iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Весна в российских музеях
Ведущие российские музеи при организации выставок церковного искусства делают ощутимый акцент на теме национальных святынь и святых. Московский государственный объединенный музей-заповедник предлагает рассчитанную на целый год экспонирования краткую антологию образов русских угодников Божиих. Третьяковская галерея принимает коллег из Владимира  с масштабным проектом, в рамках которого представлены древние памятники иконописания и церковно-прикладного искусства Суздальского княжества. Музеи Московского Кремля представили временную экспозицию  с достаточно узкой для академической выставочной площадки темой: стяжавшие святость защитники земли Русской и небесное воинство, к молитвенной помощи которого православные россияне прибегают особенно часто. PDF-версия.    
27 марта 2023 г. 17:00
Церковное искусство должно быть созвучно Евангелию
В 2021 году иконописец Ирина Зарон была награждена Золотой медалью Российской академии художеств за росписи в храме священномученика Антипы на Колымажном дворе в Москве и работы последних лет. Вместе с супругом, известным скульптором Сергеем Антоновым, художница была ранее награждена Академией медалью «Достойному» за работу в надвратном храме Андреевского монастыря. Эти награды — признание профессиональным сообществом вклада художницы в русское церковное искусство. Образы, которые создает Ирина Зарон, уникальны: твердо следуя традиции, она не копирует изображение, а создает новое в строгом соответствии с каноном. Ее авторский почерк — благородная сдержанность колорита и мягкий, приглушенный фон. Ирина Павловна Зарон рассказала, как она пришла к иконописанию, что для нее канон и как рождает- ся современный иконный образ. PDF-версия.    
24 марта 2023 г. 14:30
Новости
фото автора
16 сентября 2013 г. 10:32
версия для печати версия для печати

В Вологде открылась выставка современного храмового искусства

Возможно ли новое слово в иконописании, без нарушения традиций и канонов, без самостоятельных художественных школ? В чем отличие современных икон от работ древних мастеров? Какие задачи стоят перед современными иконописцами? Об этом размышляли художники Иконописной школы при Московской Духовной Академии, искусствоведы и журналисты на открытии выставки «Безмолвная проповедь» в Вологодском кремле. 

Иконописная школа при Троице-Сергиевой Лавре существует уже 23 года. Но возникла она не на пустом месте. Ее преподаватели и студенты считают себя продолжателями творческой деятельности монахини Иулиании (в миру - Марии Николаевны Соколовой), родоночальницы Иконописной школы при МДА. На выставке представлены работы самых ярких творческих мастерских, созданных выпускниками школы — Центра храмового искусства имени преп. Андрея Рублева (ЦХИАР; руководитель Александр Солдатов), объединения «Скиния» (руководитель Валерий Федоров) и творческой мастерской под руководством Анатолия Алешина.

«Монахиня Иулиания последовательно занималась возрождением образа в иконе, стремясь дать ему яркую психологическую характеристику, неуклонно продолжая и развивая творческие традиции преп. Андрея Рублева, - отметил в своем выступлении выпускник Иконописной школы иеромонах Никифор (Исаков). - Такой же подход у художников творческого сообщества, которое сложилось вокруг Иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры». По его мнению, наиболее глубоко в сущность иконописного образ может проникнуть только верующий художник, для которого собственное творчество является продолжением жизни в Церкви — приобщения к церковным Таинствам и участие в богослужениях. Вот почему между Иконописной школой и Лаврой существует духовная взаимосвязь и именно Лавра стала местом, вокруг которого складывается самостоятельное художественное сообщество , которую можно назвать и художественной средой.

По мнению художественного руководителя Центра храмового искусства им. Андрея Рублева, советника Патриарха по вопросам храмового строительства Александра Солдатова, без творческих школ в художественной среде невозможно и появление самобытных художников. Но такая школа не появится без осмысления опыта и традиций, накопленных Церковью.

Возможно ли новое слово в иконописании, без нарушения этих традиций и канонов? Да, если эти традиции и каноны глубоко усвоены сердцем художника, если его вера питается из того же источника, что и вера его предшественников - считают участники пресс-конференции, которая состоялась в день открытия выставки «Безмолвная проповедь». Ведь каждая эпоха в искусстве - как живая ветвь от мощного дерева, выращенного творческой энергией тех, кто творил до тебя. Задача современного иконописца, по словам Александра Солдатова, усвоить их бесценный духовный капитал и «попытаться на новом уровне развивать традицию». «Когда в 90-х годах мы пришли в Иконописную школу, мы ничего не умели, - добавил Анатолий Алешин, - но было очевидно, что русское искусство, как традиция древней Византии, глубже отражает церковное бытие в мире, потому что ярче и достоверней передает через свои образы Божественную красоту». И когда традиция была усвоена молодыми художниками, им захотелось обрести некую свободу в творчестве, чтобы воплощать в своих работах ту истину, которой живет их сердце. Ведь один из смыслов художественной деятельности, считает Анатолий Алешин, передать, открыть для других божественную красоту мироздания, каким его создал Творец. «Канон нам полюбился, никаких противоречий с ним нет, это основа, - говорит он, - и пока есть силы и появился опыт, нужно воплощать на этом фундаменте свои творческие идеи и замыслы».  

