Мы продолжаем рассказ о святынях и архитектурных памятниках Сирии (начало см.: ЖМП. 2015. № 9–11). В этом номере читатель узнает о памятниках, расположенных между двумя главными городами Сирии — Дамаском и Алеппо, а также о сравнительно небольшой, но насыщенной историческими событиями прибрежной территории страны. Специфика этих земель в том, что бόльшую их часть населяют последователи шиитского направления ислама — алавиты и исмаилиты, а также левантинцы (арабоязычные христиане области Левант).
В 1923–1936 годах на побережье существовало небольшое Государство алавитов, в котором в деревне Кардаха родился Хафез аль-Асад, ставший в 1971 году первым президентом Сирии. Его светская идеология встретила сопротивление исламистов из организации «Братья-мусульмане». В 1976–1982 годах они предприняли ряд вооруженных восступлений. При подавлении восстания в ходе штурма города Хама было убито более 10 тыс. человек. Однако в 2011-м исламистские силы решили взять реванш у правящей партии Баас. Большую часть этих земель сегодня контролируют правительственные войска, но значительные территории к северу от Хамы захвачены повстанцами. Большим разрушениям и грабежу подверглись античные города Апамея и Эбла, знаменитый музей мозаик в городе Маарат-аль-Нуман.
Хомс
Хомс — третий по величине (после Дамаска и Алеппо) город в Сирии. С 1960 по 2012 год его население выросло более чем в шесть раз и приблизилось к миллиону человек, четверть из которых составляли христиане. В 2011 году боевики заняли несколько кварталов в центре города. Только к маю 2014 года правительственным войскам удалось вытеснить повстанцев из Хомса. За три года боев в городе пострадало много кварталов с храмами и мечетями, большая часть населения уехала, 200 тысяч из которых — христиане.
Хомс находится примерно посередине между Дамаском и Алеппо, при слиянии долин Оронта и Бекаа. Люди здесь живут примерно с XXIII века до н.э. В 1274 году до н.э. в 20 км от города произошла знаменитая битва хеттов и египтян при Кадеше. В римское время город назывался Эмеса и был центром культа финикийского бога солнца Элагабала. Один из главных жрецов храма солнца в 218 году стал римским императором Марком Аврелием Гелиогабалом. В IV–VII веках это был важный христианский город, центр Эмеской митрополии. Уроженцем Эмесы был и знаменитый автор кондаков Роман Сладкопевец (ок. 485 — ок. 556), служивший впоследствии диаконом в Бейруте и Константинополе.
В Хомсе сохранились цитадель, старинные улицы. Для христиан особый интерес представляют два храма. Первый заложен в 432 году в честь святого Иулиана Эмесского, который был врачом-бессребреником и принял мученическую кончину около 284 года. Его мощи хранятся в этом храме в специальном саркофаге. В 1969–1970 годах в апсиде были открыты фрески, предположительно XII–XIII веков. Большая часть храма была расписана в 1970-е годы.
Вторая церковь в честь пояса Богородицы (Умм-аз-Зуннар — араб.) имеет более давнюю историю. Первая домовая церковь на этом месте была открыта еще в 59 году, возможно, тогда, когда апостол Фома принес части пояса Пресвятой Богородицы (по другой версии, пояс около 400 лет находился в Индии). Первый отдельный храм был построен в IV веке, а нынешний — в 1852 году. Несколько раз во время нашествия мусульман пояс Богородицы исчезал из храма. В 1953 году его обнаружили в специальном футляре под алтарем и поместили в придел церкви. В футляре есть окошко, поэтому можно хорошо разглядеть свернутые кольцом 75 см узкого пояса. К счастью, в 2012 году, когда в Хомсе шли бои, реликварий успели вывезти, но сама церковь сильно пострадала. 15 августа 2014 года пояс вернули в храм. Храм находится в совместном пользовании сиро-яковитов и Антиохийской Православной Церкви. Считается, что другие части пояса хранятся в монастыре Ватопед на Афоне, в Зугдиди (Грузия), в Прато (Италия), в храме Илии Пророка в Обыденном переулке в Москве и других местах.
