выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Аналитика
Николай, епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский, главный редактор «Журнала Московской Патриархии»
ЖМП № 10 октябрь 2021 /  8 ноября 2021 г. 17:00
версия для печати версия для печати

Николай, епископ Балашихинский и Орехово-Зуевский, главный редактор «Журнала Московской Патриархии»: «Двигаться вперед, помня о прошлом»

ИСТОРИЯ «ЖУРНАЛА МОСКОВСКОЙ ПАТРИАРХИИ» — ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЕСЯТИЛЕТИЙ

Девяносто лет назад началась история главного печатного органа Русской Православной Церкви. Тогда, в сложнейшие годы истории нашего Отечества, издание журнала для Церкви казалось, пожалуй, чем-то почти немыслимым. Были живы люди, с восторгом встретившие революционную эпоху, закрытие храмов и первые гонения. Тогда, в далеком 1931 году, еще не поднялась новая страшная волна преследования за веру, но Церковь уже жила предчувствием кровавых расправ. И именно тогда началась история «Журнала Московской Патриархии»: редакция делала свои первые осторожные шаги в церковной публицистике; нужно было выработать концепцию, найти стиль издания, сделать узнаваемым его лицо. PDF-версия.

Сложные задачи стояли на повестке дня Церкви в то время, и несомненным действием Промысла Божия начало издания единственного (и единого) для всей Русской Церкви журнала произошло именно тогда, когда любые усилия по объединению Церкви были важны, когда печатное слово о вере становилось проповедью, нередко заменявшей запрещенную тогда проповедь с церковного амвона. Сейчас, вглядываясь в историю нашей Церкви в ХХ веке, мы видим, что страницы «Журнала Московской Патриархии» и были на протяжении десятилетий тем «амвоном», с которого доносились слова о Христе, о Евангелии, о вере православной и до наших соотечественников, и до православных христиан за пределами Советского Союза. 

Журнал говорил с читателем эзоповым языком; журналистское слово было разбавлено необходимым для той эпохи набором условностей советского времени. Сегодня нам, живущим в условиях личной и общественной свободы, при отсутствии цензуры, трудно себе представить, под каким гнетом существовала Русская Церковь в советский период. Нам нужно с благодарностью и почтением взирать на наших предшественников, на тех верных служителей Церкви, которые в годы воинствующего безбожия занимались изданием ее единственного печатного органа. Издатели видели его главное предназначение — говорить о том, что Церковь жива, о том, что она не сдается под давлением власти, о том, что она продолжает выполнять свое главное предназначение — приводить людей ко Христу. И пусть наша сыновняя благодарность и молитва об их упокоении будет всегда частью нашего служения. 

Девяносто лет — серьезный срок для любого печатного издания. Не так много сейчас существует журналов или газет, которые отсчитывают свою историю с первой трети XX века. Можно сказать, что для нашей Церкви «Журнал Мос­ковской Патриархии» — не просто официальное издание на протяжении десятилетий, но зеркало истории Русской Православной Церкви в трагическом XX веке и в сложном для поиска веры XXI. История Церкви Русской — это свидетельство о том, чем она была жива, что составляло суть ее актуального для конкретной эпохи служения, на какие вызовы времени приходилось отвечать иерархам и духовенству. Обо всем этом мы можем судить теперь, беря в руки номера журнала, которых было издано почти тысяча за эти годы. Важный момент — именно священнослужители были и остаются сейчас главными читателями журнала. Именно для них было когда-то задумано это издание, и в нашу эпоху своей первоочередной задачей мы видим развитие этого направления. За последние десятилетия появилось множество периодических церковных изданий. К человеку, ищущему ответы в Церкви на свои вопросы о смысле жизни и желающему открывать в ней для себя что-то новое, обращены сотни печатных и электронных средств массовой информации, церковные каналы радио и телевидения. Но задача «Журнала Московской Патриархии» — обращаться к пастырю, к священно­служителю, помогать ему в его приходской практике. Современная жизнь ставит перед священником множество непростых вопросов, а весьма обширная социальная деятельность нашей Церкви, устрояемая трудами Святейшего Патриарха Кирилла и епископата, находит явные и необходимые проявления в каждом приходе. На страницах «Журнала Московской Патриархии» каждый епископ, священник, диакон, монашествующий и приходской работник должен находить важные, насущные, актуальные для себя материалы. Это именно то, что нам видится первоочередным в работе редакции журнала и требует приложения сил и творческого потенциала.

8 ноября 2021 г. 17:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00