В чем же тогда отличие современных икон от работ древних мастеров?
Пока эти отличия не так заметны, не так видна индивидуальность современных авторов, размышляет Александр Солдатов, поскольку в развитии русского иконописания был очень долгий перерыв. И только сейчас, спустя 20 лет с начала его возрождения наступает момент, когда оно усвоено художниками, усвоен художественный язык, на котором говорили их предки, и они готовы говорить на этом языке, чтобы принести в искусство чаяния своего духа и своей души.

«Для меня самым большим комплиментом было, когда я услышал фразу о наших иконах: «Новое, а смотрится как старое»,- улыбается Анатолий Алешин. - Мы не стремимся уж так отличаться от древних мастеров. Хочется поймать оборванную ниточку, слишком сильна зависимость от средневекового искусства». По его мнению, отличия в дальнейшем конечно будут, но это не самоцель и они целиком зависят от личности художника, его мастерства и художественных приоритетов. Потому что у нового поколения свой духовный опыт, и оно ищет свои средства для его выражения.

По мнению преподавателя Иконописной школы, кандидата искусствоведения и куратора выставки Людмилы Армеевой икона и картина имеют две одинаковые составляющие — материальноую основу (в иконе это - доска, левкас, темперные краски; в картине — холст, грунт, масляные краски) и художественный образ, меняющийся в разные исторические эпохи. Но в иконе еще есть третья, и самая важная составляющая — это ее духовное содержание. «Современная икона отличается духом,- считает Людмила Армеева. - Наше поколение - другое. Можно взять те же материалы, точно скопировать технику исполнения и стилистику определенного времени. Этому мы в некоторой степени научились. Но скопировать дух иконы невозможно. Для того, чтобы наши иконы не только по форме, но и по духу были приближены к древним, нужно постараться в своей жизни приблизиться к жизни святых иконописцев и когда современная икона будет наполнена глубиной, молитвенным духом, тогда можно говорить о возрождении древних традиций». 

Древний иконописец был более концептуальным, дерзновенным и решительным, считает насельник Троице-Сергиевой Лавры иеромонах Никифор (Исаков). «А в нас есть некая доля колебания и сомнения, правильно ли мы все делаем, и это отражается в иконе,- говорит он.- Иногда приходится слышать, что легче молиться перед репродукцией древней иконы, чем перед современной иконой. Поэтому перед нами стоит задача преодолеть этот рубеж». 

На выставке «Безмолвная проповедь» представлено более трехсот работ: икон, проектов храмов и иконостасов, фотографий фресок и росписей, резьбы по камню и мозаик, эскизов и подготовительных работ. В день открытия ее посетило более 150 человек. Она приурочена к предстоящему 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и 500-летию со дня обретения мощей преподобного Мартиниана Белозерского. Подобный музейный проект реализуется в Вологде впервые. Выставка продлиться до 15 ноября. Затем ее перевезут в Троице-Сергиеву Лавру, а позже в Великий Новгород. В настоящее время ведутся переговоры о ее проведении в Венеции.

Справка

Иконописную школу при Московской Духовной Академии связывают давние и прочные связи с вологодским краем. С первых лет основания школы, с середины 1990-х годов, учащиеся стали приезжать на практику в Вологодский и Кирилло-Белозерский государственные музеи-заповедники (позже примеру Иконописной школы последовали учащиеся других школ - из Дубны, из Тобольска, из Свято-Тихоновского университета). В Вологодском государственном музее-заповеднике одним из памятников, к которому постоянно обращаются учащиеся, является икона «Преподобный Димитрий Прилуцкий, с житием», написанная великим московским художником Дионисием около 1503 года для Спасо- Прилуцкого монастыря.
Во многих храмах вологодской епархии есть сегодня отдельные иконы и целые иконостасы, созданные выпускниками школы разных лет. Иконостасы написаны в нижний храм Спасо-Прилуцкого монастыря Вологды (1995 год), в храм Рождества Христова Череповца (1994-1998 годы), храм свт. Николая «на Глинках» (2005-2007; 2009 годы), храм свт. Николая «во Владычной слободе» (2007 год). Отдельные иконы находятся в разных храмах, часовнях и домах православных жителей Вологды, Череповца, Великого Устюга, Кириллова, Ферапонтова, Чагоды, Никольска.

