iPad-версия Журнала Московской Патриархии выпуски Журнала Московской Патриархии в PDF RSS 2.0 feed Журнал Московской Патриархии в Facebook Журнал Московской Патриархии во ВКонтакте Журнал Московской Патриархии в Twitter Журнал Московской Патриархии в Живом Журнале Журнал Московской Патриархии в YouTube
Статьи на тему
Хоровая школа на Монастырском острове
В нынешнем учебном году церковно-дирижерское отделение факультета церковных искусств Санкт-Петербургской духовной академии помимо трехвекового юбилея самой академии готовится отпраздновать сорокалетие первого официального выпуска регентов в Советском Союзе (в 1982 году дипломы получили в том числе впоследствии ставшие заведующими регентским отделением Михаил Ващенко и Елена Гундяева). Кроме того, ровно десять лет назад регентское отделение перешло на принятые на тот момент в стране образовательные стандарты бакалавриата, а еще пять лет спустя на новообразованном факультете церковных искусств — раньше всех остальных духовных школ на территории России — официально приступили к подготовке бакалавров по профилям «Церковно-дирижерское искусство» и «Регент церковного хора». PDF-версия.
20 ноября 2021 г. 13:00
Второе явление Спаса Нерукотворного
На июньском Синоде (см. Журнал № 36) в общецерковный месяцеслов было внесено празднование 24 мая (6 июня) явления в Ярославле чудотворного образа Спаса Нерукотворного. В апреле этого года одна из древнейших и почитаемых святынь Ярославской земли (наряду с Толгской иконой Божией Матери) была торжественно передана из фондов городского художественного музея на хранение в Спасо-Афанасиевский монастырь. Явленный больше четырех столетий назад образ Спасителя был изъят вместе с другими церковными ценностями в начале 1930-х годов и долгие десятилетия считался навсегда утраченным. Несколько лет назад благодаря сотрудничеству Церкви и музея чудотворный образ был найден, отреставрирован и из музейного хранилища перенесен в храм для всенародного поклонения. PDF-версия.
13 октября 2021 г. 17:00
Загадки «Гостеприимства»
В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева восстановлена икона из разрушенной московской церкви. Ее реставрация заняла десять лет и завершилась только что. Икона Пресвятой Троицы из московского Преображенского храма в Спасcкой слободе — то из немногого, что уцелело от этой некогда богатейшей приходской церкви древней российской столицы; от самого же домовладения до нас дошла только… чугунная кованая ограда (давным-давно перенесенная к другому храму — святых апостолов Петра и Павла на Новой Басманной улице). Не считая, разумеется, собственно топонимов — Садовой-Спасской и Большой Спасской улиц, наименованных по слободе, унаследовавшей в свою очередь название от известного с 1625 года храма, который в то время был деревянным. PDF-верия.
13 августа 2021 г. 11:00
Дмитрий Мироненко: «Иконография Александра Невского — живая многоголосая проповедь»
В издательстве Свято-Троицкой Александро-Невской лавры при поддержке петербургского Комитета по печати и взаимодействию со СМИ вышла книга Дмитрия Мироненко «Образ святого Александра Невского в русском искусстве XVI — начала XXI вв.». Это уникальная монография, автор кото­рой, заведующий лаврской иконописно-реставрационной мастерской святого ­Иоанна Дамаскина кандидат искусствоведения Дмитрий Мироненко, едва ли не впервые как в отечественном искусствоведении, так и в историографии образов святого Александра Невского представляет читателям максимально полный обзор иконографии этого угодника Божия. Большеформатный фолиант вместил свыше сотни репродукций произведений русского искусства из 35 государственных, церковных и частных музеев Российской Федерации и Финляндии, основная часть которых приходится на иконы пяти столетий (как широко известные, так и редко публикуемые). Разумеется, пересказать содержание столь масштабной книги в журнальном материале невозможно, поэтому «Журнал Московской Патриархии» попросил ее автора рассказать о самых важных и интересных положениях работы. PDF-версия.  
22 июля 2021 г. 15:00
Новости
Фото Алексея Реутского
11 декабря 2015 г. 14:24
версия для печати версия для печати

Более ста лучших работ современной иконописи представлены на выставке в Москве

В Москве в выставочной галерее «Царская башня» на Казанском вокзале открылась выставка современной иконописи, на которой преставлено более ста работ ведущих иконописцев России. Кроме икон посетители увидят плоскую скульптуру, шитье и мозаику.

Открывая выставку, председатель оргкомитета, епископ Троицкий Панкратий отметил, что мысль ее проведения связана с безвременной кончиной выдающегося иконописца современности Александра Соколова: «Когда Саша ушел от нас, я задумался, что нужно собирать и коллекционировать создаваемые нашими современниками иконы. Ведь лучшие из них могут быть образцами для начинающих иконописцев. Потому и родилась такая идея- собрать лучшие работы и на этой основе создать музей современной православной иконы». Выступающий поблагодарил всех, кто предоставил свои работы, руководство РЖД, спонсоров, благотворителей и организаторов, добавив, что музей планируется открыть на Валааме.
Первая выставка современной иконописи состоялась в России в 1989 году. «Мы организовали ее вместе с Сашей Соколовым, - рассказала искусствовед, специалист в области христианской культуры Ирина Языкова.- И с той поры я стараюсь отслеживать, как работают современные иконописцы». Она подчеркнула важность того, что люди могут увидеть этих мастеров и узнать их имена. Работы для выставки предоставили не только москвичи, но и художники С-Петербурга, Владимира, Суздаля, Твери и даже Свияжска. Здесь соседствуют работы известных мастеров таких как архимандрит Зинон (Теодор) с теми, о ком пока мало кто слышал, например -  Максим Шишуков (Свияжск). Ирина Языкова также предположила, что выставка будет интересна и представителям государственных музеев, где иконопись сегодня ограничена началом ХХ века. «Но жизнь развивается, создаются новые работыа. Благодаря монахине Иулиании (Соколовой) иконописную традицию в России удалось сохранить, это мы и хотели показать»,- сказала искусствовед. 
По словам ответственного редактора Журнала Московской Патриархии и одного из организаторов выставки Сергея Чапнина, современная иконопись- это то, что войдет в историю искусства. «Открывая эту выставку мы переходим на новый этап подготовки и создания музея православной иконы. Большая часть этих работ останутся в музее. И то, что на этой выставке есть иконы разных школ и направлений, говорит, что музейная коллекция может быть собрана», - считает Сергей Чапнин. 
Священник Андрей Давыдов один из тех, чьи работы можно увидеть на этой выставке.
Он убежден, что иконопись и церковное искусство - это индикатор религиозности общества. «Как о возросшем интересе к Православию в России во второй половине XIX свидетельствуют книги Достоевского, Хомякова и других писателей и философов, так и в  искусстве об этом говорит живой, творчески важный, всепоглощающий  процесс в церковной живописи, что и показывает эта выставка. Мы видим, что наша вера жива, развивается,  и глубоко коренится в каждом поколении»,- сказал отец Андрей. 
Для архитекторов выставка стала полезна тем, что здесь хорошо видно, какими разноплановыми по стилю могут быть наполняющие его иконы, считает архитектор, председатель Гильдии храмоздателей Андрей Анисимов: «С одной стороны яркий сочный стиль отца Андрея Давыдова, с другой- лаконизм Ирины Зарон. Есть какие- то вещи близкие к авангарду, но выполненные в традиции. Это говорит о том, что церковное искусство очень разнообразно. И для меня как архитектора, важно понимать, когда я проектирую храм, какие иконы будут в храме. И здесь можно увидеть все существующее на сегодня многообразие. Тем более, как говорит Ирина Языкова, иконописцы сегодня опережают все остальное церковное искусство».
По словам научного сотрудника духовно-просветительского центра «Покровские ворота» Джованны Парравичини первой ее мыслью, когда она вошла на выставку, было- как показать эту экспозицию в Италии. «В Италии сегодня большой интерес к иконе и русской современной иконе в частности,- рассказала она корреспонденту ЦВ.- К сожалению, на Западе в иконе утрачена, прежде всего, литургическая традиция. Это началось с эпохи Возрожения. Мы  сохранили прекрасные картины и фрески Микела́нджело, Рафаэля и др., но потеряли именно их литургический смысл. Но вернуться к этой традиции может помочь современная русская икона, в которой эта традиция жива. В Италии сегодня около 300 иконописных школ. Стало популярно дарить икону при крещении человека, при рукоположении или венчании. Иногда люди даже не могут объяснить, зачем они выбрали такой подарок, но интуитивно они чувствуют, что в этом есть что-то жизненно важное и я для них и для другого. И в этом смысле трудно переоценить ту миссионерскую работу, которую совершает православная икона». 
  
