iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
Фото Алексея Реутского
13 января 2017 г. 14:19
версия для печати версия для печати

Каталог русских икон XVI-XIX века из Синайского монастыря представили в Москве

В актовом зале храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове состоялась презентация уникального альбома «Русские иконы Синая», вышедшим в свет в Издательстве Московской Патриархии. Издание описывает около ста единиц изделий прикладного искусства, куда входят оклады, шитье, митры, колокола, а также 70 икон русских иконописцев XVI-XIX веков. Работа над книгой велась десять лет.

«Синайский монастырь вмч.Екатерины, основанный в IV веке, кроме уникальных произведений мирового христианского искусства содержит в себе и солидный пласт русского искусства, - открывая презентацию, отметил главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев. - Это малоисследованная часть богатств древнейшего христианского памятника, которые теперь открывается для широкой аудитории». Священник напомнил, что презентация проходит накануне Дня российской печати (13 января), родоначальником которой был не только дьякон Иван Федоров, но и митрополит Московский Макарий (1482–1565), активно участвовавший в открытии первой русской типографии. «Когда я первый раз приехал на Синай, меня поразило, что византийские иконы VI-IX веков, которые сейчас находятся в монастырском музее, висели в притворе монастырского храма даже не закрытые стеклом. И вместе с ними в монастыре было много подарков русский царей и великих князей. Часть этих произведений вошла в наш сборник»,- добавил отец Владимир.

Как рассказала ЦВ руководитель проекта, редактор-составитель альбома «Русские иконы Синая», ученый секретарь музея им. Андрея Рублева Наталья Комашко, книга содержит половину произведений русского церковного искусства, находящегося в запасниках монастыря. Российским исследователям удалось ознакомиться и описать около ста произведений искусства, 70 из которых — иконы русских иконописцев XVI-XIX веков. «Иконы разные по сюжету, в том числе есть группа икон, посвященная только что прославленным на тот момент русским святым. В частности, это редкое изображение св.Пафнутия Боровского XVI века, а также написанная сразу после канонизации икона св.Александра Свирского. Отдельно иконы св.Сергия Радонежского нам не попалось, но есть его изображение на древней иконе Богоматери «Одигитрия» XVI века в поле. Конечно, присутствуют и иконы св. Николая Чудотворца. Из списка икон Божией Матери очень много посвящено Владимирской и Казанской, начиная с первой трети XVI века», - уточнила искусствовед. Кроме того, удалось исследовать и сфотографировать серебряную раку гробницы вмч.Екатерины, которая стала даром русского царя Алексея Михайловича. «Не все знают, что в XVII Екатерининский Синайский монастырь стал ктиторским (собственностью) монастырем царского дома и русский царь взял его под свою защиту», -напомнила Наталья Комашкина.

Все выступающие также подчеркивали культурную и духовную значимость выхода в свет этой книги и связь русской духовной культуры с Синаем.Так, произведения искусства Синайского монастыря, по словам председателя экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерея Леонида Калинина, это целый пласт, который связывает нашу церковную традицию с древним раннехристианским искусством и является переходным мостиком от апостольского времени к более позднему, сохранившего иконографические подходы и духовную составляющую древней иконы. «Мы можем обращаться к этим памятникам, как некоему эталонному свидетельству древнего христианского искусства, которое вполне сформировалось богословски. В этом смысле ценность Синая громадная для исторического наследия и для современных иконописцев. Я вижу как современные художники обращаются к синайским иконографическим изводам, как к эталонным и опираются на них. Каждый художник чувствует в прошлом наследии отцов некий фундамент и опираясь на это наследие, созидает искусство в нынешнем временном отрезке»,- подчеркнул отец Леонид.

Отметив, что русское наследие на Синае обладает непреходящей ценностью, директор центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Рублёва Михаил Миндлин рассказал, что многие русские памятники Синайского монастыря чудесным образом сохранились в хорошем состоянии и почти не требуют реставрации благодаря сухому климату и хорошему уходу.

«Альбом «Русские иконы Синая» - это блестящее, основательное с научной и с дизайнерской точки зрения издание, которое способствует в самом широком смысле популяризации древне-русского культурного наследия в самых широких слоях населения. Мне кажется этот труд чрезвычайно важен для музейного и научного сообщества благодаря глубине опубликованных там исследований», - подчеркнул ученый. Он также выразил надежду на дальнейшее сотрудничество с Издательством Московской Патриархии и предложил провести еще одну презентацию в стенах музея им. Андрея Рублева.

«Альбом «Русские иконы Синая» издан по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и при финансовой поддержке Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова и Фонда «Русский мир».


Справка

 Синайский монастырь широко известен как уникальное и богатейшее хранилище художественных сокровищ восточнохристианского мира, в котором особое место занимает комплекс памятников российского проирусских иконописцевсхождения — икон и произведений декоративно-прикладного искусства XVI — начала XX века. Они — зримое свидетельство многовековых конфессиональных и культурных связей Синая и России.

Настоящее издание представляет собой первое комплексное исследование этой темы, осуществленное коллективом авторов. Помимо статей, посвященных различным историко-культурным аспектам русско-синайских отношений, книга включает полный научный каталог выявленных художественных памятников российского происхождения и царских жалованных грамот, хранящихся в монастыре.

Публикация этих выдающихся произведений отечественного искусства дает представление о беспрецедентной по своим масштабам поддержке, которую Россия на протяжении веков оказывала монастырю св. Екатерины, обеспечивая непрерывную традицию монашеской жизни на Синае. Издание адресовано как специалистам, так и широкому кругу читателей.

Авторская группа альбома. Руководитель проекта и редактор-составитель — Комашко Н.И. Научный редактор — Бусева-Давыдова И.Л. Авторы: Игошев В.В., Комашко Н.И., Лидов А.М., Саенкова Е.М., Семесько-Бабару Т.М., Чеснокова Н.П. Авторы каталожных статей: Герасименко Н.В., Зеленина Я.Э., Игошев В.В., Комашко Н.И., Саенкова Е.М., Чеснокова Н.П. Координатор издания Лапшин И.В.

 

13 января 2017 г. 14:19
Ключевые слова: икона, Синай
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00