16 сентября 2013 г. 10:32
Ключевые слова: выставка, иконопись
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы
Памятная и значимая для всей Русской Православной Церкви дата — 15-летие интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла — побуждает окинуть мысленным взором свершения этого периода, дабы во всей полноте узреть, в каких направлениях трудится Церковь, что достигнуто и над чем еще предстоит упорно работать. Усердием Первосвятителя, иерархов, духовенства и всех православных христиан преодолено средостение между Церковью и обществом, которое образовалось после революции 1917 года. Советские годы наложили свой отпечаток на облик человека, отняв у него право на веру и религиозность, лишив духовных жизненных ориентиров. Еще многое надо сделать, чтобы вернуть людей к вере, однако масштабное начало положено. Никогда в истории у Русской Церкви не было таких широких возможностей для всестороннего осуществления своего служения.  Святейший Патриарх Кирилл своим примером показывает, что значит использовать все имеющиеся возможности для свидетельства о Христе. Только за последние пять лет Святейший Владыка совершил 742 богослужения, возглавил 35 епископских хиротоний, освятил 67 храмов, посетил 44 епархии, возглавил 33 заседания Священного Синода, 19 заседаний Высшего Церковного Совета, 4 совместных заседания Синода и ВЦС и одно Архиерейское совещание. На каждом богослужении Святейший Патриарх произносил проповедь с наставлением, затрагивая важнейшие духовные проблемы жизни Церкви и Отечества, указывая своей многомиллионной пастве путь ко спасению в сложных и быстро меняющихся обстоятельствах бытия современного мира. PDF-версия.    
1 марта 2024 г. 16:00
Пастырское богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского
Школьное богословие, чаще называемое схоластическим, нередко обличают в отсутствии живой мысли, чувства, дыхания истинной жизни и Духа Святого. Хлесткая фраза протоиерея Георгия Флоровского «богословие на сваях» хотя и применялась им к ситуации конца XVIII века, тем не менее стала для многих «вневременным» приговором русскому академическому богословию.  Богословие молитвенное, созерцательное, богословие духовного опыта и жизни во Христе зачастую противопоставлялось и противопоставляется школьному богословию. В этом поле напряжения личность, жизнь и богословие святого праведного Иоанна Кронштадтского, являющегося одним из ярчайших примеров опытного богословия в русской традиции, кажется парадоксом и не может не вызывать удивления и недоуменного вопроса: в чем загадка? «Школа» не смогла «испортить» отца Иоанна, и он, вопреки «школьной» установке, смог уберечь живое чувство веры, стремление не к рациональному знанию, а к жизни во Христе? Или все же школьное богословие так или иначе содействовало богословскому и духовному росту святого праведного Иоанна? PDF-версия.    
12 февраля 2024 г. 14:00
Дивеево в лицах
Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь открывает гостям и паломникам внешнюю сторону своей жизни. Это величественные соборы, богослужения с вдохновенным пением насельниц, дивеевские музеи, где хранятся монастырские реликвии, святые источники. Внутренняя, духовная жизнь, исполненная послушаний и неустанной молитвы, скрыта от посторонних глаз. Ее заповедал дивеевским сестрам святой Серафим Саровский по указанию Самой Пречистой Богородицы, назвавшей Дивеево Своим четвертым уделом. Об особенностях монашеской жизни в Дивеевском монастыре, о том, что такое закрытые Литургии и в чем первая игумения Мария (Ушакова) служит примером для сестер, о необычных случаях помощи по молитвам к преподобному Серафиму узнал корреспондент «Журнала Московской Патриархии». PDF-версия.    
8 февраля 2024 г. 13:00
Игумения Сергия (Конкова): «С верой в Бога можно сделать и невозможное»
В 2023 и 2024 годах в истории Серафимо-­Дивеевского женского монастыря сразу две памятные даты: 120 лет со дня прослав­ления преподобного Серафима Саровского (19 июля / 1 августа 1903 года) и 120 лет со дня кончины первой игумении обители Марии (Ушаковой; † 19 августа / 1 сентября 1904 года). Судьбы первой и нынешней дивеевских игумений имеют сходство. В 1991 году матушка Сергия (Конкова) так же, как некогда игумения Мария, приняла под свое руководство разоренную обитель и за несколько десятилетий привела ее к процветанию. В чем ее предшественница стала примером, как удалось не только возродить обитель, но и создать многочисленные скиты, в чем главные проблемы духовной жизни — об этом игумения Сергия рассказала «Журналу Московской Патриархии». PDF-версия.    
5 февраля 2024 г. 17:00