По сообщениям СМИ, сегодня США выступают против того, чтобы на восстановление подконтрольных Дамаску районов Сирии направлялась какая-либо помощь. Между тем, война в этой стране идет уже семь лет и очевидно, что среди разрушений есть и немало памятников религиозного значения, представляющих ценность для христиан всего мира. Журнал Московской Патриархии постоянно отслеживает религиозно-культурологическую ситуацию в Сирии. Так, начиная с сентября 2015 года по январь 2016 г. (ЖМП №9 2015 - № 1 2016) редакцией был опубликован цикл статей под общим названием «Древняя Сирия, которую мы можем потерять», где рассказывалось о христианских святынях и архитектурных памятниках, сохранившихся до наших дней. Какова ситуация на сегодняшний день, что и где удалось сберечь от разрушения, рассказал старший научный сотрудник НИИ теории и истории искусств РАХ Павел Павлинов.
За время Гражданской войны в Сирии с 2011 года частично или полностью разрушены тысячи построек религиозного назначения, но древние памятники архитектуры, возведенные до XX века, занимают среди них, по имеющейся сегодня информации, все же небольшую часть. К таким утратам можно отнести древние языческие храмы Пальмиры, и минарет 1090 года мечети Омейядов в Алеппо. Между тем, большинство из разрушенных христианских храмов построеных в XX веке были городскими соборами, поэтому взрывались в первую очередь. Большие опасения вызывает состояние христианских базилик и гробниц IV–VII вв. в так называемых Мертвых городах на северо-западе Сирии (до сих пор удерживаемых оппозиционерами и боевиками аль-Нусры*), монастыря Калат-Семан в 30 км к северо-западу от Алеппо (где в V веке подвизался святой Симеон Столпник Старший), древних мечетей в Эр-Ракке (этот город после штурма американцами в июне–октябре 2017 года до сих пор не обследован специалистами ЮНЕСКО).
Памятники истории разрушают в разной степени представители всех сторон конфликта. Но несоизмеримо больше было уничтожено террористами радикальных группировок.
Нередко, разрушения храмов и монастырей сопровождались огромными человеческими жертвами и исходом христианского населения. Акты вандализма часто снимались на видео как бульдозерная акция в Мар-Элиан, католическом монастыре V века близ города Эль-Карьятайн (провинция Хомс) в 2015 году. И где более двухсот христиан было взято в заложники.
В 2013–2014 гг. были разграблены многочисленные храмы Маалюли в 40 км к северу от Дамаска: церковь святых Сергия и Вакха в монастыре Мар-Саркис (расколот один из древнейших в Сирии престолов), женский монастырь святой Феклы. Большое внимание жители Сирии уделяют таким современным символам, как скульптура Богоматери, разрушенная в Маалюле 2013 году и восстановленная в 2015-м.
Тем не менее, большинство монастырских ансамблей и древних храмов все же сохранилось, в, частности, благодаря низкому культурному уровню террористов (так, знаменитый паломнический город Расафа, место мученической смерти святого Сергия, оказался затерянным в песках всего в 40 км от Эр-Ракки). Некоторые обители в западной Сирии удалось защитить добровольцам, как, например, монастырь cвятого Георгия (Мар-Джирджис аль-Хумайра) в т.н. Долине христиан. Он основан в V–VI веках и в нем сохраняется небольшая церковь XII века с иконостасом XVIII века. В 1995–2002 годах настоятелем монастыря был Иоанн (Язиджи) — ныне Патриарх Антиохийский Иоанн X.
Намного сложнее подсчитать утраты произведений в т.ч. христианского искусства в разграбленных и разрушенных музеях Пальмиры (только их малая часть была вывезена в Дамаск), Дейр-эз-Зора, Апамеи, музее мозаик в Маарат-аль-Нуман. Утрачены сотни икон XVII-XX вв. (в частности, при разграблении монастыря Мар-Саркис в Маалюле). Но многие святыни все же удалось спасти, перевезя их на время в Дамаск, как, например, пояс Богородицы из Хомса. Для проведения полного мониторинга утраченных святынь потребуется много времени, а главное взаимодействие представителей разных религиозных конфессий после окончательного освобождения страны от террористов и установления полноценного диалога с курдами (занимают северо-восток Сирии) и оппозиционерами (контролируют северо-западные и юго-западные районы близ границ с Турцией и Иорданией).
*Организация, запрещенная в России