЦВ реставратор Московского научно-реставрационного художественного управления Ирина Чугреева. - В конце XVII в. образ Спасителя был написан поверх другого изображения – как мы теперь понимаем, без необходимой подготовки поверхности. До недавнего времени икона находилась в музейной экспозиции Покровского собора, а перед тем пережила несколько не совсем удачных реставрационных вмешательств. Последнее – в 1970-е годы, когда мастера применяли новейшие на тот момент методы и материалы, не догадываясь, что тем самым перекрывают дальнейшую возможность восстановления живописного слоя традиционным способом. Сейчас заняться реставрацией образа нас вынудило его аварийное состояние после аномальной жары 2010 года».

Инкрустированная цветными эмалями хоругвь неорусского стиля из оцинкованного медного сплава, промежуточного между бронзой и латунью, появилась в Покровском соборе в 1905 году. До нас она дошла буквально чудесным образом — а еще стараниями людей, не побоявшихся ее спрятать в укромных тайниках храма от всесильного Помгола во время массовой кампании по изъятию церковных ценностей. Чтобы замаскировать хоругвь надежнее, тогда ее закрыли грязноватым слоем старой олифы с примесью газовой сажи. Кроме того, сделало свое дело время, и к реставраторам из запасников она поступила совершенно черной.

Царские Врата, которые мы можем видеть в церкви Василия Блаженного, установлены тут в 1905 году. Иконы для них написал известный мастер того времени Осип Чириков. Но после прекращения богослужений пять из шести икон исчезли. Реставратору Андрею Киселеву удалось восстановить их по единственной сохранившейся оригинальной иконе с использованием ныне редко применяющейся трудоемкой технологии новгородской таблетки.

Подробнее об этих реставрационных работах читайте в ближайшем номере Журнала Московской Патриархии (январь 2014г.)

11 декабря 2013 г. 13:50
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною»
В этом году православный мир отмечает трехсотлетие выдающегося богослова и просветителя XVIII века, самоотверженного архипастыря, наставника монашества, благотворителя и попечителя о нуждающихся, молитвенным подвигом и неустанным трудом стяжавшего духовное совершенство, святителя Тихона Задонского. Рано познавший нищету и тяжесть физического труда, он сумел развить заложенные в нем Богом дары и стать примером любви и милосердия для многих поколений архипастырей и духовенства. Об актуальности его учения в наши дни, о том, что значило его слово для христиан XVIII века, и о связях святителя Тихона Задонского с христианским богословием разных исторических эпох нашему журналу рассказал доктор богословия, помощник благочинного Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря иеромонах Гавриил (Мельников). PDF-версия.    
24 июня 2024 г. 19:00