Недалеко от линии противостояния правительственных войск с силами оппозиции расположен город Машрафа (Мишрифе), на окраине которого можно увидеть руины аморейского города Катна с царским дворцом площадью около 18 тыс. м2, построенным во II тысячелетии до н.э. Основанный выходцами из Месопотамии более четырех тысяч лет назад, он был открыт французскими археологами в 1920-е годы. Возобновленные в 1999 году раскопки были прерваны с началом гражданской войны.
Хама, Апамея, Мухрада
Расположенный на реке Оронт город Хама меньше Хомса, и в нем нет таких святынь. Хама упомянут в Библии как центр сиро-хеттского царства Хамат конца II — начала I тысячелетия до н.э. При Селевкидах (правящая династия, основанная Селевком — полководцем Александра Македонского) во II веке до н.э. он получил греческое название Эпифания. В византийское время был важным центром епископии. Как и в Дамаске, Большая мечеть Хамы построена в VIII веке на основании храма Юпитера и раннехристианской трехнефной базилики (сохранились фрагменты стен). Разрушенная в ходе освобождения города от исламистов в 1982 году, она была восстановлена к 2001 году. Православная церковь Введения Богоматери во храм, основанная в V веке, много раз перестраивалась (последний раз — в 1990-е годы).
В музее Хамы размещены античные находки: скульптура и знаменитая мозаика IV века с изображением древнего орга`на (найдена в 1968 году в селе Марьямин). Город знаменит своими нориями — древними гигантскими деревянными колесами, поднимающими воду для орошения садов. Традиция их возведения восходит к византийской эпохе.
В мухафазе (области) Хамы находятся памятники архитектуры и искусства разных эпох. Ниже по реке Оронт расположен античный город Апамея, отстроенный Селевком I около 300 года до н.э. и названный в честь его жены персиянки Апамы. Сохранились величественные руины этого значительного культурного центра и очага неоплатонизма, построенные преимущественно во II веке, стены с воротами, театр (крупнейший в Сирии), форум, храм богини случая Тихе, главная улица с вымосткой и уникальной колоннадой с витыми каннелюрами, дома горожан. До землетрясения и захвата персами в VI веке здесь было построено несколько церквей с напольными мозаиками.
Одним из первых епископов Апамеи был апостол от 70-ти Аристарх Фессалоникский. Окончательно город был покинут жителями в XII–XIII веках (по мнению большинства ученых, это произошло после набегов мамлюков, монголов, Тамерлана, когда изменились торговые пути и городское хозяйство пришло в упадок). В 1930 году в город приехали бельгийские археологи. Четыре года спустя в руинах храма с атриумом V–VI веков они обнаружили два реликвария, в которых когда-то хранились мощи святых Космы и Дамиана.
Один из храмов Апамеи, так называемый Восточный собор с планом в виде тетраконха (в раннехристианском и средневековом зодчестве тип центрического храма с четырехлепестковым планом), был заложен в V веке, но затем перестроен в 533 году, после землетрясений 526 и 528 годов. В этом соборе хранилась часть креста Господня. Во время турецкого правления в XVI веке в городе построен караван-сарай. Поскольку он сохранился лучше других зданий в Апамее, в 1976 году в нем открыли музей с мозаиками и находками.
В ходе гражданской войны в руках боевиков оказался и знаменитый музей в городе Маарат-аль-Нуман со скульптурой и мозаиками IV–VI веков, расположенный в крупнейшем в Сирии (площадь 7000 м2) караван-сарае XVI века. А также село Хаварти с монастырем (предположительно Архангела Михаила). Эта обитель была основана около 483 года архиепископом Фотием над одним из поздних митреумов (храм Митры) 360–380-х годов. Обнаруженный в 1996–1997 годах под полом церкви митреум сохранял превосходные фрески, ныне оказавшиеся под угрозой уничтожения. Напольные мозаики церкви 480-х годов были вывезены в Апамею и Дамаск.
Христианский город Мухрада, расположенный между Хамой и Апамеей, известен не только тем, что в нем родился Антиохийский Патриарх Игнатий IV (1921–2012), но и действующим монастырем Святого Георгия.
