Современные иконы и ретрофото Валаама, образы земной кончины и обряд венчания глазами историков К Святкам ведущие столичные музеи, традиционно устраивающие выставки православного искусства,порадовали экспозициями практически на любой вкус — выстроенными как академически, таки по современной интерактивной методике. «Журнал Московской Патриархии» советует, на что в них стоит обратить особое внимание. PDF-версия
24 января 2020 г. 10:00
Прошлым веком на Чулыме Авторы документального цикла, частью которого стала эта работа, реализуют давнюю идею запечатлеть на большом экране несколько сюжетов о подвижниках благочестия ХХ столетия в четырех разных пределах Красноярского края. Ранее съемочная группа побывала на востоке (в Канске) и на юге (в Минусинске) региона. Экспедиция на запад, в Ачинское благочиние, на живописные берега Чулыма, стала возможной после победы заявки Издательского дома «Восточная Сибирь» в международном грантовом конкурсе проектов «Православная инициатива». Впереди — визит на север, в Енисейск и Туруханск, где в прошлом веке отбывали ссылку многие арестованные по так называемым делам церковников. PDF-версия
17 мая 2019 г. 14:50
Валаам в объективе Валаам Александра Львова — это прежде всего природа северной островной обители. Разглядывая его снимки, слышишь, как колючий ветер забрасывает пригоршнями снега стройные сосны на ладожском берегу («Метель), как бьются друг о друга колкие ледышки на водной глади («Шуга») и как медленно и неумолимо сковывает озеро могучий панцирь («Первый лед»). Монастырская архитектура здесь — отнюдь не первая скрипка. Она деликатно аккомпанирует главной теме, не вмешиваясь в ее созвучия и не оспаривая ее первенства. PDF-версия
21 ноября 2018 г. 13:50
У нас нет никого ближе друг друга Год назад, 11 марта 2024 года, скончался представитель Сербской Православной Церкви при Патриархе Московском и всея Руси, настоятель возрожденного Сербского подворья в Москве епископ Моравичский Антоний (Пантелич). Отпевание в Храме Христа Спасителя совершили Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Патриарх Сербский Порфирий. Преемником епископа Антония Синод Сербской Церкви назначил епископа Ремезианского Стефана. По прошествии года служения в Москве епископ Стефан рассказал «Журналу Московской Патриархии» о своем пути и сербских святых, а также о приснопамятном епископе Антонии, ситуации в Косово и уврачевании раскола с Македонской Церковью. PDF-версия.
24 марта 2025 г. 15:00
Митрополит Зарайский Константин: «Не стоит недооценивать Африку» Патриарший экзархат Африки был образован решением Священного Синода Русской Православной Церкви 29 декабря 2021 года. Решение было напрямую связано с тем, что группа африканских священников (более 100 человек) обратилась в Московский Патриархат с просьбой принять их в юрисдикцию Русской Православной Церкви. С тех пор Русская Церковь окормляет несколько сотен африканских общин в разных странах и все больше людей обращаются в православные храмы. С октября 2023 года в статусе исполняющего обязанности, а с февраля 2024 года в утвержденном статусе Патриаршим экзархатом Африки управляет митрополит Зарайский Константин. О том, что удалось сделать за год, о направлениях деятельности Экзархата и особенностях служения в Африке владыка Константин рассказал «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.
7 февраля 2025 г. 18:00
Архиепископ Корейский Феофан. Российская духовная миссия в Корее: прошлое, настоящее, будущее Миссионерская активность Русской Православной Церкви в XVIII и XIX веках достигла небывалого роста, что было связано с необходимостью освоения присоединенных в XVI–XVII веках земель Сибири и Дальнего Востока. Православные русские проповедники появлялись на новых территориях Российского государства вместе с продвижением русских военных и переселением гражданского населения. Подвижническими трудами святителя Иннокентия Иркутского, преподобного Макария (Глухарева), преподобного Германа Аляскинского, святителя Иннокентия Московского ко Христу были обращены целые народы. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви не ограничивалась исключительно российской территорией. За пределами Российского государства были открыты и успешно функционировали духовные миссии на Ближнем и Дальнем Востоке — в Персии, Китае, Японии. В конце XIX века была открыта Российская духовная миссия в Корее, которая стала самой молодой по дате своего основания. PDF-версия.
10 октября 2024 г. 15:00
|
![]() Несомненно, концепция диффамации религий позволяет реализовать системный подход в плане предоставления защиты права на свободное исповедание религии не только отдельным лицам, а группам лиц — приверженцев определенных религий и систем религиозных взглядов. Вместе с тем данная концепция требует особой осторожности при ее применении на практике, чтобы из средства защиты фундаментального права человека она не была превращена в средство подавления, дискриминации и физического или психологического насилия религиозного большинства над представителями религиозных меньшинств.
протоиерей Александр Абрамов
23 июня 2011 г. Мы продолжаем обсуждать тему пастырского "выгорания", заявленную протоиереем Павлом Великановым в январском номере "Журнала Московской Патриархии", и предлагаем вашему вниманию размышления о его причинах и о том, как можно его избежать.
22 июня 2011 г.
