выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковь
14 февраля 2011 г.
версия для печати версия для печати

Новая специальность - храмостроитель

Должен ли архитектор, проектирующий культовые здания, обладать специальными знаниями в области храмостроительства? Ответить на этот вопрос попытались организаторы проходившей в начале февраля в Москве выставки «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя».

По статистике, в России на один православный храм приходится 11 600 человек. О необходимости расширения культового строительства сегодня говорят как иерархи Русской Православной Церкви, так и представители федеральной и местной властей. Один из самых распространенных вопросов, которые возникают в этой связи, относится к подготовке священнослужителей для новых храмов. Но прежде необходимо найти ответ на другой вопрос - где взять квалифицированных архитекторов, способных выполнить проект храма в соответствии с традицией и учетом современных изменившихся реалий.

Бум культового строительства, которым были отмечены 90-е годы прошлого века, наглядно показал, что далеко не каждый архитектор способен спроектировать храм так, чтобы его творение действительно отвечало канонической эстетике Дома Божьего. Именно в это время наряду с замечательными образцами церковного зодчества появились культовые здания, резко диссонирующие с традициями храмовой архитектуры. Сложившаяся ситуация стала причиной появления в академических архитектурных кругах идеи создать в рамках существующей образовательной программы подготовки архитекторов новую специальность «архитектор-храмостроитель».

Работа по формированию нового образовательного стандарта началась на факультете архитектуры Государственного университета по землеустройству. На сегодняшний день коллективом ГУЗа написаны учебники, лекционные курсы, сформированы методические материалы. На повестке дня - утверждение нового стандарта на высоком официальном уровне. Однако еще до утверждения нового стандарта работа в русле новой специальности проходит не только в теории, но и на практике. К примеру, в ГУЗе уже существуют специальные курсы по храмовой архитектуре, а проектирование культовых сооружений становится темой курсовых и дипломных работ студентов.

Своего рода презентация усилий университетской корпорации по популяризации специальности «архитектор-храмостроитель» прошла в Центральном Доме Архитектора в рамках завершившейся накануне выставки студенческих работ «Архитектура храмов и образование архитектора-храмостроителя». Концепция выставки была основана на методике преподавания курсов по храмовой архитектуре в ГУЗе. Организаторы экспозиции выстроили ее структуру по этапам образования архитектора-храмостроителя – от созерцающего красоту памятника архитектуры первокурсника до самостоятельно работающего дипломника – и тем самым предоставили посетителям возможность охватить все логические разделы эволюции церковного зодчего.

Как уже было сказано, первый этап становления храмового архитектора предполагает знакомство с красотой архитектурных форм храмовых зданий и приобретение навыков художественного отражения образа. На втором этапе студенты изучают мировой архитектурный опыт и готовят по результатам курса итоговые работы: альбомы, зарисовки, аналитические материалы в форме проектной графики, объемные и рельефные макеты. Третий этап включает в себя практическое осмысление мирового опыта, когда студенты под руководством педагогов работают над проблемами истории и теории архитектуры и помогают старшим коллегам в их научных изысканиях. На четвертом этапе студенты под научным водительством преподавателей занимаются курсовым проектированием и участвуют в различных творческих конкурсах. На выставке были представлены результаты двух конкурсов – на здание (православный храм или часовня в г. Борисоглебск) и на архитектурную деталь (храмовый светильник). Наконец, на пятом этапе студенты готовят дипломную работу по конкретному храмовому проекту, реализуя в ней все полученные знания.

Выставка продемонстрировала, что сегодня существуют все предпосылки для открытия новой архитектурной специальности. Насколько она будет востребована среди нового поколения архитекторов? По оценкам экспертов, она вряд ли станет массовой. «Скорее всего, это будут избранные люди, скорее всего, верующие, которые будут отдавать себе отчет в том, чем им предстоит заниматься», - отмечает заместитель председателя Совета УМО высших учебных заведений по образованию в области архитектуры Николай Метленков. Разработчики нового стандарта надеются, что в обсуждении принципиальных деталей стандарта примут участие представители Русской Православной Церкви.

Храмовое зодчество во все времена являлось образующей гранью архитектуры. Именно оно во многом создает историко-культурный облик эпохи. Создаваемые храмы не должны быть мертвыми клонами зданий предшествующих столетий. Не могут они строиться и в противоречии с тысячелетними канонами. Перед современным храмоздателем стоит сложная проблема - в условиях векового разрыва с традицией найти тот срединный путь, который выведет современное храмовое искусство на новый, органичный уровень развития. Воспитание храмостроителя-профессионала, свободно творящего в рамках существующей традиции, - задача нового образовательного стандарта.

Фоторепортаж Алексея Реутского

14 февраля 2011 г.
Ключевые слова: архитектура
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Между Москвой и Троице-Сергиевой лаврой
В следующем году исполняется 45 лет со дня основания художественно-производственного предприятия Русской Православной Церкви «Софрино». Это уникальное производство, не имеющее аналогов ни в России, ни за рубежом, является крупнейшим производителем предметов церковного обихода, ассортимент которых насчитывает свыше 2,5 тысячи наименований. Здесь не только изготавливают иконы, облачения, различную церковную утварь, предметы художественного и ювелирного искусства, занимаются разработкой архитектурных проектов храмов и часовен, их внутренним убранством, выполняют уникальные индивидуальные заказы. «­Софрино» также является известным и авторитетным центром реставрации старинных предметов церковного искусства. История этого предприятия началась задолго до открытия в 1980 году в подмосковном поселке Софрино его первых производственных корпусов. PDF-версия.    
24 декабря 2024 г. 15:30
Митрополит Курский и Рыльский Герман: «В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом»
В августе этого года Курская область подверглась нападению украинских боевиков, в результате чего погибли десятки и пострадали сотни людей. Из приграничных городов и сел, по разным оценкам, было эвакуировано свыше 140 тысяч местных жителей. С первого же дня помощь пострадавшим стала оказывать Русская Православная Церковь в лице Курской епархии и Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. Как она была организована, какие задачи приходилось ­решать? Об этом и о своем архипастырском пути — служении в Якутии в начале 1990-х, о встречах с насельницами дореволюционной Дивеевской обители — «Журналу ­Московской Патриархии» рассказал митрополит Курский и Рыльский Герман. PDF-версия.  
13 декабря 2024 г. 14:00