iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Репортажи
Концерт прошел под девизом "Русь святая, храни веру православную". Фото священника Игоря Палкина
26 июля 2013 г. 12:29
версия для печати версия для печати

Вера Христова – наш общий духовный и культурный фундамент

Праздничным аккордом на Красной площади при полном аншлаге вчера завершилась московская часть юбилейных торжеств

Без четверти десять вечернее небо над Васильевским спуском расцвело разноцветной радугой фейерверка. Под бессмертный хор «Славься!» Михаила Глинки Москва салютовала юбилею Крещения Руси, салютовала Святейшему Патриарху Кириллу, салютовала предстоятелям Поместных Церквей и почетным гостям, салютовала вере Христовой и смиренно принявшему ее больше тысячи лет назад народу. Юбилейный концерт, не лишенный традиционного для подобных поводов пафоса высокой политики, вышел, тем не менее, добрым, понятным и по-московски человечным.

Ветераны, дружинники и Георгиевцы

Репортер «ЦВ» оказался возле сцены ровно за час до начала торжества. Здесь было пока еще малолюдно. Несмотря на единственный для публики вход через Воскресенские ворота (напомним, посетить концерт можно было бесплатно), не заметил я толкучки и у рамок металлоискателей – возможно, из-за наконец-то достаточного количества досмотрового персонала возле них. В глаза бросилось огромное число дружинников – создалось впечатление, что числом те в несколько раз превосходят полицейских (вероятно, львиная доля блюстителей порядка работала в штатском).

Главная площадь страны, ставшая в последние десятилетия еще и огромным концертным залом под открытым небом, знает несколько вариантов размещения сценических подмостков. Их выстраивали и вдоль ГУМа, и у Исторического музея, и на Васильевском спуске «лицом» к Москве-реке, и даже перед Мавзолеем. На этот раз организаторы выбрали, пожалуй, наиболее органичный вариант компоновки – в нижнем торце площади, так что купола и кресты Покровского собора смотрелись естественной и очень красивой декорацией.

Вплоть до начальных аккордов Государственного Гимна в первый сектор перед сценой пройти можно было совершенно свободно. Как признавались многие зрители, сюда они зашли случайно, просто гуляя по центру города. Среди «целевых» же посетителей преобладали организованные группки районных Советов ветеранов. Многие пришли с флагами, и набор стягов получился весьма разнородным: наряду с российским триколором, тут виднелись имперский штандарт молодежного движения «Георгиевцы!», знамя Московского студенческого союза и даже большие фотопортреты правящего тандема. С началом концерта в переднем секторе стало тесновато, и полицейские его перекрыли. Об удобстве припозднившихся зрителей позаботились заранее: помимо двух гигантских экранов в кулисах, еще один транслировал происходившее на сцене прямо в центре площади. К середине концерта та оказалась забита до отказа.

«Понимание истории может сформировать нашу жизнь»

Красочный музыкальный пролог, символически рассказавший о Крещении Руси устами мудрого Летописца (солист театра «Геликон-Опера» Алексей Исаев), написал сам главный дирижер праздника – художественный руководитель Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ заслуженный деятель искусств России генерал-лейтенант Валерий Халилов. Затем к микрофону вышел Святейший Патриарх Кирилл. Тепло поприветствовав собравшихся, святейший Владыка сказал:

«Нам, людям XXI века, трудно представить, что было тогда, — как нам трудно представить даже внешний вид тех людей, их культуру, их быт, их нравы. А почему же мы знаем, что это было великое событие? Мы опосредованно знаем об этом — через историю нашего народа, через все то, что с нами произошло. Больше тысячи лет тому назад был заложен фундамент нашей национальной духовной и культурной жизни. Наши предки приняли христианскую веру, а вместе с ней — систему ценностей, мораль, сила которой такова, что никакие исторические перипетии не способны были ее разрушить. Был заложен мощный фундамент, на основании которого и выросло тело единой Руси. И хотя сегодня мы живем в разных странах, тот духовный фундамент остается общим, и он соединяет как нас, граждан России, так и все наши братские славянские народы вместе. Мы духовно и культурно вместе, потому что у нас общий фундамент. На протяжении истории были попытки этот фундамент ослабить и даже уничтожить. Огромные силы работали на то, чтобы это произошло. Не получилось! И сегодня и в Москве, и в других странах люди с благодарностью вспоминают события 1025-летней давности и сознают актуальность этих событий для нашего времени. Мы с вами народ, мы солидарны, у нас есть внутренние скрепы именно потому, что 1025 лет тому назад был заложен фундамент нашей общности. Я верю, что этот фундамент никогда не будет разрушен. Но это будет зависеть от всех вас, от нашего народа, от его способности защищать то, что ему дорого, от его способности устроять свою жизнь на том фундаменте, сила и прочность которого испытывали веками. И если будет так, то будет сильной и процветающей Россия, сильной и процветающей Украина, сильной и процветающей Беларусь, и все мы вместе будем одной духовной семьей, связанной великими узами. Празднуя 1025-летие Крещения Руси, мы не только смотрим в прошлое — мы устремляемся в будущее. Наше понимание истории — это фактор, который во многом способен определить наше будущее. И я сегодня, и вчера, и все эти дни молился и молюсь, чтобы Господь приклонил милость Свою к исторической Руси, к странам, ее составляющим, к народу России. И верю, что эта милость Божия поможет нам строить мирную процветающую жизнь».

Приветствие Владимира Путина огласил начальник управления по внутренней политике президентской администрации Олег Морозов.

Нам друг без друга прожить не дано

Сквозной идеей, пронизывающей все концертные номера, стало единение во Христе многонациональной России в ее исторических пределах. Эмоциональнее всего эту мысль выразил заслуженный артист страны Эвклид Кюрдзидис, проникновенно произнесший поздравление Руси на своем втором родном языке. Высокие гости из Поместных Православных Церквей заулыбались: большинству из них греческий хорошо знаком. Покорили публику ребята из владикавказского ансамбля ударных «Ритмы гор» (художественный руководитель – народный артист Северной Осетии – Алании Магомед Карсанов), во время исполнения выделывавшие цирковые номера с барабанами. Братскую Украину представил вокальный квартет «Гетьман» под руководством Петра Заеца, Беларусь – неувядаемые «Сябры» во главе с народным артистом республики Анатолием Ярмоленко. А припев из исполненной последними песни вполне мог бы послужить лейтмотивом всего вечера:

Праздники, праздники вместе мы празднуем,

Нам друг без друга прожить не дано,

Жаль, понимаем порою не сразу мы:

Много дорог, только счастье одно!

Не уронили свою высокую марку и знаменитые московские академические коллективы – хор Сретенского монастыря и Московский Синодальный хор, и Государственный академический русский народный ансамбль «Россия» им. Людмилы Зыкиной, и Государственный академический народный хор им. Пятницкого с Кубанским казачьим хором... Как всегда, самозабвенно зажигали Диана Гурцкая и «лучший рок-голос России» Ольга Кормухина. Впервые на большой сцене выступил московский вокальный ансамбль «Ихтис», столь аутентично исполнивший южнославянские песни, что ведущие даже назвали певцов «нашими гостями из Сербии».

Впрочем, эта мелкая накладка, как и несколько других подобных, не испортила общего впечатления. И даже промозглый северный ветер не навредил: небо над центром Москвы, к счастью, оказалось безоблачным!

«Надо же, 25 лет назад мы и подумать не могли, что следующий юбилей будем отмечать вот так!» - идя к метро по Ильинке, обменивались мнениями две интеллигентного вида московские пенсионерки. И то правда: главный концерт во время празднования 1000-летия Крещения Руси состоялся после торжественного заседания в Большом театре, а уж о том, чтобы попасть туда всем желающим, нечего было и думать. И это – тоже штришок (пусть и маленький) к пути, который православная Россия проделала за последние четверть века.

26 июля 2013 г. 12:29
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00