выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте
Статьи на тему
Новости
Фото Алексея Реутского
11 декабря 2015 г. 14:24
версия для печати версия для печати

Более ста лучших работ современной иконописи представлены на выставке в Москве

В Москве в выставочной галерее «Царская башня» на Казанском вокзале открылась выставка современной иконописи, на которой преставлено более ста работ ведущих иконописцев России. Кроме икон посетители увидят плоскую скульптуру, шитье и мозаику.

Открывая выставку, председатель оргкомитета, епископ Троицкий Панкратий отметил, что мысль ее проведения связана с безвременной кончиной выдающегося иконописца современности Александра Соколова: «Когда Саша ушел от нас, я задумался, что нужно собирать и коллекционировать создаваемые нашими современниками иконы. Ведь лучшие из них могут быть образцами для начинающих иконописцев. Потому и родилась такая идея- собрать лучшие работы и на этой основе создать музей современной православной иконы». Выступающий поблагодарил всех, кто предоставил свои работы, руководство РЖД, спонсоров, благотворителей и организаторов, добавив, что музей планируется открыть на Валааме.
Первая выставка современной иконописи состоялась в России в 1989 году. «Мы организовали ее вместе с Сашей Соколовым, - рассказала искусствовед, специалист в области христианской культуры Ирина Языкова.- И с той поры я стараюсь отслеживать, как работают современные иконописцы». Она подчеркнула важность того, что люди могут увидеть этих мастеров и узнать их имена. Работы для выставки предоставили не только москвичи, но и художники С-Петербурга, Владимира, Суздаля, Твери и даже Свияжска. Здесь соседствуют работы известных мастеров таких как архимандрит Зинон (Теодор) с теми, о ком пока мало кто слышал, например -  Максим Шишуков (Свияжск). Ирина Языкова также предположила, что выставка будет интересна и представителям государственных музеев, где иконопись сегодня ограничена началом ХХ века. «Но жизнь развивается, создаются новые работыа. Благодаря монахине Иулиании (Соколовой) иконописную традицию в России удалось сохранить, это мы и хотели показать»,- сказала искусствовед. 
По словам ответственного редактора Журнала Московской Патриархии и одного из организаторов выставки Сергея Чапнина, современная иконопись- это то, что войдет в историю искусства. «Открывая эту выставку мы переходим на новый этап подготовки и создания музея православной иконы. Большая часть этих работ останутся в музее. И то, что на этой выставке есть иконы разных школ и направлений, говорит, что музейная коллекция может быть собрана», - считает Сергей Чапнин. 
Священник Андрей Давыдов один из тех, чьи работы можно увидеть на этой выставке.
Он убежден, что иконопись и церковное искусство - это индикатор религиозности общества. «Как о возросшем интересе к Православию в России во второй половине XIX свидетельствуют книги Достоевского, Хомякова и других писателей и философов, так и в  искусстве об этом говорит живой, творчески важный, всепоглощающий  процесс в церковной живописи, что и показывает эта выставка. Мы видим, что наша вера жива, развивается,  и глубоко коренится в каждом поколении»,- сказал отец Андрей. 
Для архитекторов выставка стала полезна тем, что здесь хорошо видно, какими разноплановыми по стилю могут быть наполняющие его иконы, считает архитектор, председатель Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов: «С одной стороны яркий сочный стиль отца Андрея Давыдова, с другой- лаконизм Ирины Зарон. Есть какие- то вещи близкие к авангарду, но выполненные в традиции. Это говорит о том, что церковное искусство очень разнообразно. И для меня как архитектора, важно понимать, когда я проектирую храм, какие иконы будут в храме. И здесь можно увидеть все существующее на сегодня многообразие. Тем более, как говорит Ирина Языкова, иконописцы сегодня опережают все остальное церковное искусство».
По словам научного сотрудника духовно-просветительского центра «Покровские ворота» Джованны Парравичини первой ее мыслью, когда она вошла на выставку, было- как показать эту экспозицию в Италии. «В Италии сегодня большой интерес к иконе и русской современной иконе в частности,- рассказала она корреспонденту ЦВ.- К сожалению, на Западе в иконе утрачена, прежде всего, литургическая традиция. Это началось с эпохи Возрожения. Мы  сохранили прекрасные картины и фрески Микела́нджело, Рафаэля и др., но потеряли именно их литургический смысл. Но вернуться к этой традиции может помочь современная русская икона, в которой эта традиция жива. В Италии сегодня около 300 иконописных школ. Стало популярно дарить икону при крещении человека, при рукоположении или венчании. Иногда люди даже не могут объяснить, зачем они выбрали такой подарок, но интуитивно они чувствуют, что в этом есть что-то жизненно важное и я для них и для другого. И в этом смысле трудно переоценить ту миссионерскую работу, которую совершает православная икона». 
  
