iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Наум Клейман: «Эйзенштейн снял фильм о святом»
Когда в 2008 году путем голосования святой благоверный князь Александр Невский был выбран «Именем Россия», не в последнюю очередь на это повлиял снятый в далеком 1938 году Сергеем Эйзенштейном фильм «Александр Невский». Это кино сразу вошло в народное сознание. До нас мало дошло исторических сведений об эпохе, в которую жил великий князь, поэтому его потомки во многом черпали информацию о нем из фильма Эйзенштейна. До сих пор спорят о том, говорил ли князь в реальности фразу, прозвучавшую в фильме и ставшую знаменитой, — «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Но то, что Александр Невский — это вылитый актер Николай Черкасов, уверены почти все. На возрожденном в 1942 году ордене Александра Невского был отчеканен именно профиль Черкасова в одноименной роли. О том, как создавался этот киношедевр, корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» рассказал Наум Клейман, киновед, историк кино, один из главных специалистов по творчеству Эйзенштейна. PDF-версия.
16 апреля 2021 г. 14:00
Новости
Оплакивание, автор Сергей Антонов
13 марта 2012 г. 16:35
версия для печати версия для печати

Протоиерей Александр Абрамов: Главные критерии христианского искусства - честность и профессионализм

Современное христианское искусство находится в поиске новых средств выражения, которые смогли бы сочетать канон и мироощущение современного человека, быть близкими сегодняшней эпохе. К такому выводу пришли участники круглого стола "Что есть христианское искусство сегодня?", который прошел в Москве накануне.

По мнению ведущей конференции, атташе по культуре Представительства Ватикана в РФ, представитель фонда "Христианская Россия" (Италия) Джованны Парравичини, каждый художник прежде всего должен ответить для себя на вопрос: что стоит в центре его творчества? Его личные мысли и переживания жизни? Или искусство для него – все-таки попытка с помощью имеющихся средств донести до других пережитое им присутствие в мире таинственной реальности, бытия Божия. Каким должен быть язык художника, говорящего о Боге? Образно говоря, созвучный западной или восточной (византийской) традиции. Или ему необходимо найти свой, особый, неповторимый язык, чтобы рассказать о том, что очень трудно поддается описанию.

Наиболее серьезным вопросом для художника и скульптора Сергея Антонова является вопрос, имеет ли право художник руководствоваться своим опытом при создании произведения христианского искусства? Какими критериями следует руководствоваться? В качестве ответа Сергей привел слова отца Александра Шмемана, который считал, что  подлинное христианское искусство это: "полное совпадение закона и благодати, это закон переложенный в свободу, лишенной всего законнического, когда форма становится содержанием". "Это, я думаю, единственный критерий, определяющий, что является произведением искусства, и что сдерживает творческую инициативу художника", - пояснил Сергей Антонов.

По мнению протоиерея Александра Абрамова, критериями христианского искусства должны быть так же искренность, честность и профессионализм. В частности, "искренность религиозного художника не в том, что он говорит о Христе специфическим языком, а в том, что он говорит о Нем, рассказывая о всех явлениях окружающего мира", - сказал отец Александр.

Сегодня проблема в том, сообщил Сергей Антонов корреспонденту ЦВ, что многие художественные работы, которые наполняют изнутри храмовое пространство – иконы или роспись – очень трудно отнести к произведениям искусства. И хотя они могут быть написаны на библейский сюжет и даже полностью соответствовать канону, они не трогают душу, не пробуждают молитвенное настроение, они пусты с духовной точки зрения". И таких работ много, потому что их производство поставлено на конвейер. Это явление Сергей Антонов назвал "православным Голливудом".

Этот вопрос прямо или косвенно звучал во многих выступлениях, высвечивая свою болезненность.  "Сегодня профессиональный художник может предложить настоятелю иконы и роспись "под заказ",- сказал протоирей Андрей Юревич. - В каком надо стиле, в таком и напишет. Но если его попросить написать икону 21 века, когда ты стоишь и молишься, и слышишь голос Бога и низводишь на полотно Божественную реальность, он не поймет, о чем речь".

Отец Андрей так же коснулся проблемы многоплановости христианского искусства, разделив его на две части. Одно дело, когда художник молча слушает Бога и пишет о том, что ему "говорит" Бог. Это исихасты, к которым, например, относится св.Андрей Рублев. А другой случай, когда художник не слышит Божьего ответа, но, тем не менее продолжает разговор с Богом. И это тоже христианское искусство, хотя может быть его следует отнести к выставочным залам, а не храмам.

По мнению искусствоведа, кандидата культурологи Ирины Языковой одна из главных проблем не в том, что все время пытаются развести светское и церковное искусство, а в том, что в самих художниках отсутствует цельность. И если художник целен перед Богом, то трудно в его творчестве разделить, где говорит Бог, а где он беседует с Богом. И такие работы могут находится и в храме, а могут и в выставочном зале, потому что они свидетельствуют о Христе и в них ощутим подлинный духовный опыт.

В частности, в этом можно было убедиться, познакомившись с картинами и скульптурами художника и скульптора Сергея Антонова и художника-монументалиста Ирины Зарон, представленными здесь же, в культурном центре "Покровские ворота".

13 марта 2012 г. 16:35
Ключевые слова: иконопись, культура, выставка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Крещение в Тихом океане
В 2015 году телеканалы показали, как более двухсот филиппинцев в один день приняли крещение в водах Тихого океана и тут же на берегу во время Божественной литургии впервые причастились. И это было не первое такое массовое крещение жителей островного государства. Филиппины на сегодняшний день единственная страна Юго-Восточной Азии, где большинство населения — христиане, среди которых преобладают католики. Но в последние годы благодаря нашим миссионерам православных христиан здесь становится все больше и больше. В декабре 2018 года приходы Московского Патриархата на Филиппинах были включены в состав Патриаршего экзархата в Юго-Восточной Азии. А в феврале 2019 года создана Филиппинско-Вьетнамская епархия. Об особенностях служения на Филиппинских островах «Журналу Московской Патриархии» рассказывает иеромонах Корнилий (Молев), секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии, клирик храма блаженной Матроны Московской в городе Давао и руководитель образовательного центра при храме. PDF-версия.
5 октября 2021 г. 18:00