выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
Мастер-класс Дмитрия Мироненко, фото Алексея Реутского
1 ноября 2014 г. 19:10
версия для печати версия для печати

В Москве открылась 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по христианскому искусству

В Москве открылась 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по христианскому искусству. Ее тема: «Актуальные вопросы формирования современного иконописного искусства». На круглом столе, посвященном «Вопросам формирования современного церковного искусства и наиболее распространенные связующие в современной иконописной практике» преподаватели художественных школ, иконописцы и искусствоведы размышляли о роли воспитания и самовоспитания в жизни иконописца, зачем ему нужно разбираться в истории христианского искусства и делились опытом приготовления красок. К конференции приурочена выставка московских иконописных школ «Современный иконописный образ».

Преподаватель Иконописной школы при МДА Людмила Армеева сравнила современную ситуацию в иконописи с XVI - м, началом XVII -го века. Тогда во множестве строящиеся на Руси храмы нуждались в иконах и росписи. Монастырских иконописцев не хватало и иконописью занялись миряне, по словам одного из историков XIX века «перегруженные житейским попечением». «Православное осмысление образа жизни и труда иконописца как формы аскезы духовного подвига стало затушевываться, - отметила Людмила Армеева. - Иконы стали писать слишком быстро, сделав это занятие формой заработка. Сегодня многие иконописцы ориентируются на иконопись Андрея Рублева, что очень хорошо. Но стремясь передать язык древней канонической иконы, ее внешние формы современный церковные художники очень часто упускают из виду, что сама жизнь древних иконописцев должна стать тем идеалом, к которому нужно стремиться. И что их христианский и художнический труд — тоже часть канона, на который нужно ориентироваться». Она привела  слова святителя Игнатия Брянчанинова, который говорил, что Западная живопись основное внимание обращает не на духовную, а на эмоционально-страстную сторону предметов и событий и показывает человека исказившего в себе образ Бога. «Святитель был убежден, что важен не столько пластический язык церковной живописи сам по себе, сколько пронизывающий его дух веры и нравственности художника», - подчеркнула докладчик.

Искусствовед Ксения Щедрина, остановилась на проблеме, когда учащаяся иконописи молодежь сомневается, что ей нужно хорошо знать историю христианского искусства. Есть те, кто согласны, что у наследия предшественников нужно учиться, беря за образец их лучшие работы. Но не мало и тех, кто убежден что достаточно знать иконографию и канон, а художественные стили, возникшие на протяжении веков уже все в прошлом, что изучение их не нужно. Однако работы студентов, кто пристально обращает внимание на наследие наших предков - иконописцев убедительно свидетельствует, что создать что-то новое, найти свой стиль и присоединиться цепочке мастеров, передающих свой опыт из поколение в поколение невозможно не изучая творчество творивших до тебя. «Потому что усваивая техники, что были открыты до него, обучаясь техническим навыкам человек одновременно движется и по своему духовному пути, совершенствуется и растет духовно. А с другой стороны, история искусства позволяет человеку отличить особенности одного периода иконописи от другого, какая техника используется в каждом из них, какие художественные особенности и с помощью каких технических приемов достигаются»,- подчеркнула Ксения Щедрина. Она также отметила, что, очевидно, пришло время, когда выставки современных икон, одна из которых проходит в этих стенах, становятся обычным делом и через них Церковь открывает себя миру.

Иконописец-реставратор, кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко (Санкт-Петербург) поделился своим творческим опытом. «Иногда читая записи древних мастеров и размышляя о технике их творчества, я неожиданно для себя получаю ответы на вопросы, которые не мог найти нигде», - развивая мысль Ксении Щедриной о изучении творческого наследия, сказал Дмитрий Мироненко. Однажды, совершенно случайно, Дмитрий узнал, почему так трудно снять краску с холста, если она была выполнена, как потом выяснилось, в цельнояичной технике. По сути Дмитрий вернул иконописцам утраченную технику. «Это произошло, когда взбитый яичный белок при приготовлении яичной краски во время одной из работ попал в желток и прекрасно с ним соединился. Если в этом случае добавить кислого вина, получается краски, которые могут долгое время храниться и хорошо затвердевают на поверхности», - сказал он. 

Ирина Языкова, искусствовед и канд. культурологии в своем докладе сделала обзор истории церковного искусства нового времени XX-XXI вв., напомнив слова монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой), возродившей иконописную школу Троице-Сергиевой Лавры и объяснявшей, почему так важно на первом этапе обучения копировать работы древних мастеров. По этому поводу монахиня Иулиания говорила: «Через руку мы познаем мудрость древних иконописцев». Ирина Языкова проследила возрождение иконописи в России ХХ века от 50-хх годов до архимандрита Зинона. Она отметила, что монахиня Иулиания не только сохраняла традицию, но и жила в ней. Свой рассказ искусствовед иллюстрировала красочной подборкой сайтов. 

Во второй части конференции для ее участников были проведены мастер-классы. Дмитрий Мироненко показал работу с цельнояичной темперой, а иконописец и член МОСХ, академик РАЕН Александр Чашкин - с желтковой темперой. Конференция продлиться еще два дня.

К ней приурочена выставка «Современный иконописный образ», на которой представлены работы известных мастеров иконописи - архимандрита Зинона, Александра Чашкина, Анатолия Эйтенейера, Ирины Зарон и др. Из иконописных школ представлены преимущественно московские — школа МДА, ПСТГУ, Международная академия христианского искусства, Православная школа искусств «Троица» и Трифонская иконописная школа. Выставка работает открыта с 12 до 20 часов до 6 ноября включительно.

1 ноября 2014 г. 19:10
Ключевые слова: икона, иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00