выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Преподобный Даниил Cтолпник и современные исследования его жития
В этом году исполняется 1525 лет со дня кончины преподобного Даниила Cтолпника. Этому сирийско-византийскому святому было суждено перенести один вид монашеского подвига на другую почву. Родившийся в Северной Месопотамии, поступивший в монастырь в Сирии и ставший духовным учеником преподобного Симеона Столпника — основателя подвига столпничества, Даниил, без видимых причин, переселился в столицу христианского мира — Константинополь — и возвел рядом с городом свой столп. Житие преподобного показывает, как этот новый, невиданный прежде в царствующем граде вид аскезы вкупе с личными качествами преподобного сделал его не просто знаменитым, но и превратил простого сирийского монаха из подозреваемого в монофизитстве* в советника византийских императоров. PDF-версия.  
24 декабря 2018 г. 13:24
Новости
Фото delonovosti.ru
23 апреля 2018 г. 15:00
версия для печати версия для печати

Мониторинг утраченных святынь в Сирии потребует времени и взаимодействия представителей всех религиозных конфессий

По сообщениям СМИ, сегодня США выступают против того, чтобы на восстановление подконтрольных Дамаску районов Сирии направлялась какая-либо помощь. Между тем, война в этой стране идет уже семь лет и очевидно, что среди разрушений есть и немало памятников религиозного значения, представляющих ценность для христиан всего мира. Журнал Московской Патриархии постоянно  отслеживает религиозно-культурологическую ситуацию в Сирии. Так, начиная с сентября 2015 года по январь 2016 г. (ЖМП №9 2015 - № 1 2016) редакцией был опубликован цикл статей под общим названием «Древняя Сирия, которую мы можем потерять», где рассказывалось о христианских святынях и архитектурных памятниках, сохранившихся до наших дней. Какова ситуация на сегодняшний день, что и где удалось сберечь от разрушения, рассказал старший научный сотрудник НИИ теории и истории искусств РАХ Павел Павлинов.

За время Гражданской войны в Сирии с 2011 года частично или полностью разрушены тысячи построек религиозного назначения, но древние памятники архитектуры, возведенные до XX века, занимают среди них, по имеющейся сегодня информации, все же небольшую часть. К таким утратам можно отнести древние языческие храмы Пальмиры, и минарет 1090 года мечети Омейядов в Алеппо. Между тем, большинство из разрушенных христианских храмов построеных в XX веке были городскими соборами, поэтому взрывались в первую очередь. Большие опасения вызывает состояние христианских базилик и гробниц IV–VII вв. в так называемых Мертвых городах на северо-западе Сирии (до сих пор удерживаемых оппозиционерами и боевиками аль-Нусры*), монастыря Калат-Семан в 30 км к северо-западу от Алеппо (где в V веке подвизался святой Симеон Столпник Старший), древних мечетей в Эр-Ракке (этот город после штурма американцами в июне–октябре 2017 года до сих пор не обследован специалистами ЮНЕСКО).  

Памятники истории разрушают в разной степени представители всех сторон конфликта. Но несоизмеримо больше было уничтожено террористами радикальных группировок.  

Нередко, разрушения храмов и монастырей сопровождались огромными человеческими жертвами и исходом христианского населения.  Акты вандализма часто снимались на видео как бульдозерная акция в Мар-Элиан, католическом монастыре V века близ города Эль-Карьятайн (провинция Хомс) в 2015 году. И где более двухсот христиан было взято в заложники.

В 2013–2014 гг. были разграблены многочисленные храмы Маалюли в 40 км к северу от Дамаска: церковь святых Сергия и Вакха в монастыре Мар-Саркис (расколот один из древнейших в Сирии престолов), женский монастырь святой Феклы. Большое внимание жители Сирии уделяют таким современным символам, как скульптура Богоматери, разрушенная в Маалюле 2013 году и восстановленная в 2015-м.
Тем не менее, большинство монастырских ансамблей и древних храмов все же сохранилось, в, частности, благодаря низкому культурному уровню террористов (так, знаменитый паломнический город Расафа, место мученической смерти святого Сергия, оказался затерянным в песках всего в 40 км от Эр-Ракки). Некоторые обители в западной Сирии удалось защитить добровольцам, как, например, монастырь cвятого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) в т.н. Долине христиан. Он основан в V–VI веках и в нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн X.

Намного сложнее подсчитать утраты произведений в т.ч. христианского искусства в разграбленных и разрушенных музеях Пальмиры (только их малая часть была вывезена в Дамаск), Дейр-эз-Зора, Апамеи, музее мозаик в Маарат-аль-Нуман. Утрачены сотни икон XVII-XX вв. (в частности, при разграблении монастыря Мар-Саркис в Маалюле). Но многие святыни все же удалось спасти, перевезя их на время в Дамаск, как, например, пояс Богородицы из Хомса. Для проведения полного мониторинга утраченных святынь потребуется много времени, а главное взаимодействие представителей разных религиозных конфессий после окончательного освобождения страны от террористов и установления полноценного диалога с курдами (занимают северо-восток Сирии) и оппозиционерами (контролируют северо-западные и юго-западные районы близ границ с Турцией и Иорданией).

*Организация, запрещенная в России

23 апреля 2018 г. 15:00
Ключевые слова: Сирия, святыни
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00