Недалеко от современной границы с повстанцами оказался и византийский дворцовый комплекс Каср-ибн-Вардан, построенный около 561–564 годов военачальником императора Юстиниана Велисарием. В возведенный из базальта и плинфы ансамбль кроме дворца входит базилика, перекрытая большим куполом, и казармы. В соседних деревнях сохранились уникальные дома с конусообразными крышами.
Побережье Средиземного моря
Берег Средиземного моря всегда играл огромную роль в различных сферах деятельности жителей Ближнего Востока. Не случайно еще восемь тыс. лет назад здесь возникло поселение городского типа Угарит. Во II тысячелетии до н.э. город попал под влияние Египта, а в XIV веке вошел в состав Хеттского государства. В XV веке здесь возник один из древнейших алфавитов, активно развивались разные виды искусства, в том числе сложная хрисоэлефантинная техника (сочетание золота, слоновой кости и др. материалов).
Побережье интересно христианам как земля, по которой могли ходить святые апостолы Петр, Павел и др. Здесь дольше сохранялось византийское правление. После 330-летнего арабского владычества в 968 году сюда опять пришли византийские войска. А после 1097 года в этих местах два столетия правили крестоносцы.
Неподалеку от разрушенного в XII веке до н.э. Угарита существовал город Рамита, заново отстроенный около 300 года до н.э. Селевком I и названный в честь его матери Лаодикеи. Ныне он называется Латакия и является четвертым по населению и главным портовым городом страны. Кроме гипподамова (с прямоугольными кварталами) плана и руин античных построек (тетрапортика, театра и др.) можно выделить две византийские церкви: Богородицы с мраморным иконостасом XVIII века и Ее чудотворной иконой и Святителя Николая с приделом Святого Моисея Абиссинского и иконами XVII–XVIII веков. Около 30% из 600-тысячного населения Латакии составляют христиане.
В расположенном к югу от Латакии Тартусе (Антарад, или Тортоса) находится крепость крестоносцев XII–XIII веков с донжоном (главная башня в европейских феодальных замках) и часовней. В 100 м от нее сохранился лучший в Сирии готический трехнефный собор Нотр-Дам, заложенный в 1120-е годы на месте и с использованием стен византийской церкви. По преданию, первую церковь здесь освятил апостол Петр. В построенной при императоре Константине еще одной церкви хранилась икона Богородицы, вместе с апсидой чудом избежавшая уничтожения при землетрясении в 487 году, но утраченная после XIII века. Собор Нотр-Дам после 1188 года был укреплен башнями, некоторое время использовался как мечеть, а ныне действует как музей. В 1990-е годы близ Тартуса, в Блемане, построен православный Успенский монастырь.
По дороге из Тартуса в Хомс, между горами Ливан и Нусария, расположена так называемая Долина христиан (Вади аль-Насара), в 27 из 32 деревень которой преобладает христианское население. Ставропигиальный мужской монастырь Святого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) основан в V–VI веках, предположительно императором Юстинианом. В нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. Главная церковь на третьем ярусе построена в 1857–1860-е годы. Ее иконостас, написанный в Дамаске в конце XIX века, считается самым большим в Сирии. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн X.В прямой видимости от монастыря на горе расположена крепость крестоносцев Крак-де-Шевалье (Калъат-эль-Хусн). Она включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В той части его укреплений, которую построил орден госпитальеров между 1144 и 1267 годами, сохранилась готическая часовня с фресками XII века.
Ближе к побережью расположены другие крепости: цитадель Салах ад-Дина (Калъат-Сайун), основанная византийским императором Иоанном Цимисхием около 975 года и укрепленная крестоносцами и Салах ад-Дином в XII веке. Крепость Маргат (Калъат-Маркаб) с готической часовней конца XII века, построенная в 1186–1270 годах госпитальерами, Белый замок крестоносцев (Сафита) с церковью Архангела Михаила XII века.
Начиная с XIII века крестоносцы сдавали свои позиции мусульманским завоевателям. В 1271 году пал Крак-де-Шевалье, в 1285-м — Калъат-Маркаб, в 1287-м — Латакия, в 1291-м — Тартус. Последней в 1302 году пала крепость на острове Арад (Арвад).
Совместный проект «Журнала Московской Патриархии» и «Большой российской энциклопедии»