«Исследуйте Писания» Патриаршая программа изучения Библии действует в Русской Церкви уже два года. За это время Синодальным отделом религиозного образования и катехизации совместно с Синодальной библейско-богословской комиссией создан портал «Исследуйте Писания», для которого разработано несколько онлайн-курсов. Программа предназначена для поддержки приходских специалистов, организующих изучение Библии на приходах. Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации (СОРОиК) насельник Николо-Угрешского монастыря игумен Иоанн (Рубин) рассказал нашему изданию о том, какие онлайн-курсы доступны уже сегодня, каковы перспективы этого направления работы отдела, а главное, что дает человеку изучение Библии. PDF-версия.
4 апреля 2024 г. 16:00
Евангельские группы сегодня: опыт епархий На первый взгляд занятия евангельских групп выглядят одинаково. Есть ведущий и слушатели, перед началом занятия все молятся, а потом кто-то один или все по очереди читают фрагмент Писания и слушают толкования святых отцов с последующим обсуждением. Единственное внешнее различие — ведущий, который может быть либо священником, либо мирянином. Еще двадцать лет назад в православном сообществе шла дискуссия: можно ли доверить обязанности ведущего мирянину, или им может быть только священник? Спорщиков примирила большая загруженность духовенства и система подготовки церковных специалистов в сфере образования. В чем же особенности и различия библейских групп (кружков)? На эти и другие вопросы нам ответили руководители евангельских групп из разных епархий. PDF-версия.
3 апреля 2024 г. 16:00
От Холмогор до Колы тридцать три Николы Одним из приоритетных направлений миссионерских поездок студентов и преподавателей Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, которые начались в 1990-х годах, стала Нарьян-Марская епархия Архангельской митрополии. Клирики университетского храма святителя Николая в Кузнецах ежегодно отправляются в экспедицию в эти места. О свидетельствах настоящей веры, о том, в чем специфика проповеди на Русском Севере и какие подходы используют современные миссионеры, «Журналу Московской Патриархии» рассказали протоиерей Андрей Близнюк и иерей Филипп Ильяшенко. PDF-версия.
10 мая 2023 г. 14:00
Миссионеру есть чему поучиться у просвещаемых им народов
Проект «Арктический десант» оказался полезен не только малым коренным народам, но и помог миссионерам выявить проблемные зоны в их работе. В частности, стало ясно, что миссия — это не прогулка по парку, а тяжелый изнурительный труд, требующий от каждого полной самоотдачи в непривычных условиях. О том, к чему еще нужно быть готовым миссионеру в отдаленных районах Арктики, есть ли перспективы подготовить и рукоположить священника из среды кочевой общины и как правильно относиться к «двоеверию» северных народов, рассказал архиепископ Якутский и Ленский Роман. PDF-версия.
17 марта 2023 г. 16:00
Иконы-складни царской семьи и шедевры из частных коллекций В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылись сразу две интересные выставки — «Иконописные редкости» и «Иконы-складни императорской семьи». PDF-версия.
2 февраля 2024 г. 13:00
Я опять ищу лик Христа Виктор Михайлович Васнецов — художник, архитектор, иллюстратор, иконописец. Его сказочными и былинными сюжетами иллюстрируют детские книги, его иконы и мозаики поражают своей красотой, а росписи приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX — начале ХХ века во многих храмах России. Отдельные сюжеты широко тиражировались в печати. Однако художник и его творчество вызывали противоречивые мнения у критиков и публики, пока православный мир не увидел убранство Владимирского собора в Киеве, над которым Васнецов работал более десяти лет. Каким он был человеком, что нового привнес в церковное искусство и почему спустя 125 лет после освящения собора мы продолжаем восхищаться его росписями, выяснял «Журнал Московской Патриархии». PDF-версия.
11 сентября 2023 г. 17:00
Икона «Святая Троица» преподобного Андрея Рублева в истории России Икона Святой Троицы преподобного Андрея Рублева является самым известным произведением русской иконописи. Несмотря на то что богословы, историки искусства и реставраторы посвятили этому прославленному образу многочисленные исследования, до сих пор остается нерешенным вопрос о времени создания иконы, существуют различные версии отождествления ангелов с Лицами Святой Троицы, открываются новые детали изображения. PDF-версия.
