iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Архимандрит Лука (Головков): «У наших выпускников не спрашивают диплом — их работы говорят сами за себя»
Ровно 30 лет назад Московская духовная академия стала первым учебным заведением, объявившем о профессиональной подготовке иконописцев. За это время Иконописная школа академии выпустила несколько сотен дипломированных специалистов. Выпускники школы, в 2019 году преобразованной в иконописный факультет, трудятся в мастерских известных монастырей, возглавляют бригады по церковному убранству крупных храмов-новостроек, преподают церковное искусство в ведущих высших духовных учебных заведениях. На вопросы «Журнала Московской Патриархии» отвечает декан факультета архимандрит Лука (Головков), несущий это послушание уже 27 лет и в ноябре 2020 года переизбранный Ученым советом академии на эту должность. PDF-версия.
30 декабря 2020 г. 14:45
Новости
Художник-реставратор А. А. Горматюк и замдиректора ВХНРЦ им. Грабаря  С. Ф. Вигасина.  Фото предоставлено отделом по научно-методической работе ВХНРЦ.
11 октября 2013 г. 18:12
версия для печати версия для печати

Грабаревские чтения VIII: праздники и будни реставраторов

9-10 октября 2013 года во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства состоялась конференция «Грабаревские чтения VIII» по истории и проблемам реставрации, посвященная 95-летию Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. И.Э.Грабаря (ВХНРЦ). В ней приняли участие реставраторы, художники и деятели искусства из разных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Астрахани, Архангельска, Новосибирска. Выступавшие затронули различные аспекты работы реставраторов, познакомили слушателей с рядом научных разработок, историей реставрации уникальных экспонатов. Прозвучали доклады о реставрации произведений церковного искусства, станковой темперной и масляной живописи, восстановлении тканей и текстиля, изделий из камня, кожи и слоновой кости. Параллельно с конференцией в зале работала выставка произведений искусства, отреставрированных сотрудниками ВХНРЦ для коллекций ведущих российских музеев.

Целый ряд выступлений был посвящен реставрации икон. Живой интерес вызвал доклад Адольфа Овчинникова о новгородской иконе первой трети XV века «Страшный суд» из собрания Смоленского музея-заповедника, над восстановлением которой он работал. За несколько столетий икона была «записана» несколькими слоями красок, что привело к ее существенному искажению. Когда, после удаления верхних слоев открылось подлинное изображение, реставратор сделал заключение, что прежняя датировка (XVI век), нуждается в коррекции. Икона, выполненная, как выяснилось в новгородской манере письма, оказалась древнее на целое столетие. Тема Страшного суда - весьма распространенная в иконописи. Люди всегда пытались найти ответы на вопросы о воздаянии и Божественной справедливости. В каждом следующем поколении попытки ее отображения приобретали новые штрихи, отражали конкретные события, происходившие в ту или иную эпоху. По мнению Овчинникова, икона написана незаурядным живописцем и глубоким богословом, который смог ярко отразить в письме всю сложность и разнообразие жизни Новгородской республики в XV веке.

О реставрации икон также рассказали художник-реставратор Сергей Савин (ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря) «Атрибуция иконы “Богоявление” из собрания Ивановского областного художественного музея»; старший научный сотрудник отдела реставрации темперной живописи Мария Трубачева (ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря) «О вновь открытой иконе 1848 года живописца Федора Рыбакова»; хранитель отдела научной экспертизы центра им Грабаря Анастасия Жукова (ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря) «Житейные иконы преподобного Сергия Радонежского и история их изучения» и др.

Доклад художников-реставраторов ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Анны Павловой и Татьяны Селичевой «Особенности реставрации тканевых покрытий церковных книг» был посвящен рассказу о сложном процессе реновации переплета двух Евангелий из Ярославского и Новгородского государственных музеев. Слушатели смогли узнать, как выбирается методика удаления пятен и загрязнений, как проводится общая водная очистка, как происходит дублирование ткани, с учетом ее монтажа обратно на книгу, и т.д. Выяснилось, что при реставрации переплетных покрытий необходимо учитывать специфику ткани, которая имела не самостоятельное значение, а применялась в качестве обложки книги, и несла не только декоративную, но и защитную функцию. Здесь, по мнению докладчиков, особое значение приобретает пристальное внимание к работам по укреплению имеющихся разрывов, сечений и утрат, тщательной фиксации ткани на дублировочном материале.

Старший научный сотрудник отдела реставрации тканей ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря Александр Силкин представил вниманию собравшихся доклад на тему «Вклады лицевого шитья царицы Марии Федоровны Нагой: исследования и реставрация». Отметив важную роль церковных мастеров в работе с тканями, он напомнил, что отдел реставрации тканей уходит корнями к Мастерской по ремонту древнерусского шитья, созданной в 1919 году при Комиссии охраны памятников искусства и старины. Мастерская располагалась в Троице-Сергиевой лавре, ее первыми сотрудниками стали послушницы закрывшегося Вознесенского монастыря в Кремле, швеи лаврской ризницы. Еще до революции они трудились под руководством таких специалистов, как Н. Л. Шабельская, Т. Н. Александрова-Дольник, граф Ю. А. Олсуфьев. В 20-е годы под их работу была подведена научная база: при участии И. Э. Грабаря, И. Е. Бондаренко, священника Павла Флоренского были выработаны основные принципы реставрации тканей. «Поскольку приоритет работы отдела — реставрация шитья, в первую очередь, именно церковного, то преемственность в передаче опыта и мастерства, в данном случае, приобретает огромное духовное значение», - подчеркнул Александр Силкин.

Подводя итоги юбилейных мероприятий, заместитель директора ВХНРЦ им. Грабаря Светлана Вигасина отметила, что конференция оказалась очень своевременной. «Гости юбилейных торжеств смогли ознакомиться с результатами наших трудов за последние годы. Отдельно хочется отметить представленный на выставке большой блок холмогорской иконы, над которой центр работал более 10 лет. В результате мы теперь приблизились к пониманию того, какая культурная среда сформировала Михаила Ломоносова. Здесь представлено собрание отреставрированных нами холмогорских икон XVI – XVII века, которые могут показать, насколько русский Север уже тогда был богат культурными памятниками» — сказала она. По мнению Вигасиной, «Грабаревские чтения» стали настоящим праздником реставраторов, который собрал лучших представителей данной профессии. В сотрудничестве с департаментом культуры Москвы реставраторы продолжают решать свои задачи: восстанавливать, сохранять и передавать будущим поколениям культурное наследие страны.

Выставка во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства продлится до 16 октября.

11 октября 2013 г. 18:12
Ключевые слова: иконопись, реставрация
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи