выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Культура
фото с сайта dionisy.com
2 сентября 2011 г. 15:46
версия для печати версия для печати

Завершились уникальные 30-летние работы по сохранению фресок Дионисия в Ферапонтовом монастыре

Российские раставраторы к началу сентября завершили начатые еще в 1981 году работы по сохранению (консервации) росписей выдающегося русского иконописца Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Уникальный ансамбль фресок и икон в главном храме монастыря был создан Дионисием и его двумя сыновьями в 1502 году, площадь стенописи собора составляет около 600 квадратных метров. За все время с момента создания росписи ни разу не поновлялись, это - единственная дошедшая до наших дней стенопись Дионисия.

«Основными результатами 30-летнего этапа работ в Рождественском соборе  Ферапонтова монастыря является выполненная по уникальной, специально разработанной методике практическая консервация стенописей и создание системы поддержания температурно-влажностного режима, обеспечивающего их сохранность», - сообщили ЦВ в Государственном научно-исследовательском институте реставрации (ГосНИИР). Именно специалисты ГосНИИР сыграли ведущую роль в сохранении фресок монастыря.

Благодаря проведенным научным исследованиям удалось также определить использованные Дионисием красочные пигменты и технологию исполнения росписей. Были прочитаны многочисленные надписи на фресках, которые дали ключ к идентификации отдельных фигур святых и многофигурных композиций.

Кроме того, в ходе работ впервые была введена штатная должность хранителя собора, в задачи которого входят ежедневные осмотры фресок и наблюдения за температурно-влажностным режимом (системой подогрева полов).

Как отметили в ГосНИИР, зарубежные и отечественные организации и специалисты высоко оценивают реставрацию фресок Ферапонтова монастыря. Сессия ЮНЕСКО в 2000 г. внесла монастырь в список Всемирного наследия.

Примечательно, что грандиозные реставрационные работы завершились в год столетия со дня выхода большой монографии В.Т. Георгиевского «Фрески Ферапонтова монастыря» (1911 г.), ставшей первой работой, посвященной росписи Дионисия. После выхода этой книги в России последовало множество других исследований на эту тему...

Тогда же, ровно сто лет назад, Георгиевский заканчивал свою монографию следующими словами: «Мы не можем забыть о том печальном положении, в каком находится в настоящее время эта художественная роспись. Обветшавший, заброшенный в течение двух столетий храм грозить рухнуть, и тогда этот единственный сохранившийся в такой значительной полноте драгоценный памятник славного прошлого нашего искусства может безвозвратно погибнуть! Хочется верить в культурные силы общества, что оно немедленно примет все меры к тому, чтобы сберечь это художественное сокровище, это высокое художественное произведение, могущее стать источником вдохновения для многих поколений русских художников».

2 сентября 2011 г. 15:46
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Статус благочинного в Российской империи
Русская Православная Церковь в последние десятилетия по праву является одним из наиболее значимых объектов исследовательского интереса в области гуманитарных наук. Изучаются разные аспекты ее деятельности: догмат, обряд, внутреннее управление и внешние сношения, памятники духовной и материальной культуры, свидетельствующие о ее прошлом. «Журнал Московской Патриархии» публикует статью иерея Вячеслава Новака, кандидата богословия, благочинного церквей Люберецкого округа Подольской епархии Московской митрополии, настоятеля Преображенского собора города Люберцы, которая касается вопросов внутреннего церковного управления, представляющихся важными не только в историко-­культурной и познавательной, но также и в практической перспективе. PDF-версия.  
23 июля 2024 г. 17:00
Святой благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский
Личность святого благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского, жившего в XII столетии, как это ни удивительно, и сегодня продолжает вызывать споры, причем не только среди историков, но и среди политиков. Особенно усердствуют по этой части ревнители вульгарного политического украинства, которые безграмотно ­экстраполируют на события почти девятисотлетней давности реалии современных российско-украинских отношений и пытаются представить действия князя Андрея как якобы первый эпизод агрессии «москалей» против Украины. К сожалению, уровень исторической безграмотности многих наших современников таков, что подобные бредни, на которые гимназист начала ХХ века не обратил бы никакого внимания, сегодня приходится специально опровергать. В то же время споры вокруг фигуры Андрея Боголюбского, не утихающие и сегодня, спустя 850 лет после его кончины, красноречивее всего свидетельствуют и о масштабе личности Владимиро-Суздальского князя, и о его выдающейся роли в развитии русской государственности, и о его непреходящем значении для Русского Православия. PDF-версия.
3 июля 2024 г. 13:00