iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
Круглый стол «Храмовая архитектура: поиск нового образа»
22 февраля 2013 г. 01:00
версия для печати версия для печати

Вопросы современной храмовой архитектуры требуют соборного обсуждения с привлечением широкого круга специалистов, считают эксперты

Развитие новых творческих идей в современной храмовой архитектуре идет чрезвычайно медленно и сталкивается с рядом серьезных препятствий – такое мнение высказали участники круглого стола «Современная храмовая архитектура: поиск нового образа», который прошел в четверг в храме Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при центре детской гематологии, онкологии и иммунологии в Москве. Встреча была приурочена к презентации второго номера журнала "Храмоздатель", специализированного приложения к "Журналу Московской Патриархии" о храмовой архитектуре и церковном искусстве.

По словам ответственного редактора издания Сергея Чапнина, уже давно назрела необходимость в экспертной площадке, где специалисты могли бы обсудить проблемы храмостроительства. Участники круглого стола - священники, архитекторы, строители, церковные живописцы и искусствоведы - согласились, что именно такого конкретного разговора с наглядной демонстрацией и подробным разбором новых архитектурных решений, им не хватает.

"Обсуждение проблем традиции и новаторства в современном русском православном храмоздательстве не приводит к каким-либо конкретным результатам, так как этот вопрос никогда еще не обсуждался соборно, с широким участием священноначалия, богословов, искусствоведов и архитекторов – все разговоры ведутся в узких кругах", - отметил  архитектор Михаил Кеслер, главный специалист Архитектурно-художественного Центра Московской Патриархии ("Арххрам"), и предложил обратиться к Святейшему Патриарху Кириллу с предложением создать совещательный орган, который занимался бы выработкой конкретных рекомендаций по вопросам строительства храмов.

При этом Михаил Кеслер считает, что сейчас в храмостроительстве доминирует традиционалистский подход. "Он не всегда высокого качества, при этом мы легко можем определить, какому конкретному историческому стилю следует автор: либо это XVI век, либо модерн начала XX, либо Византия, барокко и так далее", - заявил Михаил Кеслер. "Подлинных же современных решений в удачном исполнении на территории России не существует", - добавил он.

В архитектуре современного православного храма, по его мнению, следует стараться "соблюсти деликатный баланс между стилизованными средневековыми формами и новыми". "Приветствуется простота и чистота форм, но без излишней строгости или сухости, сдержанность и величие, возвышенность и скромность при непременном условии благолепия и красоты", - считает Кеслер.

Архитектор Андрей Анисимов, глава Товарищества реставраторов, осуществившего полный цикл работ по проектированию, строительству и убранству храма, в котором проходил круглый стол, рассказал, что на практике удачное архитектурное решение возникает, если заказчик и исполнитель внимательно учитывают в работе особенности окружающего пространства, а, главное, назначение храма, особенности жизни конкретной общины, которая будет в нем собираться. Храм, от общей архитектурной концепции до мельчайших деталей интерьера, должен создаваться единой командой художников, тогда возникает целостное сакральное пространство и "храм становится храмом, так как в нем нет случайных элементов, а все продумано и подчинено одной идее", - считает Андрей Анисимов. Так, например, храм Веры, Надежды, Любви и матери их Софии при Федеральном научно-клиническом центре детской гематологии, онкологии и иммунологии, призван рассказать его маленьким прихожанам об исконных русских традициях храмового зодчества, а также в доступной форме дать понятие об основных евангельских сюжетах. Они очень наглядно изложены с помощью разных средств: живописи, мозаики, резьбы по камню, чеканке. Поэтому храм получился очень радостным, изящно декорированным и немного сказочным.

Вместе с тем, Андрей Анисимов считает, что храм, чтобы вписаться в застройку мегаполиса, совсем не обязательно должен повторять архитектурные приемы современных торговых центров или "высоток". "Архитектура храма глубоко символична, и она никак не может принять чуждые ей формы, то есть символику окружающего секулярного мира. Храм, наоборот, должен быть контрапунктом к повседневной действительности, показывать жителям города, что есть и иное, духовное измерение, построенное по другим законам", - заключил архитектор.

Оживленную дискуссию вызвала презентация Даниила Макарова и Ивана Землякова, создателей творческого объединения «Квадратура круга». Их яркие и отчасти провокационные проекты, стали иллюстрацией к тому, какие изменения традиционных форм, могут сегодня предложить молодые архитекторы.

Архитектор Ектерина Шеко,  преподаватель  Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, выступила с докладом, посвященными анализу модернистских тенденций в европейской храмовой архитектуре второй половины XX века, которое прозвучало своеобразным предостережением молодым архитекторам. Впрочем, ряд ее положений, также вызвал критическую дискуссию. 

На круглом столе также выступили архитекторы протоиерей Андрей Юревич, Александр Головкин и Илья Людоговский, искусствоведы Лилия Ратнер и Ирина Языкова, а также Юрий Киреев, Петр Кондратьев, Дмитрий Сладков и другие.

Участники круглого стола согласились с предложением Сергея Чапнина создать постояннодействующий семинар, посвященный проблемам современного церковного искусства, и провести следующую встречу в середине апреля.

22 февраля 2013 г. 01:00
Ключевые слова: архитектура, культура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00