iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Новости
Во время дискуссии
17 января 2018 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Эксперты — за разработку системы ранжирования мастеров-иконописцев в зависимости от их опыта, востребованности и качества работ

Вчера, 16 января, в помещении развернутой в галерее «Русский Афон» выставки-презентации «Благоукрашение храмов» состоялась представительная экспертная дискуссия о путях развития иконописания и о проблемах иконописцев, творящих в наши дни.

«Мы, к сожалению, должны признать, что среди современных иконописцев присутствует немало «слабых звеньев», которым не хватает ни образования, ни таланта, ни вкуса. Одни занимаются слепым и бездушным подражательством, другие, стремясь сказать свое слово в искусстве, создают откровенную безвкусицу, нарушая при этом и церковные каноны, - отметил в своем обращении к участникам заседания председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата митрополит Рязанский и Михайловский Марк. - При этом в условиях «свободного» рынка возможностей предостаточно и для плохих художников, так что они наравне с профессионалами стремятся найти своего покупателя, свою нишу. И часто в лице столь же малообразованных людей, в том числе и духовенства, находят своих потребителей, которых привлекает цена и подобие красоты».

Высокопреосвященный Марк перечисляет цели, которыми следует руководствоваться современному иконописцу в практической работе: строгое соответствие православным канонам иконописания; высокий художественный уровень исполнения, предполагающий профильное образование; стремление быть Мастером с большой буквы, и не подмастерьем или ремесленником.

Своими мыслями с собравшимися поделились декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков, заведующая кафедрой иконописи этого факультета Екатерина Шеко, доцент этой кафедры протоиерей Николай Чернышев и гость-афонит насельник келии свт. Николая Ватопедского монастыря иеромонах Иосиф. В обсуждении приняли участие иконописцы-миряне Александр Чашкин, Сергей и Ольга Черные, Константин Охотин, высказавшие необходимость создания творческого союза российских иконописцев.

Подводя итоги дискуссии, председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин поделился своими соображениями на имеющий место дисбаланс в отношениях между заказчиками, меценатами и подрядчиками конкретных работ по убранству и благоукрашению храмов. По мысли отца Леонида, в России назрела система ранжирования практикующих иконописцев подобно принятой в Румынии, когда к особо ответственным и важным работам по росписям храмов и написанию икон для них, пусть даже осуществляемым по частным, а не государственным, контрактам, вправе допускаться лишь самые опытные и делом зарекомендовавшие себя мастера. Вторая важнейшая прозвучавшая в выступлении оратора тема — разработка методологии оценки качества иконописных работ, которой могла бы руководствоваться Церковь в их соборном обсуждении. Ведь сегодня в эту сферу могут внедряться неверующие, нецерковные люди; еще хуже, когда деньги на роспись есть, а привлекают для этого дела подмастерьев или бездушных ремесленников.

«Экспертный совет разрабатывает систему интегральной оценки качества работ подобно ныне принятым правилам арбитража в фигурном катании, в которой со своими статистическими весами будут учитываться несколько критериев и параметров (например, духовное содержание иконы, техника исполнения, соответствие общей архитектурной стилистике храма и т.д.)», - рассказал о. Леонид. К обсуждению этих планов выступавший пригласил иконописцев на электронную площадку Экспертного совета, где, по его словам, скоро откроется соответствующий раздел «Для иконописцев», доступ куда будет открыт по свободной предварительной регистрации. Затем вопрос по созданию подобной системы предполагается внести в повестку Высшего Церквовного Совета.

17 января 2018 г. 15:00
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Шуйское дело: от приговора до канонизации
Ровно век назад, 10 мая 1922 года, были расстреляны протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и мирянин Петр Языков — главные обвиняемые по так называемому Шуйскому делу. События в этом уездном городе Иваново-­Вознесенской губернии стали самым масштабным примером гражданского сопротивления изъятию церковных ценностей, а Воскресенский собор с одной из самых высоких православных колоколен в мире стал знаковым местом трагедии русского Православия в ХХ веке. О трагических событиях в Шуе в марте 1922 года и о том, почему этот акт неповиновения властям и последовавшее за ним письмо В. И. Ленина членам Политбюро в какой-­то мере стали переломными в отношениях государства и Церкви в Советской России, «Журналу Московской Патриархии» рассказал доктор исторических наук, профессор Шуйского филиала Ивановского государственного университета Юрий Иванов. PDF-версия.
9 мая 2022 г. 12:00