На выставке «Современные иконописцы России» представлено более 150 работ иконы, шитье, мозаика, плоская скульптура. Они созданы лучшими мастерами и ведущими иконописными мастерскими Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбуга, Твери, Владимира, Архангельска и других городов России. В их числе архимандрит Зинон, Ирина Зарон, священник Андрей Давыдов, Александр Соколов, Александр Чашкин, Дмитрий Мироненко, Александр Стальнов, Валентина Жданова,  Иван Кусов, Максим Шишуков (Свияжск), Филипп Давыдов, Ольга Шаламова, Денис Иванников, выпускники иконописной школы Троице-Сергиевой Лавры и ПСТГУ. Мозаичные работы представлены  Александром Карнауховым и Валентином Борисенко, шитье – мастерской «Убрус» (рук. Елена Катасонова) и мастерской Ново-Тихвинского монастыря (Екатеринбург). 
Организаторы выставки – Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, Содружество в поддержку современной христианской культуры «Артос» и Гильдия храмоздателей.
Адрес выставки:Комсомольская пл., дом 2 (в здании Казанского вокзала),  галерея «Царская башня».
Время работы:  с 11 декабря 2015 года до 19 января 2016 года. Ежедневно с 10 до 20 час, перерыв с 13 до 14 час. Без выходных.

 

11 декабря 2015 г. 14:24
Ключевые слова: культура, иконопись, выставка
HTML-код для сайта или блога:
Новые статьи
Нужны ли таинства нецерковным людям
Этим материалом «Журнал Московской Патриархии» продолжает цикл публикаций, задача которого — дать ответы известных и уважаемых духовников на самые острые и актуальные практические вопросы пастырского служения. Идея именно в том, что это не ответ одного пастыря, а целая палитра мнений, охватывающих разные аспекты темы и часто не совпадающих между собой. Такой подход позволяет шире взглянуть на проблему, учесть многообразие современного пастырского опыта и соотнести его с теми трудностями, которые возникают в контексте служения у каждого священника. Основой для этих статей служат публикации интернет-портала «Пастырь», созданного при совместном участии Православного Свято-Тихоновского богословского института и Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, чтобы поддерживать диалог и обмен практическим опытом между духовенством Русской Церкви. Все наши читатели в священном сане могут присоединиться к этому обсуждению и продолжить общение после регистрации на портале «Пастырь». PDF-версия.  
10 января 2022 г. 16:30
Когда отверзается и когда затворяется
Обычай совершения Божественной литургии при закрытых царских вратах иереями, являющийся отличительной особенностью богослужебной практики в Русской Православной Церкви, в течение последних лет становится предметом оживленной дискуссии. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в указе от 31 декабря 2014 года благословил совершение Божественной литургии во всех храмах Русской Православной Церкви в праздник Рождества Христова с отверстыми царскими вратами по «Отче наш», аргументируя свое распоряжение «особым миссионерским значением праздничного богослужения». Бесспорно, апостольский, миссионерский характер церковного богослужения должен рассматриваться как существенный мотив, определяющий те или иные изменения в литургической практике. Но не менее важным является соответствие сложившегося порядка совершения Божественной литургии богословскому и догматическому учению Церкви о таинстве Евхаристии, о котором «Журналу Московской Патриархии» рассказал преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви протодиакон Константин Маркович. PDF-версия.  
5 января 2022 г. 14:00