4 сентября 2023 г. 18:00
«С благоговейным умилением соорудили мы сей оклад...» В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева открылась выставка «Модерн в русской иконе». Выставка уникальная, поскольку впервые в одной экспозиции собраны памятники религиозного искусства (около 130 предметов), выполненные в стиле модерн, большинство из которых ранее не выставлялось. В выставке участвуют: Музей христианского искусства Московской духовной академии, Музей русской иконы имени М. Абрамова и частные коллекционеры. Кураторы выставки: директор Музея имени Андрея Рублева М. Б. Миндлин, главный научный сотрудник С. В. Гнутова, заведующая отделом экспертизы и искусствоведческих заключений Ж. Г. Белик. PDF-версия.
20 июня 2023 г. 13:00
Весна в российских музеях Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.
24 марта 2023 г. 14:30
|
ЦВ № 13-14 (336-337) июль 2006 /
11 июля 2006 г.
Лазарева Суббота русского рока14 апреля, в канун Лазаревой Субботы, в Отделе внешних церковных связей постоянный член Священного Синода митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл встретился с православными рок-музыкантами: Константином Кинчевым («Алиса»), Юрием Шевчуком (ДДТ), Романом Неумоевым («Инструкция по выживанию»), Стасом Бартеневым («Если») и Олегом Кривошеевым («Братья Карамазовы»). Во вступительном слове митрополит Кирилл отметил, что взаимоотношения рока и Церкви следует рассматривать как один из частных случаев распространенного ныне взаимодействия культур. «Вопрос о взаимоотношении культур является основным, — подчеркнул митрополит Кирилл. — Если культурные модели не состыковываются, то это приводит к конфликтам. И вы знаете, что произошло с публикацией карикатур в отношении пророка Мухаммеда. Этот пример — некий символ, который дает понимание того, что сейчас происходит. Но слово “культура” — в том контексте, в котором я сейчас говорю, имеет, конечно, более широкий смысл. А если говорить о предмете нашей встречи, то здесь речь идет о взаимодействии субкультур. Собственно говоря, что такое “литургическая культура”? Это субкультура. Может ли субкультура претендовать на то, чтобы стать культурой для всех? Может, но весьма сомнительно, что она действительно этой культурой станет и всех объединит. А Церковь призвана спасать всех. И здесь мы входим в соприкосновении с очень болезненными темами». Далее митрополит Кирилл подчеркнул, что церковная проповедь и церковная миссия должны осуществляться путем некой инкультурации, то есть вхождения в ту культуру, которая является народной. «И сегодня молодежь находится под сильным влиянием той музыки, представителями которой вы являетесь, — заметил иерарх. — Я не знаю, хорошая это музыка или плохая. Но если эта субкультура является понятной и убедительной для молодежи, то, конечно, возникает вопрос, может ли эта культура гарантировать, что в этой среде возникают предпосылки для усваивания Божественного Откровения?». Митрополит Кирилл признался, что у него был единственный опыт проповеди на рок-концерте. Это случилось около двух лет назад, когда в Смоленске организовали фестиваль «Рок против наркотиков». Перед 16-тысячной толпой митрополит Кирилл дал краткое напутствие пастыря, вызвавшее живейший резонанс. Именно тогда он понял, что рок-музыканты должны быть духовно и физически сильными людьми, чтобы постоянно выдерживать воздействие огромных децибелов. «Рок-музыкантам надо давать молоко за вредность, — шутил митрополит на этой встрече. — Если хоть кто-то после рок-концерта задумается о смысле жизни, то, значит, эта жертва рокерами приносится не зря». Константин Кинчев отметил, что «децибелы» служат своеобразным молодежным языком. А Юрий Шевчук выразился еще определеннее: «Я перефразирую: “В начале был Звук”. Этот Звук, который был ни на что не похож, оказался символом Свободы, что очень важно было для нашего поколения. Потому что он отличался от всех этих пафосных маршей». Лидер группы «Алиса» подтвердил, что рок всегда был вызовом: «Это, прежде всего, искреннее слово и прямое обращение к молодым, которых нельзя обмануть. Они очень чутки к этому». Тут рокеры совершенно закономерным образом перешли к теме рока и попсы. Кинчев объявил «Фабрику звезд» «настоящим сатанизмом», а Шевчук неожиданно попросил митрополита Кирилла: «Вы часто встречаетесь с Путиным. Шепните ему, чтобы на ТВ было побольше рока». На это Константин Кинчев резонно возразил, что митрополит Кирилл находится не в лучшем положении и сам большой кровью отстаивает у телевизионщиков считанные минутки своей проповеди. «Сейчас важнее всего свергнуть нового идола, имя которому — “формат” и “ротации”, — настаивал Кинчев. — Это настоящее неоязычество». Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в 1992 году он написал предисловие к пластинке «Антология христианского рока в России», за что был огульно обвинен в сатанизме с кафедры одной из конференций. На этом основании о. Всеволод задал пару полемических вопросов: доходят ли рок-песни до молодежи или остаются уделом 30—40-летних слушателей, и стоит ли нести Слово Божье пьяным личностям, провоцирующим драки на рок-концертах? И Юрий Шевчук, и Константин Кинчев заверили отца Всеволода, что с многотысячными залами у них все в порядке. В ответ на второй вопрос Кинчев деликатно заметил: «Если честно, я не знаю, стоит ли проповедовать перед агрессивно настроенными рок-фанами. Но ведь кто-то же должен этим заниматься. Тем более что драки, пьянки и прочие беззакония случаются далеко не только между адептами этой музыки, но и во всех сферах жизни». Протоиерей Максим Козлов, приглашенный на встречу в качестве оппонента, высказался против организованной поддержки Церковью этого явления. «Если РПЦ обзаведется синодальным отделом по взаимодействию с музыкантами, а в новостях будут сюжеты типа “священник такой-то дал проповедь на выступлении определенной рок-группы”, тогда вам никакой андеграунд не поможет», — категорично обратился он к рок-музыкантам. Выступивший затем лидер группы «Инструкция по выживанию» Роман Неумоев предложил митрополиту Кириллу материалы о своей рок-миссии на Алтае. По мнению Романа, 80% рок-музыкантов исповедуют язычество и оккультизм. Он считает, что каждый музыкант, вознамерившийся нести Свет Христовой Истины со сцены, должен получить у иерархов особое благословение. После этих слов Константин Кинчев продемонстрировал собравшимся свой нательный крест и с неподдельным недоумением произнес: «Я не понимаю, какое благословение мне еще необходимо». После этого Роман Неумоев уточнил свою мысль, предложив более детально закрепить сотрудничество православных рок-музыкантов и Церкви в миссионерском делании. Митрополит Кирилл выразил сомнение в необходимости повсеместного священнического напутствия на рок-концертах. «Ведь христианство может присутствовать в произведении искусства подспудно, имплицитно. В “Капитанской дочке” Пушкина ни разу не упоминается слово “Бог”. Тем не менее, это одно из самых христианских произведений во всей мировой литературе». Подводя итоги дискуссии, митрополит Кирилл отметил, что многое зависит от контекста, обстановки и способностей конкретного священника. Невозможно обращаться к аудитории рок-концерта с традиционной храмовой проповедью. «Нужно войти в эту среду и изнутри проповедовать, уметь дать слушателям правильный импульс. Если есть люди, которые могут обратиться с верными словами к этой аудитории, не надо им мешать», — сказал он. Обращаясь к рок-музыкантам, председатель ОВЦС подчеркнул: «Если в вашем творчестве имплицитно, незримо будет присутствовать Бог, если ваши зрители будут знать о вашей вере, это будет иметь огромное миссионерское значение». В то же время митрополит Кирилл подчеркнул необходимость соблюдать во всем такт и меру. Своеобразным продолжением этой встречи стал музыкальный фестиваль в рамках выставки-форума «Православная Русь», на котором звучали произведения классической музыки, современных церковных композиторов и рок-групп. Подробнее об этом - в наших следующих публикациях.
11 июля 2006 г.
Ключевые слова:
музыка
Также читайте:
HTML-код для сайта или блога:
|
Святитель Феофан Затворник и его богословское наследие В 2010 году Издательским советом Русской Православной Церкви была начата работа по подготовке Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского, в 40 томах. Этот проект не имел аналогов в церковно-издательской практике. Проделана трудоемкая работа по сбору сведений о жизни и деятельности святителя Феофана, которая нашла отражение в подготовке и издании «Летописи жизни и творений святителя Феофана, Затворника Вышенского», дополняющей собрание сочинений. В этом году исполняется 130 лет со дня преставления ко Господу святителя Феофана Затворника (в миру Георгия Васильевича Говорова; 1815–1894). О первом опыте издания полного собрания творений русского святого «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, председатель Научно-редакционного совета по изданию Полного собрания творений святителя Феофана, Затворника Вышенского. PDF-версия.
15 апреля 2024 г. 17:00
Протодиакон Владимир Ганаба 24.07.1934–26.11.2023 26 ноября 2023 года на 90-м году жизни отошел ко Господу клирик Троицкого кафедрального собора города Подольска протодиакон Владимир Ганаба.
11 апреля 2024 г. 16:10
Схиархимандрит Варсонофий (Радута) 01.09.1938 – 08.01.2024 8 января 2024 года на 86-м году жизни преставился ко Господу старейший клирик Оренбургской епархии схиархимандрит Варсонофий (Радута).
11 апреля 2024 г. 16:00
|