iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
Фото atlantidafilm.ru
14 августа 2015 г. 17:00
версия для печати версия для печати

В храме святителя Николая в Котельниках представили фильм «Атлантида Русского Севера»

В храме святителя Николая в Котельниках режиссер Софья Горленко и сценарист Глеб Кузнецов представили свой документальный  фильм «Атлантида Русского Севера». Картина рассказывает о жизни сельского населения  Вологодской и Архангельской областей, как оно видит возрождение своей малой родины и почему вместе с волонтерами восстанавливая разрушающиеся шедевры деревянного зодчества. За полтора часа авторы фильма погружают зрителя в необычную атмосферу красоты Русского Севера, его прекрасной природы, в мир народного творчества и трагедии стремительно разрушающихся православных храмов. Производство картины стало возможно благодаря «народному финансированию» на краудфандинговой платформе Planeta.ru

На первый взгляд может показаться, что в фильме отсутствует позиция авторов, и только главным персонажам предоставлена полная свобода высказать свою точку зрения. Однако по словам Глеба Кузнецова, герои фильма размышляли на разные темы, но при монтаже отбиралось лишь то, что касалось непосредственно центральной линии сюжета: почему эти люди продолжают жить на своей земле,  оказавшись на обочине мировой цивилизации и досочка по досочке восстанавливают храмы? 
Ответ такой: они ощущают себя частью иной культуры, подобно сказочной Атлантиде,  уходящей в небытие и как исток, питающей то духовное и материальное пространство, которое называется сегодня - Русский мир. Герои фильма вспоминают, как еще 30-40 лет назад в этих местах кипела жизнь, сколько было сел и деревень, какие леса стояли в округе. «Наш район соседи называли «царство белого гриба»,- вспоминает 85-и летняя бабушка. - А теперь весь лес вырубили и грибов не осталось». И тут же оптимистично заявляет: «Но все равно все наладиться, вот увидите». В чем истоки этого оптимизма, как бы спрашивают сами себя авторы картины и на протяжении всего фильма ищут ответ на этот вопрос.
«Мы наблюдаем два процесса, - говорит Глеб Кузнецов. - С одной стороны разрушения активно продолжаются, стремление людей к материальному достатку стимулирует их миграцию в города. Но есть и духовные мотивы, по которым кто-то из города едет на пмж в эти вымирающие села. И пока невозможно сказать, какое из этих направлений победит». 
В одном из сюжетов зритель видит молодую семью, которая перебралась в одну из таких деревень из Питера, чем удивила местных жителей и даже вызвала настороженное внимание участкового:
-Зачем вы приехали сюда?
-Чтобы жить. Нам тут нравится.
-Что здесь может нравиться?- удивился полицейский.
Действительно, что может нравиться в этом медвежьем углу, где нет хороших дорог, не всегда есть электричество, мороз в ноябре под 35, нет магазинов, медицинских пунктов, школ и развлекательных центров? Это хорошо понимает лишь тот, кому знакомо чувство прекрасного, чья душа ищет тишины, живя в гармонии с Богом, а материальные ценности вторичны.    
-Храмы на Русском Севере и погосты как блок -посты,- говорит в фильме один из реставраторов,- не будет их, придет кто-то другой и скажет нам — спасибо, до свидания, освободите территорию.
-Поэтому мы наши храмы «лечим», -говорит другой.
-Мы не достойны касаться этих святынь, но кроме нас восстановить их больше некому, поэтому делаем что можем, - добавляет третий.
Но всех их объединяет одна мысль — если храмы будут стоять и в них будет звучать молитва, село не умрет. И то, какое будущее у этой прекрасной у Атлантиды Русского Севера сейчас во многом зависит не только от тех, кто на ней живет, но и тех, к кому обращен этот фильм.
Напомним, что желающие могут посмотреть этот фильм еще 22 августа в 20 часов по адресу: храм  св.Николая в Котельниках: 1-й Котельнический пер., д.8, м.Таганская

Просьба подтвердить свое участие по телефону: +7-968-867-19-85 (Екатерина Васина), или по эл.почте: hram@pccsm.ru

 

14 августа 2015 г. 17:00
Ключевые слова: культура, кино
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи