iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Новости
Мастер-класс Дмитрия Мироненко, фото Алексея Реутского
1 ноября 2014 г. 19:10
версия для печати версия для печати

В Москве открылась 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по христианскому искусству

В Москве открылась 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по христианскому искусству. Ее тема: «Актуальные вопросы формирования современного иконописного искусства». На круглом столе, посвященном «Вопросам формирования современного церковного искусства и наиболее распространенные связующие в современной иконописной практике» преподаватели художественных школ, иконописцы и искусствоведы размышляли о роли воспитания и самовоспитания в жизни иконописца, зачем ему нужно разбираться в истории христианского искусства и делились опытом приготовления красок. К конференции приурочена выставка московских иконописных школ «Современный иконописный образ».

Преподаватель Иконописной школы при МДА Людмила Армеева сравнила современную ситуацию в иконописи с XVI - м, началом XVII -го века. Тогда во множестве строящиеся на Руси храмы нуждались в иконах и росписи. Монастырских иконописцев не хватало и иконописью занялись миряне, по словам одного из историков XIX века «перегруженные житейским попечением». «Православное осмысление образа жизни и труда иконописца как формы аскезы духовного подвига стало затушевываться, - отметила Людмила Армеева. - Иконы стали писать слишком быстро, сделав это занятие формой заработка. Сегодня многие иконописцы ориентируются на иконопись Андрея Рублева, что очень хорошо. Но стремясь передать язык древней канонической иконы, ее внешние формы современный церковные художники очень часто упускают из виду, что сама жизнь древних иконописцев должна стать тем идеалом, к которому нужно стремиться. И что их христианский и художнический труд — тоже часть канона, на который нужно ориентироваться». Она привела  слова святителя Игнатия Брянчанинова, который говорил, что Западная живопись основное внимание обращает не на духовную, а на эмоционально-страстную сторону предметов и событий и показывает человека исказившего в себе образ Бога. «Святитель был убежден, что важен не столько пластический язык церковной живописи сам по себе, сколько пронизывающий его дух веры и нравственности художника», - подчеркнула докладчик.

Искусствовед Ксения Щедрина, остановилась на проблеме, когда учащаяся иконописи молодежь сомневается, что ей нужно хорошо знать историю христианского искусства. Есть те, кто согласны, что у наследия предшественников нужно учиться, беря за образец их лучшие работы. Но не мало и тех, кто убежден что достаточно знать иконографию и канон, а художественные стили, возникшие на протяжении веков уже все в прошлом, что изучение их не нужно. Однако работы студентов, кто пристально обращает внимание на наследие наших предков - иконописцев убедительно свидетельствует, что создать что-то новое, найти свой стиль и присоединиться цепочке мастеров, передающих свой опыт из поколение в поколение невозможно не изучая творчество творивших до тебя. «Потому что усваивая техники, что были открыты до него, обучаясь техническим навыкам человек одновременно движется и по своему духовному пути, совершенствуется и растет духовно. А с другой стороны, история искусства позволяет человеку отличить особенности одного периода иконописи от другого, какая техника используется в каждом из них, какие художественные особенности и с помощью каких технических приемов достигаются»,- подчеркнула Ксения Щедрина. Она также отметила, что, очевидно, пришло время, когда выставки современных икон, одна из которых проходит в этих стенах, становятся обычным делом и через них Церковь открывает себя миру.

Иконописец-реставратор, кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко (Санкт-Петербург) поделился своим творческим опытом. «Иногда читая записи древних мастеров и размышляя о технике их творчества, я неожиданно для себя получаю ответы на вопросы, которые не мог найти нигде», - развивая мысль Ксении Щедриной о изучении творческого наследия, сказал Дмитрий Мироненко. Однажды, совершенно случайно, Дмитрий узнал, почему так трудно снять краску с холста, если она была выполнена, как потом выяснилось, в цельнояичной технике. По сути Дмитрий вернул иконописцам утраченную технику. «Это произошло, когда взбитый яичный белок при приготовлении яичной краски во время одной из работ попал в желток и прекрасно с ним соединился. Если в этом случае добавить кислого вина, получается краски, которые могут долгое время храниться и хорошо затвердевают на поверхности», - сказал он. 

Ирина Языкова, искусствовед и канд. культурологии в своем докладе сделала обзор истории церковного искусства нового времени XX-XXI вв., напомнив слова монахини Иулиании (Марии Николаевны Соколовой), возродившей иконописную школу Троице-Сергиевой Лавры и объяснявшей, почему так важно на первом этапе обучения копировать работы древних мастеров. По этому поводу монахиня Иулиания говорила: «Через руку мы познаем мудрость древних иконописцев». Ирина Языкова проследила возрождение иконописи в России ХХ века от 50-хх годов до архимандрита Зинона. Она отметила, что монахиня Иулиания не только сохраняла традицию, но и жила в ней. Свой рассказ искусствовед иллюстрировала красочной подборкой сайтов. 

Во второй части конференции для ее участников были проведены мастер-классы. Дмитрий Мироненко показал работу с цельнояичной темперой, а иконописец и член МОСХ, академик РАЕН Александр Чашкин - с желтковой темперой. Конференция продлиться еще два дня.

К ней приурочена выставка «Современный иконописный образ», на которой представлены работы известных мастеров иконописи - архимандрита Зинона, Александра Чашкина, Анатолия Эйтенейера, Ирины Зарон и др. Из иконописных школ представлены преимущественно московские — школа МДА, ПСТГУ, Международная академия христианского искусства, Православная школа искусств «Троица» и Трифонская иконописная школа. Выставка работает открыта с 12 до 20 часов до 6 ноября включительно.

1 ноября 2014 г. 19:10
Ключевые слова: икона, иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Наследники древней Алании
Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-версия.
20 сентября 2022 г. 16:00