На выставке «Современные иконописцы России» представлено более 150 работ иконы, шитье, мозаика, плоская скульптура. Они созданы лучшими мастерами и ведущими иконописными мастерскими Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбуга, Твери, Владимира, Архангельска и других городов России. В их числе архимандрит Зинон, Ирина Зарон, священник Андрей Давыдов, Александр Соколов, Александр Чашкин, Дмитрий Мироненко, Александр Стальнов, Валентина Жданова,  Иван Кусов, Максим Шишуков (Свияжск), Филипп Давыдов, Ольга Шаламова, Денис Иванников, выпускники иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры и ПСТГУ. Мозаичные работы представлены  Александром Карнауховым и Валентином Борисенко, шитье – мастерской «Убрус» (рук. Елена Катасонова) и мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург). 
Организаторы выставки – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей.
Адрес выставки:Комсомольская пл., дом 2 (в здании Казанского вокзала),  галерея «Царская башня».
Время работы:  с 11 декабря 2015 года до 19 января 2016 года. Ежедневно с 10 до 20 час, перерыв с 13 до 14 час. Без выходных.

 

11 декабря 2015 г. 14:24
Ключевые слова: культура, иконопись, выставка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Стены монастыря нужно возводить в своем сердце
Раифский Богородицкий мужской монастырь находится в 30 километрах от Казани. Расположенный в Волжско-Камском заповеднике на берегу лесного озера, он притягивает к себе сотни тысяч паломников и туристов. Братия активно занимается миссионерским служением, развивает просветительские и образовательные проекты. Храмы обители всегда открыты для посетителей, многие из которых стремятся сюда, чтобы приложиться к главной святыне — чудотворной «Грузинской» иконе Божией Матери. Почему духовником братии должен быть только игумен, как изменилось новое поколение иноков, в чем специфика православной миссии в Татарстане и может ли братия пользоваться смартфонами, «Журналу Московской Патриархии» рассказал наместник обители игумен Гавриил (Рожнов). PDF-версия.    
18 июня 2025 г. 15:30
Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл: «Мы призваны совершать свою миссию в духе мира и добрососедства»
В 1555 году священнослужители новоучрежденной Казанской епархии начали проповедь о Христе среди местных народов. Эту миссию благословила Сама Царица Небесная, явив девятилетней девочке Матроне Свой Пречистый образ, всемирно ­известный ныне как Казанский и прославившийся многими чудотворениями. Христианская миссия на территории Татарстана совершается и сегодня, но уже направлена на просвещение крещеных соотечественников. Какое влияние на это может оказать будущая Казанская духовная академия, что лежит в основе гармоничных отношений православных и мусульман Татарстана, какие характерные отличия у поколения молодых священников? Об этом «Журналу Московской Патриархии» рассказал митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл. PDF-версия.    
13 июня 2025 г. 13:00
История одного обретения мощей
В июне 2025 года исполняется 25 лет со времени обретения мощей преподобного Иисуса Анзерского, основателя Голгофо-Распятского скита, скончавшегося в 1720 году, и священномученика Владимира Введенского, скончавшегося в 1931 году в том же, но уже превращенном в лагерь скиту на острове Анзер. Эти два обретения неразрывно связаны с обретением мощей священномученика Петра (Зверева), архиепископа Воронежского. Обо всем этом рассказывает участник событий — церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Орловский), возглавлявший в 1999 году рабочую группу при Синодальной комиссии по канонизации святых. Тогда по благословению Патриарха Алексия II на острове Анзер Соловецкого архипелага начались поиски места захоронения архиепископа Воронежского Петра (Зверева), скончавшегося в Соловецком лагере. PDF-версия.    
11 июня 2025 г. 18:00