Как известно, Америка - страна эмигрантов, и национальные общины играют важную роль в жизни общества. Православие также остается разделенным на национальные юрисдикции. В полной мере «американской» Церковью можно назвать, пожалуй, лишь одну из самых небольших юрисдикций — Православную Церковь в Америке. Почему так получилось? Об этом размышляет доктор богословия протоиерей Михаил Аксенов-Меерсон.
протоиерей Михаил Аксенов-Меерсон
21 июня 2011 г. В 70-е годы XIX века имя игумении Антонии (Троилиной) было широко известно в столичных церковных кругах. Воспитанница митрополита Филарета (Дроздова) и игумении Марии (Тучковой) мать Антония умелой рукой управляла Алексеевской обителью. При ней монастырь достиг своего подлинного расцвета, стал своего рода школой будущих игумений.
6 июня 2011 г.
В последний день памятного Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 года был поднят вопрос о соотношении присутствующих в Уставе Русской Церкви понятий «Поместный и Архиерейский Собор» и о соотношении обозначаемых ими явлений. Затем этот вопрос был рассмотрен одной из комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, результатом которого стал обсуждаемый сегодня документ «Место Поместных и Архиерейских Соборов в системе церковного управления». По этому вопросу хотелось бы поделиться некоторыми размышлениями.
Алексей Беглов
3 июня 2011 г. Существование Православной Поместной Церкви связано с территориальным фактором. Область, на которую распространяется правительственная, судебная и вообще административная власть данной Поместной Церкви, составляет ее каноническую территорию. Этот принцип предполагает взаимное уважение к правам каждой Церкви на ее деятельность в пределах данной территории, регулируемой каноническими нормами о невмешательстве епископата одной Церкви в дела другой.
протоиерей Александр Задорнов
3 июня 2011 г. Почти каждый день в святцах мы встречаем имена Новомучеников и Исповедников Российских. Для Церкви их святость — непреложный факт. Однако в обществе существует точка зрения, согласно которой эти люди пострадали не за веру, а за антисоветские убеждения.
священник Александр Мазырин
3 июня 2011 г. Существует ли православная мода? Начало спору положил недавний показ женской одежды в ювелирном доме «Эстет». Реакция общественности была бурной. Несмотря на взвешенную позицию организаторов, вдумчивого разговора о том, что же такое православная мода, не получилось.
Алексей Реутский
27 мая 2011 г. Погибшего в авиакатастрофе под Смоленском Анжея Пшевожника, бывшего руководителя совета охраны памяти при польском правительстве, принимавшего участие в создании польской части мемориала в Медном, удивило, что на российской части этого мемориала нет ни одного православного креста. Российские чиновники ответили ему: нашим людям это не нужно, там же не одни православные расстреляны. Это краеугольная проблема современной государственной мемориальной политики. Псевдотолерантность, помноженная на безграмотность и беспочвенность.
Игорь Гарькавый
27 мая 2011 г. Уже не один год на островах Соловецкого архипелага регулярно и без всякого на то официального разрешения собираются различные люди, которые занимаются, по их словам, йогой, эзотерической практикой, исследованием воздействия лабиринтов на психофизиологические характеристики человека. Материалы об этом открыто выложены в Интернете. На заповедных островах эти «йогеры» жгут костры, ставят палатки, проводят сомнительные оздоровительные практики и псевдонаучные эксперименты...
Вячеслав Столяров
24 мая 2011 г. ...Нельзя обойти молчанием и ценнейшее и единственное в России собрание христианских памятников Эфиопии, одного из древнейших государств мира — Абиссинии, чью государственность возводят к библейским временам царя Соломона и царицы Савской. Кресты, иконы, рукописи, миниатюры, памятники прикладного искусства, магические свитки и многое другое составляют целый музей в музее, который в будущем неизбежно станет первым в стране научным центром по изучению этой культуры.
Ирина Шалина
12 мая 2011 г. Альманах «Богословские труды» стал «брешью» в атеистической системе, единственным на долгие годы периодическим богословским изданием. Правда, работ современных авторов было сравнительно немного. О чем можно и о чем нельзя было прочесть на его страницах, пишет ответственный секретарь редколлегии «Богословских трудов».
Евгений Полищук
11 мая 2011 г. В 2010 году несколько церковно-приходских школ Тамбовской епархии прошли государственное лицензирование и получили статус учреждений дополнительного образования. Это, безусловно, отрадный факт, ведь такая «легализация» позволяет сделать православное образование более престижным, дать возможность для его развития и привлечь в церковноприходские школы больше высококлассных специалистов. Пока подобные примеры в епархиях Русской Православной Церкви единичны.
5 мая 2011 г.
Каждый год оргкомитет объявляет ведущую тему, в рамках которой составляются задания. Тема первой олимпиады была посвящена подвигу Новомучеников и Исповедников Российских в ХХ веке, тема второй олимпиады — «Православные праздники». В этом году олимпиада посвящена ратному подвигу в православной традиции.
Марина Пахолкина
5 мая 2011 г. Нетерпимость и дискриминация по отношению к христианам могут выражаться не только в виде прямого физического насилия. Всё чаще нарушение прав христиан происходит в рамках существующих правовых систем. В Европе, культура которой основывается на христианских ценностях и традициях, христианство вытесняется из публичной сферы. Защита христианской идентичности Европы становится одной из форм борьбы с христианофобией.
Вахтанг Кипшидзе
29 апреля 2011 г. |
![]()
|